Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)
  • Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
  • Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
  • Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
  • Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
  • Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
  • Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.

     Данные  уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка. В зависимости от темы: выполняются  эскизы, макеты, шьются модели одежды (в  масштабе или в натуральную величину), подбирается музыкальное сопровождение и видео-ряд (мульти-медиа-презентация).

     Еще одной из форм работы с учащимися  являются интегрированные и социальные проекты, под руководством учителя.

     Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию [17, с. 23].

     Интегрированные проекты (в нашем понимании)это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.

     “Электронный  журнал”, “Электронные учебные пособия” и сайты. Они выполняться учащимися  в рамках учебной деятельности в  течение года и ежегодно дополняются  и обновляются.

     Данные  проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявкам педагогов и используются на уроках и в процессе преподавания элективных курсов в качестве дополнительных источников информации.

     В качестве примера можно привести проект сайта, который является действующей  локальной версией и регулярно обновляется. Для проекта сайта была выбрана тема “Азбука потребительских знаний”. На сайте объясняется место потребителей в современной экономике, раскрываются права и обязанности потребителей, рассказывается об алгоритме действий в типичных потребительских ситуациях. Отдельные разделы посвящены действиям потребителей при пользовании службой быта, образовательными, медицинскими и финансовыми услугами, рассказывается о потребительской культуре покупателя и самозащите потребителей.

     Еще один пример – это школьный журнал “Баттерфляй”. Электронный журнал – удачно сочетает в себе отдельные разделы, выполненные учащимися о школьной жизни: “Мастер-класс”, “Декада ШМО “Веста””, “Школьная мода”, “Информация об участии школьников в городских конкурсах, фестивалях, выставках”, “Кулинарная страничка” дайджест популярных изданий “Секреты макияжа”, “Профессиональный гороскоп”, “Дамы посмеемся”, тесты и др.

     Таким образом, активные методы обучения технологии содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций. 

     1.3. Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса

     Всю деятельность учителя технологии, как  и учителя любого другого учебного предмета, можно разделить на две части. Первая - подготовка, планирование, предварительное построение всего хода учебно-воспитательного процесса. Вторая - осуществление этого процесса, то есть его выполнение с заранее продуманным и отобранным содержанием обучения и воспитания, методами, средствами и условиями воспитывающе-познавательной деятельности учащихся.

     В необходимости предварительного продумывания и проектирования учебно-воспитательного  процесса, который только еще предстоит  выполнить, проявляется специфика  учительской профессии, ее особо творческий характер. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая - учебно-воспитательный процесс зависит от конкретных учеников, на обучение и воспитание которых он направлен, от их познавательных возможностей, личных качеств и т.д. Поэтому, несмотря на имеющиеся учебные программы, учебники, многочисленные рекомендации ученых и учителей-практиков по осуществлению учебно-воспитательного процесса, конкретный процесс обучения и воспитания для конкретных учеников разрабатывает в конечном итоге сам учитель.

     Вторая  причина - учебно-воспитательный процесс  протекает в конкретных условиях, в определенной социальной и культурной среде. Для изучения технологии очень  важно производственное окружение  общеобразовательного учреждения, его  учебно-материальная база и т.д. Все это учитывается при организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся при изучении технологии.

     Характерной особенностью профессионально-педагогической деятельности учителя технологии является то, что она включает в себя организацию и руководство практическими работами учащихся в виде производственного труда по изготовлению изделий. Отсюда и существовавшее ранее название учебного предмета – «Трудовое обучение» или просто «Труд». На труд по изготовлению изделий по учебной программе отводится больше половины (до 75%) учебного времени [18, с. 11].

     Учитель технологии проектирует не только собственно учебно-воспитательный процесс, но и  включает в него производственный процесс  по изготовлению изделий из различных  материалов, технологию этого процесса, необходимые рабочие и измерительные инструменты и т.д. Готовя учебный процесс, учитель выполняет следующую работу:

     •     Отбирает учебный материал для изучения школьниками. Опираясь на учебные программы, учебники и учебно-методические рекомендации и учитывая познавательные возможности учащихся, определяет его содержание и объем и распределяет по урокам и другим занятиям (кружкам, факультативам и т.д.), то есть планирует изучение учебного материала по времени и формам обучения.

     •     Определяет структуру планируемых  методов обучения, содержание и характер познавательной деятельности учащихся.

     •     Определяет и готовит различные  средства обучения: плакаты, таблицы, модели, макеты, реальные объекты, чертежи, эскизы, технические рисунки и другие средства наглядности. Подбирает необходимые средства обучения, в том числе программированного обучения и контроля и т.д.

     •    Производит отбор объектов труда  учащихся. Определяет необходимый материал для изготовления изделий, выполняет  заготовки, подбирает рабочий и измерительный инструмент и приспособления. Затем, как правило, прежде чем дать задание изготовлять эти изделия учащимся, сам выполняет его. Это позволяет уточнить технологию изготовления изделия и изготовить его образец, который будет служить средством наглядности для учащихся.

