Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Метод – слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием [4, с. 8].

     Методические  приемы — это конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями. Например, приемы сопоставления разномасштабных карт, определения скорости течения и ширины реки, измерения высоты и крутизны склона и т.д. Таким образом, прием как категория частной дидактики (методики) является более узкой таксономической единицей, чем метод. Каждый метод состоит из множества взаимосвязанных между собой приемов. Не владея методическими приемами, невозможно овладеть методами обучения предмету.

     Для того чтобы разобраться, какие методы наиболее эффективны для достижения различных образовательных целей, их необходимо классифицировать, т.е. распределить по нескольким группам, объединяющим сходные методы.

     Для классификации методов обучения, необходимо выбрать основания классификации – классификационные признаки. При этом признак может быть взят только один. В противном случае в одной группе окажутся разнородные методы. На основании выбранных признаков в дидактике выделяют сегодня до 10 классификационных групп методов. Так, известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по способам приобретенных знаний (Т.С. Назарова, Н. К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С. И. Петровский, И. С. Матрусов, В. П. Голов) и др.

     Методы  обучения – это совокупность приемов  и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

     В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается  как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся.

     Методы  обучения можно подразделить на три  обобщенные группы:

     1. Пассивные методы;

     2. Активные методы;

     3. Интерактивные методы.

      Пассивный метод – это форма  взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя (рис. 1.1).

     

     Рис. 1.1. Пассивный метод обучения

     Связь учителя с учащимися в пассивных  уроках осуществляется посредством  опросов, самостоятельных, контрольных  работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. [4, с. 27].

     С учетом этих плюсов, многие учителя  предпочитают пассивный метод остальным  методам. Надо сказать, что в некоторых  случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция – самый распространенный вид пассивного урока.

      Активный метод – это форма  взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в  ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока (рис. 1.2).

     

 

     Рис. 1.2. Активный метод обучения 

     Если  в пассивном уроке основным действующим  лицом и менеджером урока был  учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

     Интерактивный метод заключается в следующем. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога  с кем-либо (рис. 1.3). Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

     

     Рис. 1.3. Интерактивный метод обучения 

     Следовательно, основными составляющими интерактивных  уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются  учащимися. Важное отличие интерактивных  упражнений и заданий от обычных  в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

       Классификация методов обучения по источникам знаний позволяет выделить методы общие  и частичные. В этой градации общие  методы определяют направление учебного познания, а частичные – детерминируют приемы учебной деятельности (табл. 1.1).

       Таблица 1.1

Классификация методов обучения по источникам знаний 

    Общие методы
    Частные методы
Наблюдения  и опыты Наблюдение  объектов и явлений .
Работа  с печатными источниками знаний Работа с  учебником, хрестоматией, учебными текстами, журнальными статьями ит.д.
Работа  с наглядно-образными источниками знаний Работа с  натуральными объектами, муляжами учебными картинами, фотоизображениями, слайдами, кинофильмами
Работа  со схематическими (знаковыми) источниками знаний Работа с  таблицами, схемами, моделями,
 

       В каждом из последующих методов степень  активности и самостоятельности  в деятельности обучаемых нарастает.

       Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации [12, с. 175].

       Репродуктивный  метод обучения – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях [12, с. 179]

       Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые  различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

       Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного  поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических  программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.

       Исследовательский метод обучения - метод, в котором  после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

       Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения.

       Общие и частные методы выбирают в зависимости  от содержания, цели и организации  урока.

     Таким образом, методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

     Методы  обучения являются одним из важнейших  компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

     Выводы  по первой главе.

     Процесс обучения технологии в современной  школе должен отражать изменения в обществе и сосредоточиться на учебном проектировании, которое научит ребят решать задачи окружающего мира. Причем важно, чтобы в школах были не только уроки технологии, но и дополнительное образование технологической направленности. Это могут быть кружки по техническому творчеству, художественным ремеслам, информатике, авиа- и судомоделированию. Могут даже создаваться профильные классы: информационно-технологические, художественно-технологические, физико-технические.

     Основной принцип реализации программы технологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Технология – предмет особенный, ему требуется материально-техническая база.

     Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. 

Глава 2. Методика организации  работы по технологии

     2.1. Процесс трудового  становления личности  учащегося через образовательную область «Технология» 

     Развитие  и становление личности учащегося  осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе, который организует и осуществляет то или иное общеобразовательное  учреждение: общеобразовательная школа, гимназия, лицей и т.д.

     Общий учебно-воспитательный процесс включает в себя отдельные учебно-воспитательные процессы, связанные с изучением  различных предметов или образовательных  областей: математики, физики, биологии, технологии и других.

     Образовательная область «Технология» охватывает отдельные варианты учебных блоков-модулей, составляющих содержание обучения по трем основным направлениям: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд [11, с. 73].

     Технический труд изучается мальчиками городских  общеобразовательных учреждений. Он включает в себя следующие блоки-модули: технология ручной и машинной обработки конструкционных материалов; строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы; техника (элементы машиноведения); электротехника и электроника; информационные технологии; художественная обработка материалов; экономика семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.

     Обслуживающий труд изучают девочки городских  школ. В него входит: технология обработки тканей и пищевых продуктов; культура дома; техника (элементы машиноведения); электротехника и электроника; художественная обработка материалов; информационные технологии; экономика семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.

     Сельскохозяйственный  труд изучается в сельских общеобразовательных  школах в двух вариантах.

Информация о работе Методы обучения технологии