Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     1.2. Современные проблемы технологического образования школьников

     Обучение  школьников в образовательной области  «Технология», как и вся система  образования, направлено на решение  задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим  образом связано с процессами социапьно-экономических изменений в обществе [2, с. 19].

     Изменения в социально-экономической сфере  общества, естественно, привели к  изменениям в системе образования, так как школа - это часть общества. Меняются ценностные ориентации в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении и воспитании в частности. Экономический кризис и связанное с ним падение производства негативно сказываются на организации необходимых материальных условий трудового обучения, на его учебно-материальной базе.

     В период социалистического развития страны в условиях государственного регулирования экономики и дефицита рабочих кадров практико-ориентированная  подготовка школьников, получившая название «трудовое обучение», была в основном направлена на выполнение заказа общества на подготовку будущих работников производства. Трудовое обучение школьников и подготовка педагогических кадров на индустриально-педагогических факультетах вузов имели производственную направленность. Решение проблемы трудовых ресурсов играло доминирующую роль, несмотря на то, что в развитом обществе в промышленности занято не более 20-25% трудоспособного населения. Направленность практической учебной деятельности школьников преимуще-ственно на обеспечение потребностей производства далеко не всегда соответ-ствовала интересам школьников, значительная часть которых планировала стать врачами, юристами, учеными, журналистами, работниками сферы образования, культуры и т.д. Это противоречие являлось одной из сущностных проблем тра-диционной системы трудового обучения подрастающего поколения, приобретав-шей особую остроту на этапе старшей школы и вызывавшей неприятие этой системы значительной частью участников образовательного процесса.

     Изменение социально-экономического устройства государства ставит задачу адекватного  реформирования системы общего среднего образования, в том числе и  подготовки школьников к трудовой деятельности. Переход к рыночным отношениям и  возникновение конкуренции на рынке труда создают предпосылки для реализации образовательных потребностей учащихся и обеспечения заказа государства на основе гуманистической парадигмы образования, предполагающей развитие и максимальное использование внутреннего потенциала каждого человека с учетом какего индивидуальных возможностей, так и интересов всего общества в различных сферах и видах деятельности. Достижение поставленных целей должно опираться на развитие самостоятельного образования школьников, построенного на принципах мотивации индивидуапьно значимой учебной деятельности. С позиции организации учебного процесса это означает переход от единых образовательных стандартов и программ к реапизации индивидуальной образовательной траектории как основы последующего профессионально-образовательного развития каждого учащегося.

     В начальный период социально-экономических  преобразований в нашей стране были предприняты шаги по преобразованию системы трудового обучения школьников в систему их технологической  подготовки на широкой основе изучения процессов преобразования материалов, энергии и информации [7, с. 84].

     Развитие  системы технологической подготовки школьников требовало, формирования единой системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения  созданию материапьных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Решение этой задачи предполагало разработку интегративной педагогической технологии практического обучения школьников в рамках комплексной системы, которая позволяла бы осуществлять такое обучение по всем направлениям общего среднего образования, на всех его уровнях и этапах.

     Содержание  трудового обучения в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации  в этот переходный период претерпевает некоторые изменения. Эти изменения осуществляются, в основном, на региональном уровне и, непосредственно, самими школами. Вносить в определенных пределах изменения и дополнения в учебные программы разрешается самим учителям. В целом, трудовое обучение школьников в настоящее время характеризуется следующим содержанием. В начальной школе (1-3(4) классы) оно строится по-прежнему на примере обработки бумаги, картона, тканей и других материалов. В основной школе (5-9 классы) трудовое обучение дифференцировано.

     Мальчики  городских школ занимаются в учебных мастерских, в основном обработкой древесины и металлов. В некоторых школах, где есть необходимые условия, проводятся элек-тротехнические работы. Девочки в этих школах занимаются обслуживающим трудом на примере обработки тканей, кулина-рии, ухода за жилищем. Трудовое обучение в сельской школе характерно изучением сельскохозяйственного и технического труда (мальчики), и сельскохозяйственного и обслуживающего труда (девочки).

     В сложных условиях современного этапа  развития школы данная проблема не получила необходимого теоретического и методического обеспечения, что привело к стагнации и, в соответствии с законами развития открытых систем, постепенному разрушению интегративной структуры технологической подготовки школьников. От нее стали отделяться разделы экономических, информационных, художественно-графических, профориентационных и других технологий, в результате чего образовательная область «Технология» фактически сокращалась до исходного уровня ремесленного трудового обучения в 5-7 классах.

     Дальнейшее  развитие событий в этом направлении  может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы  и ее переводу на уровень национапьно-регионального  или школьного компонентов обучения как продолжение кризиса конца 80 - начала 90-х годов XX века [11, с. 63].

     В 1992 году разработан государственный  базисный учебный план общеобразовательных  учебных заведений Российской Федерации. В инвариантной части этого плана, то есть в части, определяющей минимальное  количество учебных часов на изучение той или иной области знаний, учебные предметы «Трудовое и профессиональное обучение», а также «Черчение», «Техника как средство жизнедеятельности человека» и некоторые другие трансформированы в образовательную область «Технология», первая программа которой в 1993 году была разработана коллективом под руководством профессоров Симоненко В.Д. и Хотунцева Ю.Л. В 1997 году под руководством В.Д. Симоненко разработана программа образовательной области "Технология" для учащихся І-ХІ классов сельских школ.

