Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Вариант 1 (для мальчиков) включает в себя: технологии сельскохозяйственного  производства; технологию ручной и  машинной обработки конструкционных материалов; строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы; технику (элементы машиноведения); электротехнику и электронику; информационные технологии; художественную обработку материалов; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.

     Вариант 2 (для девочек) охватывает следующие  учебные блоки: технологии сельскохозяйственного  производства; технологию обработки  тканей и пищевых продуктов; культуры дома; техники (элементы машиноведения); электротехники и электроники; художественной обработки материалов; информационные технологии; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.

     Каждое  из указанных направлений и вариантов  учебных блоков-модулей дополняется относительно самостоятельным учебным предметом «Черчение и графика». В лицеях и гимназиях могут изучаться курсы «Основы технологической культуры», «Имидж делового человека», «Дизайн изделий» и др.

     Заслуживает внимания рассмотрение блок-модуль образовательной области «Технология», состоящий из пяти базовых элементов.

     Деятельность  человека по непосредственному преобразованию материалов. Эта деятельность обусловливается  практическими техническими знаниями.

     •    Собственно технологии преобразования (изменения) материалов. Они отражаются в конкретных технологических знаниях.

     • Функционирование техники, как средства технологической деятельности. При этом осуществляется преобразование энергии. Сведения о технике и ее функционировании закреплены в конструктивно-технических знаниях.

     • Получение, хранение и преобразование информации о технологических процессах, которые заключены в информационно-технических знаниях.

     • Социально-техническое и технико-экономическое обоснование технологической деятельности, что обеспечивается социально-техническими знаниями, знаниями основ предпринимательства.

     Логической  связкой, объединяющей все пять базовых  элементов, является проектирование полного  преобразовательного технологического процесса от идеи или замысла до их реализации.

     Технология  включает в себя также внеклассную  работу по технике и труду, организацию  различных видов труда учащихся, учебно-воспитательную работу по их профессиональной ориентации.

     В рамках образовательной области  в старших классах может быть организовано начальное профессиональное обучение, то есть подготовка учащихся по отдельным специальностям и профессиям.

     Таким образом, образовательная область «Технология» играет исключительно важную роль в разностороннем развитии личности учащихся: интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом. Эта образовательная область вместе с технологической направленностью изучения основ наук, то есть показом применения их законов в практической деятельности людей вообще, составляют целую систему трудового становления учащихся.

     2.2. Активные методы обучения на уроках технологии

     Работа  с устными и  письменными текстами на уроке

     Традиционные  формы проведения занятий, на которых  учитель устно излагается учебный  материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.

     На  таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
  • постановка проблемных вопросов,
  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

     Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:

  • задания исследовательского характера,
  • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
  • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
  • обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

     Виды  обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

     Разыгрывание  ролей создает на уроке взаимозависимость  учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

     В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов  участников группы. Это позволяет  приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники  имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

  • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.
  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

     Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),
  • проектные методы обучения,
  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
  • интегрированные уроки,
  • интегрированные проекты,
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

     О применении на уроках технологии имитационных и неимитационных методов обучения уже говорилось выше, рассмотрим интегрированные  уроки и интегрированные проекты.

     Интеграция  как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.

     Интеграция  ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает  мышление учителей, расширяя их научный диапазон.

     Интегративные связи отдельных блоков и модулей  ОО Технология с другими общеобразовательными предметами, реализация которых возможна (таблица 2.1).

     Таблица 2.1

Межпредметные связи образовательной  области «Технология»

Название  основных блоков и модулей ОО Технология      Интеграция  с предметами
Культура  дома, технология обработки ткани, пищевых  продуктов ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история  и др.
Производство  и окружающая среда Биология, экология, физика, химия, география и др.
Электрорадиотехнологии Физика, история  и др.
Информационные  технологии ИВТ (графика), математика, история и др.
 

     Интеграция  подразделяется на два основных вида:

  • Горизонтальная – наиболее распространенный способ объединения сходного материала ряда предметов (например, “История костюма”, “Кулинария разных стран мира”, “Дизайн жилого помещения” и др.)
  • Вертикальная – объединение одним учителем того материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Кулинария”, “Конструирование и моделирование” и др.)

     Интеграция  в ОО Технология возможна через разовые  интегрированные уроки, блоки интегрированных  уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты  и др.

     Одно из направлений совершенствования обучения в нашей школе – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания.

     Интегрированный урок – это урок, в котором  вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:

  • Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
  • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
  • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.

     Интегрированные уроки отличаются от традиционного  использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое  включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.

     Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь  между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

     Требования  к планированию, организации и  проведению интегрированных уроков:

Информация о работе Методы обучения технологии