Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)
 

 

  

  Приложение 1

  Диагностический тест № 1

1. Прилагательное  это:

    а)часть  слова

    б) член предложения

    в) часть  речи

2.Что  означает имя прилагательное?

      а) предмет

    б) признак предмета

    в) действие предмета

3. Как  определить род прилагательных?

      а) по вопросу

      б) по существительному с ним связанному

4. Какие  окончания имеют прилагательные  среднего рода?

      а) –ая,-яя 

      б) – ое, - ее;

    в) –ый,- ий.

5. Каким  членом предложения чаще всего  является прилагательное в предложении?

      а) главным;

      б) второстепенным

6. Какое  прилагательное является синонимом  к слову «старательный»?

      а) вежливый

    б) аккуратный;

    в) хлопотливый.

7. С  какой частью речи связано  прилагательное в предложении

      а) с существительным,

      б) с глаголом

      в) с наречием

8. Укажите  слово, от которого образовалось  прилагательное «Водный»

а) проводка

б) вода

в) уводить

 

   Приложение 3

    Тест 

    Правописание  безударных гласных  в корне

   1. Что нужно сделать, чтобы проверить правописание безударных 
гласных в корне?

      а) изменить слово;

      б) подобрать проверочное слово.

      2. Охарактеризуйте гласный в проверочном слове:

      а) в проверочном слове гласный должен быть безударным;

      б) в проверочном слове гласный должен быть ударным;

      в) в проверочном слове после гласного должен идти согласный.

      3. Укажи в каждом ряду проверочное слово:

  1. а) пчела б) пчелка       в) пчелиный
  2. а)село б) села       в)сельчане
  3. а) говорить б) поговорка        в)говор

   4. Какая буква пропущена в словах: выт...нуть, пл...сать, 
ув...дать (отзноя), напр...глась, объ…снение, п...терка, гл...деть.

      а) е б) я

   5. Какие слова с безударными гласными в корне слова можнс 
проверить? Выделите корень.

      а) колосья б) свисток

      в) корова г) стакан

      6. В какой строке все слова пишутся с буквой о?

      а) б...ролся, см...трел, укр...шать;

      б) х...телось, м...литва, пог...сила;

      в) повт…ряет, обн...вляет, гр...хочет.

      7. Укажи слова с буквой е:

  а) цв.. .тущий б) ст.. .хотворение

  в) св... щенник г) сл... зинка 

  д) подб... жали е) по... вилась

   Результаты  показали, что причины ошибок заключаются  в следующем:

  • большинство учащихся не умеют подбирать проверочные слова;
  • не все учащиеся умеют правильно выделять корень слова;
  • некоторые учащиеся не дифференцируют ударные и безударные гласные.
 

        Приложение 2

        Пример  теста-алгоритма

Алгоритм  употребления «ь» после шипящих на конце имен существительных

Оканчивается  ли слово на шипящий?

Да Нет

Проверяемое слово - имя существительное?

Да Нет

Определи  род: женский, мужской, средний

женский мужской, средний

ь пишется ь не пишется

Определи  число

единственно множественное

ь пишется ь не пишется 

 

Приложение 4.

Осенние диктанты

Существует  довольно много сборников  диктантов по русскому языку для начальных  классов. Предлагаем тексты для диктантов  или для списывания в соответствии с  календарными месяцами учебного года. Материал оформлен так, чтобы его можно было вывесить на стенде в классном кабинете.

В сентябре

Сентябрь –  первый месяц осени. В Московской области температура обычно не бывает больше десяти градусов тепла. В Сибири и на Урале в третьей декаде сентября бывают первые осенние заморозки. В Центральной полосе России до заморозков заканчиваются летние работы, сбор урожая разных сортов яблок. Деревья и ягодные кусты готовят к зиме. 
В сентябре готовят ямы для посадки плодовых деревьев.

(А. Колесников)

Сентябрь

Идет осенний нудный дождь. Лес стоит тихий. Вдруг лесную тишину нарушает яркое весеннее бормотание тетерева. 
Певчий дрозд откликнулся – просвистел свою песню. Затренькала маленькая пеночка. 
На опушке, в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. 
В сентябре в лесу рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодная белая радуга. 
И грустно, и радостно!(По Н. Сладкову)

Октябрь

Октябрь был  холодный и ненастный. Тесовые крыши  почернели. Трава в саду полегла. Над лугами тащились рыхлые тучи. Сыпался дождь. Пастухи перестали гонять в луга стадо. До весны затих пастуший рожок.

(К. Паустовский)

Ноябрь

В аллеях парка  тихо. Облетели с деревьев листья. На голых ветках рябины видны красные  грозди ягод. С каждым днем все холоднее. Лужи покрыты ледком. И пруд уже замерз. Но ходить по льду еще нельзя. С каждым днем крепчает мороз. 
Друзья, в порядке у вас коньки и лыжи? Зима не за горами.

(По. Г. Скребицкому)

Ноябрь

По календарю ноябрь – последний  осенний месяц. С каждым днем крепче утренние морозы. Когда ребята идут в школу, под ногами уже хрустит тонкий лед. Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие ледяные полосы. Пруд затянуло льдом. Летают в воздухе белые мухи зимы. Звери надели зимние шубы. Поздняя осень – чудесная пора для охотников.

(По. Г. Скребицкому)

В ноябре

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под  ногами хрустит снег. Дорога укатана  санями. Небо над землей стоит чистое и высокое. Днем можно увидеть  на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода. На дне ручьев видны сухие листочки и травинки.

(По И. Соколову-Микитову)

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе