Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретико-методическое обоснование и практическая разработка форм и методов обучения при проведении вводного занятия по предмету «Кулинария».
Объект исследования – методика преподавания предмета на начальном его этапе изучения
Предмет исследования – формы и методы обучения при проведении вводного занятия.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности начального этапа преподавания предмета(вводного занятия) в условиях начального профессионального образования.
2. Рассмотреть методические аспекты проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования.
3. Разработать план-конспект вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров.
4. Оформить и предложить систему методического обеспечения вводного занятия по предмету «Кулинария»

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты методики проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 5
1.1. Особенности начального этапа преподавания предмета (вводное занятие) в условиях начального профессионального образования 6
1.2. Методики проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования 11
Выводы по главе I 17
Глава II. Методика проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 18
2.1. Практическая разработка вводного занятия(план-конспект) по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 18
2.2. Учебно-методическое обеспечение вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 22
Выводы по главе II 37
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Методика проведения вводного занятия по предмету КУЛИНАРИЯ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

       Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.

     Недостаток, неверный расчет времени.

     Ограниченность  возможностей, размещения участников и т.д.

     Методические  ошибки проведения занятия.

     Концентрация  внимания на аспектах, интересных, скорее, для педагога, чем для детей.

     Размытое  или искаженное предъявление норм поведения  и деятельности.

     Отсутствие  эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних  частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

     Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

     Для вводного занятия могут быть типичны  также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе I

     На  основе анализа изученной литературы можно сделать вывод о том, что успех проведения вводного занятия  по предмету «Кулинария» зависит  от правильной постановки цели.

     Вводное занятие ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать).

     Вводное занятие - совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач.

     Цель  вводного занятия – формирование у учащихся желания обучаться  данной дисциплине а не только получить необходимый минимум знаний.

     В главе I была исследована теоретическая часть, касающаяся вводного занятия. Отражены особенности вводного занятия, так же его виды и типы. Были раскрыты основные ошибки в проведении вводного занятия. Была поставлена цель вводного занятия на этапе преподавания дисциплины. Были представлены варианты проведения вводного занятия. Были выявлены основания выбора методики вводного занятия.

 

Глава II. Практические аспекты методики проведения вводного занятия по предмету «Кулинария»

     2.1. Практическая разработка вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров

     В данном разделе работы разработан план-конспект вводного занятия. Данное вводное занятие  рассчитано  с учетом попарного  расписания предметов.

     В данном случае на вводное занятие  отводится 1 пара – 1ч.20 минут.

     Урок№1

     Количество  часов: 2 часа.

     План:

  1. Курс «Кулинария»
  2. Исторические аспекты дисциплины «Кулинарии»
  3. Перспективы развития дисциплины «Кулинария»

     Цели  преподавания урока:

           Ознакомить  с:

    • Основными понятиями курса «Кулинария»
    • Характеристиками основного оборудования
    • Основными технологическими операциями приготовления пищи
    • Историей становления дисциплины
    • Целями изучения дисциплины

           Воспитать:

  • Чувство ответственности
  • Любовь к предмету
  • Заинтересованность и самопознание
  • Узнать уровень текущих знаний

      Цели  учения:

УЧАЩИЙСЯ  ДОЛЖЕН ЗНАТЬ УРОВЕНЬ

УСВОЕНИЯ

УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ
Основные  понятия 2 Уметь охарактеризовать основные понятия 2
Краткую характеристику основного оборудования 2 Уметь различать  основное оборудование по типам 2
Способы тепловой обработки пищи 2 Уметь систематизировать  способы тепловой обработки пищи 2
Цели  изучения курса «Кулинария» 2 Уметь организовать пути достижения целей курса 2
Перспективы развития дисциплины «Кулинария» 2 Уметь анализировать  действия с основным оборудованием 1
Исторические  аспекты становления дисциплины 2 Уметь анализировать  и классифицировать блюда 1
 

           Тип урока: Изучение нового материала

           Вид занятия: Вводное занятие

           Методы  преподавания:

        • рассказ,
        • беседа,
        • лекция,
        • демонстрация,
        • познавательная игра,

     Метод учения: пассивный (форма взаимодействия учащихся и учителя в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.)

           Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебник, Сборник рецептур
  • Макеты, либо чертежи оборудование

           Материально-техническое  оснащение:

  • Проектор, персональный компьютер или ноутбук

           Перечень  учебных элементов  по теме урока:

  •  Понятия(Кулинария)
  • Термины(Тепловое оборудование)
  • Классификации(Типы оборудования)

           Ход урока по этапам:

ЭТАП  УРОКА ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРЕДСТВА, МЕТОДЫ) ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ (СРЕДСТВА, МЕТОДЫ)
1. Организационный момент Рассказ-вступление(приветствие  учащихся, знакомство педагога с учащимися) Приветствуют преподавателя
2. Введение Рассказ, беседа(Процесс  ознакомления учащихся с курсом изучения дисциплины) Слушаю, задают вопросы
3. Постановка цели урока Рассказ, беседа(цели изучения дисциплины, актуальность дисциплины)  
4. Изложение нового материала(Оборудование в цехах) Иллюстрация, рассказ(характеристика основного оборудования, столового  инвентаря) Слушают, рассматривают  иллюстративный материал, записывают перечень
5. Изложение нового материала(Способы  тепловой обработки) Иллюстрация, пояснение(Основные виды блюд и методы их приготовления) Слушают, записывают ключевые моменты
6. Основы техники безопасности Лекция(Преподаватель  читает лекцию, заостряет внимание на особо важные моменты) Слушают
7. Подведение итогов урока Беседа(Преподаватель  подводит к концу занятия) Учащиеся повторяют  ключевые моменты занятия
8. Рефлексия Беседа(Спрашивает что усвоили, что нового узнали, если что-то было непонятно - разьясняет) Бесебуют с  преподавателем, задают вопросы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Учебно-методическое  обеспечение вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров

         Опорный конспект

     1. Организационный  момент

     - Добрый день!

     - Староста будьте добры список  посещаемых.

     - Давайте познакомимся, я ваш преподаватель.

     2. Введение

     Профессия повара является одной из самых востребованных профессий в сфере обслуживания. В отличие от большинства сервисных профессий, поварское искусство изучается не только поварами. Практически каждый человек обладает какими-то навыками в этой области, поскольку приготовление пищи является одной из самый насущных человеческих забот.

     Кулинария - это искусство приготовления пищи. Сборники рецептур начали составлять с незапамятных времен.

     Первой  кулинарной книгой в полном смысле этого слова, изданной в России в 1779 году, были «Поваренные записки» Сергея Друкавцева. После него был издан «Словарь поваренной, приспешничий, кондитерской и дистилляторский». В него вошли способы обработки продуктов и блюда русской, французской, английской и восточной кухни. Научный подход к процессу приготовления пищи был необходим, так как этого требовала развивающаяся индустрия общественного питания. Потребовались и профессионально подготовленные кадры поваров. Но по-настоящему основы рационального и здорового питания были заложены позднее.

     По  инициативе ученого-гигиениста Ф.Ф.Эрисмана были организованы первые в мире столовые «нормального питания». В их штате был врач, питание нормировалось, строго соблюдались санитарно-гигиенические правила. Но, как все новое, столовые трудно приживались в России, и они, как и первые учебные заведения по подготовке поваров и кондитеров, просуществовали недолго. Однако потребность в том, чтобы общественное питание было качественным, безопасным и контролируемым, была продиктована временем.

     Кулинария тесно связана с рядом смежных дисциплин. При обработке продуктов и изготовлении блюд происходит ряд химических процессов: гидролиз полисахаридов, окисление тирозина, карамелизация сахаров и т.д. Особое значение имеют коллоидные процессы, так как большинство пищевых продуктов представляет собой коллоидные системы: молоко, сливки, сметана, маргарин, сливочное масло, желатин, крахмал; пектиновые вещества образуют своеобразные коллоидные системы — студни и т.д.

     Кулинария тесно связана с товароведением пищевых продуктов и с пищевой санитарией, потому что без знания санитарных правил хранения и обработки продуктов и реализации готовой продукции нельзя обеспечить профилактику пищевых отравлений и инфекций. В технологии приготовления пищи, наряду с внедрением новой техники и механизмов, научным построением технологических процессов, огромное значение имеет искусство оформления блюд, придания им вкуса, так как эстетическая потребность человека получать удовольствие от вида, запаха и всего процесса еды так же важна, как и качественное ее приготовление. В большой степени усвоение пищи зависит от того, какие чувства вызывает она у человека.

     3. Постановка цели урока

      - Итак, целью нашего сегодняшнего занятия будет овладение основными, обобщёнными знаниями. Мы расскажем вам об основных тепловых обработках пищи, а так же вы узнаете, какое оборудование входит в необходимый минимум повара-кондитера.

     4. Оборудование в  цехах

     Для приготовления пищи в жилых домах  и квартирах выделяют специальное  помещение — кухню.

     На  производстве это помещение называется цех. Цеха могут быть: овощной, мясной, кондитерский, заготовочный. 

     Основное  оборудование в цехах: плиты, духовки, прочая бытовая техника, стол с ящиками, табуретки, шкаф для кухонной посуды и вещей, необходимых для приготовления  пищи, а также для хранения запаса некоторых продуктов (муки, соли, крупы, сахара, различных специй и т.п.). Отдельно на стенах прибивают полочки для кастрюль, чайника, мясорубки, кухонных комбайнов.

     Веники  и щетки для подметания, тряпки для мытья пола надо держать в  коридоре или других подсобных помещениях (в кладовой, в передней или летней галерее).

     Вся кухонная утварь должна содержаться  в сухом месте на полочках или  в шкафу и всегда быть чистой.

     Кухонное  белье. На кухне необходимо иметь  специальное белье-фартук, полотенца  для вытирания посуды и рук, марлевые цедилочки для процеживания молока, бульона, киселя, а также мочалки для мытья столовой посуды, кастрюль, плиты.

     Кухонное  белье два или три раза в  неделю хорошо стирают с мылом, вывариваюь, а полотенца и фартук, кроме  того, и гладят. Кухонное белье хранят в определенном месте на кухне.

Информация о работе Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"