     На  современном этапе внедрение образовательной области «Технология» осуществляется в острой борьбе. Сторонники трудового обучения, несмотря на его отсталость, ремесленный характер, отстаивают свои догматически консервативные теории, отдельные отдают приоритет технократическому подходу. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная теория технологического образования школьников на основе культурологического подхода.

     Распад  системы технологической подготовки школьников в определенной степени  объясняется противоборством интересов различных предметов БУП, которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ. Но это не единственная причина, если исходить из того, что все дисциплины БУП составляют части единого целого и находятся в постоянном взаимодействии и развитии.

     Дело, повидимому, втом, что, сосредоточившись в основном на изучении достаточно узкого круга вопросов, связанных  с обработкой конструкционных материалов и сферой быта и не участвуя в  реализации задач большей части  учебных предметов БУП, «Технология» сама постепенно утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников, которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой практико-ориентированной основы системы общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации общего среднего образования признано усиление его практической направленности, и образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Однако на сегодняшний день, не оказывая помощи в осуществлении пракгического обучения школьников в иных, кроме бытовой и производственной сферах деятельности, технология передала реализацию этих функций другим дисциплинам, вынужденным в силу своих возможностей решать задачи модернизации образования на традиционных основах теоретического обучения, что фактически и наблюдается в современной школе, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования.

     Для определения путей выхода из кризиса  необходимо обратиться к целям технологической подготовки школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии, что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и природосообразности обучения подрастающего поколения [9, с. 12].

     Обеспечение практической подготовки в соответствии с традициями и культурой общества предполагает первичное трудовое обучение растущего человека на начальном и среднем этапах школы. Система последующего практико-ориентированного обучения должна создавать условия для природосообразного развития школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами. В этой связи технологическая подготовка, особенно на старшей ступени школы, призвана обеспечивать специализированное практико-ориентированное обучение с учетом предпочтений учащихся в различных сферах деятельности и разнообразия предметов труда (природа, человек, знаковая система, техника, художественный образ).

     Общетехнологическое обучение школьников в 8 классе дополняется  задачами практико-ориентированной  предпрофильной подготовки учащихся 9 класса [16, с. 111].

     На  этапе старшей школы (10-11 кл.) имеет  место совместное (комплексное) решение задач общеобразовательной практической подготовки и специали-зированной прикладной учебной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения.

     Реализация  целостной системы практико-ориентированной  учебной деятельности, связанной со всеми образовательными дисциплинами, дает возможность сдалать образовательную область «Технология» по своему существу общеобразовательной, a связанную с ней подготовку учащихся - универсальной, политехнологической.

     Понятие политехнологической подготовки школьников предполагает расширение общетехнологического образования на все сферы практической деятельности человека в соответствии с разнообразием предметов труда.

     Совместное  решение задач общего (политехнологического) и специального практико-ориентированного обучения определяет систему комплексной технологической подготовки школьников.

     Обеспечивая процессы общего и индивидуального  обучения и развития, комплексная  технологическая подготовка школьников, совместно со всеми предметами и  дисциплинами школьной программы, позволяет создать общеобразовательную основу подготовки выпускников школы к труду и получению профессий в различных сферах деятельности, последовательно развивающуюся на всех ступенях обучения в школе, в том числе на этапах предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов.

     Реализация  целей модернизации системы образования  в части перехода к профильному  обучению на основе политехно-логической подготовки школьников позволяет решать поставленные задачи в контексте современных процессов социально-экономических изменений общества.

     Практика  показывает, что, несмотря на недостаточную  разработанность теоретических  основ комплексного технологического образования, система технологической  подготовки школьников объективно существует и самостоятельно развивается в передовых общеобразовательных учреждениях страны.

     Система технологической подготовки является общепринятой основой функционирования межшкольных учебных комбинатов, где школьники на практике знакомятся с различными сферами производственной, социальной, гуманитарной, художественной и других видов деятельности, имея выбор из широкого спектра не только направлений, но и уровней подготовки (общетехнологическая, допрофессиональная, начальная профессиональная). Решение задач многопрофильного и многоуровневого политехнологического образования при активном взаимодействии с системой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин позволяет превратить межшкольные комбинаты в базовые учреждения многоплановой предпрофильной и профильной подготовки школьников и определяет их функции как важнейших ресурсных центров инновационного развития системы образования.

     Таким образом, дальнейшее определение роли и места технологии в школе в значительной мере зависит от ее включения в решение общих задач развития системы школьного образования и обеспечения процессов его модернизации.  

     1.3. Характеристика методов обучения

     Общество  поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить  в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

     Методы  обучения являются одним из важнейших  компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала [8, с. 95].

     Понятие «метод», как известно, применяют, прежде всего, в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности. Только метод диалектического материализма является подлинно научным основанием для объективного описания и эффективного применения на практике всех других методов человеческой деятельности, в частности методов обучения.

Информация о работе Методы обучения технологии