Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа
Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5
1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9
1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16
Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24
2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27
2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………...............................43
Приложения……………………………………………………………………...45
Вариант 1 (для мальчиков) включает в себя: технологии сельскохозяйственного производства; технологию ручной и машинной обработки конструкционных материалов; строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы; технику (элементы машиноведения); электротехнику и электронику; информационные технологии; художественную обработку материалов; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.
Вариант 2 (для девочек) охватывает следующие учебные блоки: технологии сельскохозяйственного производства; технологию обработки тканей и пищевых продуктов; культуры дома; техники (элементы машиноведения); электротехники и электроники; художественной обработки материалов; информационные технологии; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение.
Каждое
из указанных направлений и
Заслуживает внимания рассмотрение блок-модуль образовательной области «Технология», состоящий из пяти базовых элементов.
Деятельность
человека по непосредственному
• Собственно технологии преобразования (изменения) материалов. Они отражаются в конкретных технологических знаниях.
• Функционирование техники, как средства технологической деятельности. При этом осуществляется преобразование энергии. Сведения о технике и ее функционировании закреплены в конструктивно-технических знаниях.
• Получение, хранение и преобразование информации о технологических процессах, которые заключены в информационно-технических знаниях.
• Социально-техническое и технико-экономическое обоснование технологической деятельности, что обеспечивается социально-техническими знаниями, знаниями основ предпринимательства.
Логической
связкой, объединяющей все пять базовых
элементов, является проектирование полного
преобразовательного
Технология
включает в себя также внеклассную
работу по технике и труду, организацию
различных видов труда
В рамках образовательной области в старших классах может быть организовано начальное профессиональное обучение, то есть подготовка учащихся по отдельным специальностям и профессиям.
Таким образом, образовательная область «Технология» играет исключительно важную роль в разностороннем развитии личности учащихся: интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом. Эта образовательная область вместе с технологической направленностью изучения основ наук, то есть показом применения их законов в практической деятельности людей вообще, составляют целую систему трудового становления учащихся.
Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:
Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:
Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
О
применении на уроках технологии имитационных
и неимитационных методов обучения
уже говорилось выше, рассмотрим интегрированные
уроки и интегрированные
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.
Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.
Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами, реализация которых возможна (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Межпредметные связи образовательной области «Технология»
Название основных блоков и модулей ОО Технология | Интеграция с предметами |
Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов | ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др. |
Производство и окружающая среда | Биология, экология, физика, химия, география и др. |
Электрорадиотехнологии | Физика, история и др. |
Информационные технологии | ИВТ (графика), математика, история и др. |
Интеграция подразделяется на два основных вида:
Интеграция в ОО Технология возможна через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др.
Одно из направлений совершенствования обучения в нашей школе – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания.
Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:
Интегрированные
уроки отличаются от традиционного
использования межпредметных
Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков: