Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретико-методическое обоснование и практическая разработка форм и методов обучения при проведении вводного занятия по предмету «Кулинария».
Объект исследования – методика преподавания предмета на начальном его этапе изучения
Предмет исследования – формы и методы обучения при проведении вводного занятия.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности начального этапа преподавания предмета(вводного занятия) в условиях начального профессионального образования.
2. Рассмотреть методические аспекты проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования.
3. Разработать план-конспект вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров.
4. Оформить и предложить систему методического обеспечения вводного занятия по предмету «Кулинария»

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты методики проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 5
1.1. Особенности начального этапа преподавания предмета (вводное занятие) в условиях начального профессионального образования 6
1.2. Методики проведения вводного занятия по предмету профцикла в условиях начального профессионального образования 11
Выводы по главе I 17
Глава II. Методика проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» 18
2.1. Практическая разработка вводного занятия(план-конспект) по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 18
2.2. Учебно-методическое обеспечение вводного занятия по предмету «Кулинария» для поваров-кондитеров 22
Выводы по главе II 37
Заключение 38
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Методика проведения вводного занятия по предмету КУЛИНАРИЯ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      В хорошем вводном уроке организационная, логическая и психологическая стороны  взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда вводное занятие организационно закончено, а логически и психологически не закончено (не сделан вывод, у учащихся не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

      Представляя законченное целое, вводное занятие является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому необходимо осознать место вводного урока во всей системе уроков по данной теме.

      Вводное занятие необходимо для того, чтобы  видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение дисциплины, после чего на эти данные и будет опираться дальнейший процесс изучения дисциплины. Вводное занятие может иметь несколько целей. В зависимости от того, какая цель поставлена и решается на вводном занятии, виды и типы вводных уроков будут различны.

      В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов  вводных уроков, но общепризнанной классификации нет, все же большинство  дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной цели урока.

      Виды  и типы  занятий сведены в  таблице 1.

      Таблица 1.

Виды Типы
Урок-лекция вводная

установочная

заключительная

обзорная

Урок-экскурсия Вводная

Текущая

Заключительная

Уроки-дискуссии Беседа

Заслушивание

Диспут

Спор

      Виды  и типы вводных занятий 

     Урок  изучения нового учебного материала (вводный  урок), как правило, проводится в  начале курса, раздела, темы, когда учащиеся еще не располагают знаниями по предмету, а также при изучении сложных вопросов учебной программы.

     Проведение  урока данного типа имеет ряд  общих особенностей. На этом уроке  из всех звеньев обучения реализуются  только восприятие, понимание и осмысление. Прежде чем перейти к изложению  нового материала, преподаватель создает своеобразный психологический настрой: подчеркивает теоретическую и практическую значимость темы урока, ставит перед учащимися познавательные задачи, а если позволяет содержание материала - проблему, сообщает план изложения учебного материла. Объяснение нового материала целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри и межпредметные связи темы.

     Из  выше перечисленных видов уроков для проведения вводного занятия  по предмету «Кулинария» подходит урок-лекция по структуре урока - урок изучения нового материала.

     1.2. Методика проведения  вводного занятия  по предмету профцикла  в условиях начального  профессионального  образования

 

     Кулинария - основная дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции  в условиях массового производства. Цель ее изучения - приобретение студентами теоретических знаний о технологических процессах обработки сырья, приготовление, оформление и отпуска кулинарной продукции, оценки ее качества и безопасности. Предметом изучения дисциплины является технология производства полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания; физико-химические и биохимические процессы, происходящее в продуктах при их кулинарной обработке; требование к качеству кулинарной продукции способы управления технологическими процессами.

           Существует масса  литературы по дисциплине «Кулинария», однако чёткий, устоявшийся и подтверждённый практикой план проведения курса  до сих пор размыт.

     «Кулинария» - предмет профцикла для подготовки профессии «Повар-кондитер», она  является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса и эффективной подготовкой специалиста к трудовой деятельности.

     Цель  профцикла - ознакомить с историей кулинарного  ремесла, дать основные понятия, привить  необходимые умения, знания и навыки деятельности для прохождения учебно-производственной практики.

     Задачи  профцикла «Кулинария» - приобретение учащимися навыков и умений приготовления  блюд, приобретение начальных знаний и подготовка к изучению предмета - кулинария.

     Продолжительность профцикла определяется действующим учебным планом. Занятия рекомендуется чередовать с практическими и лабораторными занятиями.

     Для проведения вводного занятия по предмету «Кулинария» в условиях начального профессионального образования, педагог  заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроке, ставит воспитательные цели. Согласовывает с учебным планом и календарно-тематическим планированием. Важно определить самые интересные моменты изучаемого предмета, чтобы с самого первого урока (вводного занятия) заинтересовать учащихся данным предметом. Для проведения вводного занятия возможно использование мультимедийных технологий. Это позволяет добиться максимальной концентрации внимания учащихся на занятии, а также преподнесения учебного материала в краткой наглядной форме.

       Для достижения поставленных целей можно  применять различные способы.

    • четкий и уверенный показ приемов работы – вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;
    • поощрение за бережное, экономное отношение к материально - техническим средствами и наказание за халатное, расточительное отношение – способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;
    • систематическая организация выставок работ учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;
    • повышение оценки за красоту оформления блюда, торта и т.д., тщательную внешнюю отделку – способствует эстетическому воспитанию;
    • четкая организация учебной работы – приучает к дисциплинированности;
    • постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;
    • правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;
    • вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции – позволяет воспитывать умение само регуляции своих действий и так далее.

     Важным  для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы. Продуманные  общественные обязанности учащихся – воспитывают чувство ответственности, а  умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся – развивает их активность, творческое мышление.

     Далее представим возможные варианты проведения вводного занятия.

     Первый  вариант. Коррекция  ожиданий.

     Ход занятия: Участникам предлагается коротко  сформулировать свои ожидания от занятия  на карточках одного цвета, а свои ожидания от всего курса на карточках  другого цвета (например: цвета –  желтый, красный). В основной части занятия дети последовательно включаются в наиболее типичные для данного курса виды деятельности (в форме игры-путешествия, соревнования групп и т.д.). В заключительной части занятия участникам предлагается: а) в ходе' обсуждения высказать свое отношение к ожиданиям от занятия на карточках желтого цвета, сбылись или не сбылись их ожидания; б) на карточках красного цвета – каковы теперь их ожидания, что они ждут от всего курса.

     Второй  вариант. Эмоциональное  заражение.

     Ход занятия: На занятии моделируется типичная для данного курса проблемно-поисковая ситуация, по мере разворачивания которой педагог постепенно вводит все более эмоционально-окрашенные процедуры.

     В кульминационный момент занятия  проблемно-поисковая ситуация разрешается, в заключительной части педагог организует комплекс процедур, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций, формирование радостных ожиданий от следующего занятия.

       Третий  вариант Закладка информационных оснований.

         Ход занятия: Во вводной части педагог в доверительной беседе выясняет у обучающихся начальный уровень знаний о предмете курса, характер уровня мотивации. Представляется сам и формирует первое представление о группе. В основной части в ходе размеренного диалога с вкраплениями игровых, игро-технических и иных дидактических упражнений, приемов, развертывает перед обучающимися перспективу их занятий в коллективе, снабжая необходимой организационной и иной информацией. В заключительной части педагог отвечает на вопросы учащихся (возможно, стимулируя их появление при помощи специальных приемов).

       Некоторые приемы оптимизации  занятия.

       В опыте работы педагогов начального профессионального обучения, в научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игро-технических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.

       Назовем лишь некоторые:

     1. При рассказе о профессии (или  профцикле) можно привлечь выпускников  с творческим выступлением, провести  демонстрацию достижений, выставку  работ. В рамках профцикла «Кулинария»  можно демонстрировать передачи  или фотографии с соревнований на определение чемпиона среди кондитеров (в Челябинске есть знаменитый И.Тумаркин), а также запись программ 31 канала «Властелин кухни», где повар А.А. Котенко интересно и доступно показывает о приготовлении различных блюд.

     2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

     3. Знакомство с предметами,  оборудованием,  используемыми на занятии, может  быть организовано  в любой форме: лекции, беседы, наглядная демонстрация.

     4. Конкретизировать цели изучаемой  дисциплины, обучаемые должны представлять  то, чему они научаться в течении  всего курса. Это положительно  настроит их на учёбу.

     Основания выбора методики вводного занятия:

     Важнейшим основанием вводного занятия является их прогнозируемая эффективность, которая  в свою очередь определяется:

    • возрастно-психологическими, половыми, национальными и др. характеристиками детей,
    • степенью готовности детей к освоению программы;
    • степенью владения педагогом профессиональными методами и приемами;
    • соответствием содержания занятия избираемым для его выражения способам и приемам (непротиворечивость форм).

     О чем необходимо помнить  при проведении вводного занятия.

     Ошибки  несоответствия.

     Несоответствие  деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.

     Несоответствие  формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.

     Несоответствие  формы, метода и содержания, выбранных  для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей. Ошибки необеспеченности.

     У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские  и иные способности, необходимые  для реализации запланированных  действий.

Информация о работе Методика проведения вводного занятия по предмету "Кулинария"