Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
Приложение 1
Диагностический тест № 1
1. Прилагательное это:
а)часть слова
б) член предложения
в) часть речи
2.Что означает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
3. Как определить род прилагательных?
а) по вопросу
б) по существительному с ним связанному
4. Какие
окончания имеют
а) –ая,-яя
б) – ое, - ее;
в) –ый,- ий.
5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) главным;
б) второстепенным
6. Какое
прилагательное является
а) вежливый
б) аккуратный;
в) хлопотливый.
7. С какой частью речи связано прилагательное в предложении
а) с существительным,
б) с глаголом
в) с наречием
8. Укажите
слово, от которого
а) проводка
б) вода
в) уводить
Приложение 3
Тест
Правописание безударных гласных в корне
1. Что
нужно сделать, чтобы проверить правописание
безударных
гласных в корне?
а) изменить слово;
б) подобрать проверочное слово.
2. Охарактеризуйте гласный в проверочном слове:
а) в проверочном слове гласный должен быть безударным;
б) в проверочном слове гласный должен быть ударным;
в) в проверочном слове после гласного должен идти согласный.
3. Укажи в каждом ряду проверочное слово:
4. Какая
буква пропущена в словах: выт...нуть, пл...сать,
ув...дать (отзноя), напр...глась, объ…снение,
п...терка, гл...деть.
а) е б) я
5. Какие
слова с безударными гласными в корне
слова можнс
проверить? Выделите корень.
а) колосья б) свисток
в) корова г) стакан
6. В какой строке все слова пишутся с буквой о?
а) б...ролся, см...трел, укр...шать;
б) х...телось, м...литва, пог...сила;
в) повт…ряет, обн...вляет, гр...хочет.
7. Укажи слова с буквой е:
а) цв.. .тущий б) ст.. .хотворение
в) св... щенник г) сл... зинка
д) подб... жали е) по... вилась
Результаты показали, что причины ошибок заключаются в следующем:
Приложение 2
Пример теста-алгоритма
Алгоритм употребления «ь» после шипящих на конце имен существительных
Оканчивается ли слово на шипящий?
Да Нет
Проверяемое слово - имя существительное?
Да Нет
Определи род: женский, мужской, средний
женский мужской, средний
ь пишется ь не пишется
Определи число
единственно множественное
ь пишется ь
не пишется
Приложение 4.
Осенние диктанты
Существует довольно много сборников диктантов по русскому языку для начальных классов. Предлагаем тексты для диктантов или для списывания в соответствии с календарными месяцами учебного года. Материал оформлен так, чтобы его можно было вывесить на стенде в классном кабинете.
|
Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе