Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретико-методическое обоснование и практическая разработка форм и методов обучения при проведении вводного занятия по предмету «Кулинария».
Объект исследования – методика преподавания предмета на начальном его этапе изучения
Предмет исследования – формы и методы обучения при проведении вводного занятия.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности начального этапа преподавания предмета(вводного занятия) в условиях начального профессионального образования.
2. Рассмотреть методические аспекты проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования.
3. Разработать план-конспект вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров.
4. Оформить и предложить систему методического обеспечения вводного занятия по предмету «Кулинария»

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты методики проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 5
1.1. Особенности начального этапа преподавания предмета (вводное занятие) в условиях начального профессионального образования 6
1.2. Методики проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования 11
Выводы по главе I 17
Глава II. Методика проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 18
2.1. Практическая разработка вводного занятия(план-конспект) по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 18
2.2. Учебно-методическое обеспечение вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 22
Выводы по главе II 37
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Методика проведения вводного занятия по предмету КУЛИНАРИЯ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Челябинский  государственный педагогический университет»

(ГОУВПО  «ЧГПУ»)

Профессионально педагогический институт 
 

МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛИНАРИЯ»

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

                  Исполнитель: Степанов Сергей Александрович, студент 4 курса ППИ ЧГПУ, гр. 425 

                  Научный руководитель: Норенкова Н.А., к.п.н., доцент каф. ПППО и ПМ ППИ ЧГПУ  
                   
                   
                   
                   

Челябинск 2009г. 

    Оглавление 

Введение            3

Глава I. Теоретические аспекты методики проведения вводного занятия по предмету «Кулинария»          5

      1.1. Особенности начального этапа  преподавания предмета (вводное  занятие) в условиях начального  профессионального образования   6

      1.2. Методики проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования    11

Выводы по главе  I           17

Глава II. Методика проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 18

      2.1. Практическая разработка вводного занятия(план-конспект) по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров       18

      2.2. Учебно-методическое обеспечение вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров       22

Выводы по главе  II           37

Заключение           38

Список литературы          40

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

     В системе профессионального образования  ведут свои исследования С.Я Батышев, А.П. Беляева, М.И. Махмутов, А.М. Новиков, А.Г. Соколов, Р.Х. Шакуров, и др.

     Каждый  педагог профессионального образования, начиная реализовывать свою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать или представить образовательную программу так, чтобы студенты заинтересовались ей.

     Успех может принести удачно проведенное  вводное занятие.  Но и здесь  немало затруднений. В процессе проведения вводного занятия по предмету «Кулинария», педагог сталкивается со следующими трудностями:

    • Не выявлены конкретные цели изучения дисциплины
    • Отсутствуют факты, вызывающие заинтересованность обучаемого
    • Нет рекомендаций по повышению уровня умений обучаемых
    • Недостаток иллюстративного и наглядного материала
    • Нет ознакомление с основным оборудованием

     Возникает множество вопросов, касающихся вводного занятия и его проведения. В  качестве ответом на все эти вопросы  и была разработана данная курсовая работа.

     Цель  работы: Теоретико-методическое обоснование  и практическая разработка форм и  методов обучения при проведении вводного занятия по предмету «Кулинария».

     Объект  исследования методика преподавания предмета на начальном его этапе изучения

     Предмет исследования – формы и методы обучения при проведении вводного занятия.

     Задачи  исследования:

    1. Выявить особенности начального этапа преподавания предмета(вводного занятия) в условиях начального профессионального образования.
    2. Рассмотреть методические аспекты проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования.
    3. Разработать план-конспект вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров.
    4. Оформить и предложить систему методического обеспечения вводного занятия по предмету «Кулинария»

     Методы  исследования – Изучение и анализ теоретико-методической литературы, учебно-программной документации по предмету, методической, технической и планирующей документации, методических разработок преподавателей и методических статей, методы педагогического проектирования.

     Этапы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы и документов.
  2. Самостоятельная разработка методики проведения вводного занятия.
  3. Оформление результатов разработки методики.

     База  исследования – теоретико-методическая литература, учебно-планирующая документация.

     Структура работы введение, основная часть(I и II главы), заключение, библиография.

 

     Глава I. Теоретические аспекты  методики проведения вводного занятия  по предмету «Кулинария».

     1.1.Особенности  начального этапа  преподавания предмета  в условиях начального  профессионального  образования.

 

     Само  понятие «введение» означает:

     - включить во что-нибудь, сделать  действующим; 

     - помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить;

     - ввести в курс дела,  положить начало чему-нибудь, установить что-либо (Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).

     Определение понятия «вводное занятие по профциклу» можно использовать из справочника  по педагогическим инновациям (Самара, 1998 г.).

     Вводное  занятие по профциклу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

     Психологические особенности вводного занятия:

    • преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения)
    • создание имиджа педагога дополнительного образования;
    • определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
    • предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
    • создание атмосферы быстрого знакомства.

     Организационные особенности:

    • быстрое включение детей в деятельность;
    • использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

     Для рассмотрения особенностей начального этапа преподавания предмета в условиях начального профессионального образования, рассмотрим методы и формы обучения в начальном профессиональном образовании.

     Рассмотрим  некоторые из форм более подробно.

     Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

     Анализ  проводимых уроков показывает, что  их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

     1. Уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

     2. Уроки ознакомления с новым  материалом. Структура этого урока  определяется его основной дидактической  целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные, этапы:

    • сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
    • подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
    • ознакомление с новым материалом;
    • первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
    • постановка задания на дом;
    • подведение итогов урока.

     3. Уроки-дискуссии. Основу уроков-дискуссий  составляют рассмотрение и исследование  спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д.

     Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется  вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные  вопросы решают в процессе групповой  работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

     При подготовке урока-дискуссии учитель  должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные  пути ее решения. В случае необходимости  участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.

     В начале урока обосновывается выбор  темы или вопроса, уточняются условия  дискуссии, выделяются узловые моменты  обсуждаемой проблемы. Главный момент дискуссии - непосредственный спор се участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии (чаще всего учитель), может использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа: «хорошая мысль», «интересный подход, но ...», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрении и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли, и развивать сотрудничество между собой и ими.

     4. Уроки-экскурсии. На уроки-экскурсии  переносятся основные задачи  учебных экскурсий: обогащение  знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

     По  содержанию уроки-экскурсии делятся  на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

     По  времени проведения относительно изучаемых  тем различают вводные, сопутствующие  и заключительные уроки-экскурсии.

     Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и "пресс-конференция" с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

     Тем не менее, структурные элементы различных  видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия  может иметь следующую структуру:

  • сообщение темы, цели и задач урока;
  • актуализация опорных знаний учащихся;
  • восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

      Типы  вводных  уроков.

      Вводный урок занимает первую ступень в общей  системе уроков по теме курса. Он представляет собой организационно, логически  и психологически законченное целое.

      Организационная целостность и законченность  вводного урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план урока, его логическую структуру.

      Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и  стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

Информация о работе Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"