     •     Планирует весь ход каждого предстоящего учебного занятия, разрабатывая сценарии их проведения и фиксируя это письменно  в планах-конспектах уроков.

     •     Вместе с проектированием и планированием  учебного процесса определяется содержание, методы и средства воспитывающей деятельности. Для чего определяется уровень воспитанности отдельных учащихся и класс­ных коллективов в целом. На этой основе подбираются различные виды воспитывающей деятельности, с помощью которых развиваются интеллектуальные, духовно-нравственные, физические и другие качества личности. Затем планируются и непосредственно организационно готовятся воспитательные приемы и ситуации.

     Обобщая характер и содержание работы учителя  технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса, можно заключить, что вся она направлена на создание реального проекта учебно-воспитательного процесса с учетом всех обучающих и воспитывающих влияний на учащихся.

     Разработка  уроков технологии должна осуществляться учителем с применением различных методов обучения и их реализация в процессе преподавания. Пример разработки уроков «Технологии» 8 класса» представлен в приложении 1.

     Реализуя  заранее спланированный учебно-воспитательный процесс, учитель технологии выполняет следующую работу:

     •     Систематически излагает учебный материал, используя для этого различные  методы обучения: рассказ, объяснение, беседу и другие. Излагая учебный  материал, учитель руководит вниманием учащихся, постоянно активизируя его. Иллюстрирует материал примерами, фактами, применяя различные средства наглядности.

     •     Руководит познавательной деятельностью  учащихся, работой по применению и  закреплению знаний, по формированию умений и навыков.

     •     Значительное место в работе учителя  технологии занимает деятельность по непосредственной организации и руководству практическими работами учащихся.

     •     Учитель постоянно контролирует всю учебно-познавательную деятельность учащихся и оценивает ее результаты.

     •     Руководит воспитательной деятельностью учащихся, в которой формируются и закрепляются социально значимые качества личности и мировоззрение учащихся.

     •     В воспитании учащихся в процессе обучения и в специально организованной воспитательной деятельности учитель  также постоянно контролирует, как формируются те или иные качества личности учащихся, оценивает результаты воспитания.

     Сделать уроки технологии более эффективными помогает внимание к проблеме преемственности между начальной школой и средним звеном.

     Она выражается в тесном контакте между учителями начальной школы и технологии. Особенно актуальным это становится в свете сокращения часов технологии в начальном звене. Здесь на помощь приходит анкетирование учителей начальной школы, помогающее полнее понять проблемы в подаче необходимых для среднего звена технических знаниях и последующих путях их решения. Эффективным средством является взаимное посещение уроков, экскурсии в школьные мастерские учащихся начальной школы, а возможно и проведение для них ряда занятий.

     Для большей эффективности организации преподавания технологии учителю необходимо изучение предлагаемого разными авторами программно-методического обеспечения с целью сравнения и определения оптимальных путей реализации программы.

       В последнее время в связи  с сокращением часов технического труда появляются затруднения в плане “сжатия” программы для максимально полного информирования учащихся о методах и приёмах ручной и механической обработки материалов. Поэтому необходимо идти по пути максимально возможно изучения вех издаваемых работ по технологии, чтобы выделять из них рациональное зерно.

     Очень целесообразно использование разнообразных средств обучения. В том числе популярных сегодня информационно-коммуникационных средств (приложение 2).

       В соответствии с путями реализации  программы учитель подбирает средства обучения, среди которых могут быть разработанные самим учителем, позволяющие использовать в процессе обучения все виды восприятия и памяти (зрительной, слуховой, двигательной): таблица “План урока” включающая в себя графические элементы, модели инструментов, тематически систематизированные карточки со словами терминами, названиями инструментов, приспособлений, механизмов. Сочетание различных форм контроля: кроссворды, карточки с вопросами по отдельным темам, самопроверка по “сорбонкам” (термин – его определение) с опорными понятиями изучаемых тем, программированный опрос – все они помогают более глубоко прорабатывать программный материал.

     По  возможности необходимо стремиться использовать мультимедийные средства обучения, которые позволяют путём проецирования на экран расширить визуальный ряд учебников и плакатов, внести разнообразие в устоявшийся ход урока.

     Обязательно нужна предметно-практическая преобразующая деятельность учащихся, т.е. обучение владению инструментами и технологическим оборудованием (приложение 3), изготовление изделий, элементы метода проектов.

     Практическое  знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда  – мастерам своего дела.

     Таким образом, учитель на уроках технологии должен стремиться соединять теорию с практикой, учить работать головой и руками, созидать, формируя тем самым готовность к самостоятельному труду, выбору профессии, больше того – способствовать развитию учащегося в целом.

Информация о работе Методы обучения технологии