Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя часто бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправильный — знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко предлагается отметить выбранный ответ с помощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой [10, с. 23].

     Тестирование  может использоваться на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, во время повторения лингвистического материала, при обобщении пройденного на уроке и т. д. Оно может занимать не более 10-15 минут, а может длиться и целый урок. 45-минутная работа с тестовыми заданиями обычно проводится в конце четверти или учебного года.

     Тестовые  задания могут иметь различное  лингвистическое наполнение в зависимости от класса, уровня подготовленности детей, типа урока, но все они должны ориентироваться на образовательный стандарт начального общего образования.

     В условиях современного обучения используются дидактические тесты различных  типов. Так, например, в тестах, требующих  репродуктивных ответов, проверяются знания различных определений и правил. Другой тип тестов необходим для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Третий - предусматривает включение заданий на умение решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.

     Другой  вид тестов - тесты-алгоритмы. Этот вид  тестов позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но, прежде всего, выявить причины ошибок, которые наиболее часто допускаются детьми.

     Компьютерное  тестирование проводится в рамках школьного  урока. Все учащиеся выполняют задания  одновременно, форма выполнения - индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут. Любой ответ предполагает оценку «верно-неверно». Каждый ответ имеет оценочный балл. Отсутствие балла (О-в столбце «балл») - показатель того, что с данным заданием тестирующий не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирает баллы. Баллы суммируются и выводится процентное соотношение.

     Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание.

     Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто  тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может  быть в разных вариантах: сомневаюсь, воздерживаюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков - это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и достаточно интересной для начальной школы. Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках отдельным (индивидуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ, Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая   работа   с   тестами,   как   правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся. Групповая работа с тестом в I классе организуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оптимальный вариант группы - три человека, В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. Здесь тесты обеспечива ют возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Для усвоения некоторых естественно-научных знаний нередко приходится прибегать к выполнению детьми тренировочных заданий. И тесты в этих случаях вносят разнообразие в работу и делают этот процесс менее утомительным.

     Тесты дают возможность для выявления  уровней знаний учащихся, некоторых  индивидуальных характеристик учебной  деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

     По  одному и тому же учебному материалу  тесты могут быть разной степени  трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.

     Работа  с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и  поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учебников словарики стали их правомерным структурным компонентом.

     Тесты, как правило, отражают информацию в  обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко  формулировать ответ.

     Дети  с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности.

     Вместе  с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной  работе с тестами этот промах легко  обнаруживается. Другой недостаток более  существенный: учитель не имеет возможности  проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, что отрицательно скажется на его развитии, поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.

     В условиях развивающего обучения возможно применение различных типов тестов. Так, например, в тестах, требующих  репродуктивных ответов учащихся, проверяются  знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести.

     Другой  тип тестов используется для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Требованиям  развивающего обучения наиболее полно отвечает тип тестов, предусматривающий включение заданий на умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Таким образом, тесты школьных достижений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами являются эффективным средством контроля. 

  2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку 

  Особенности урока русского языка в системе  развивающего обучения Л.В. Занкова. Урок – основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л.В. Занкова. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.

  Цели  урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке знаний, умений и навыков, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. В работе задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке организовано не в форме диалога “учитель – ученик”, а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей. Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и учителя. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Учитель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность.

  Методическая  цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

     В программе по русскому языку А.В. Поляковой уделяется большое внимание контролю и проверочным работам. На написание диктанта отводится один урок. Контрольные и проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю – можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от степени сложности заданий и уровня подготовки вашего класса. 1-й класс:

     Работа  1 (орфографический диктант)

     В лесу

     Мы  идём в чащу леса. Пёстрый дятел стучал по дубу. Рядом стояла ель. Под елью лежат шишки. Это хорошая пища для птиц. (22 слова)

     Грамматические  задания

     1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

     2. Обведи кружочком буквы, которые обозначают твердые шипящие согласные звуки.

     Работа 4 (диктант)

     1. Наступили летние деньки.  2. Юра и дядя Миша приехали на дачу. 3. Они сгребали граблями сухую листву. 4.  К ним бежит собака Чапи. 5. На даче живут ежи.

     (24 слова)

     Порядок работы

     Учитель читает предложения по орфоэпическим  нормам. Затем диктует слова каждого  предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель  медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

     Грамматические  задания

     1. Поставь ударения в словах первого предложения.

     2. Раздели для переноса слово сгребали разными способами.

     На  восстановление деформированного текста

     Работа 5

     Пушистый кот Мурзик грелся на крыльце. Воробей взлетел на крышу. Это увидел Дима. Он бросился на птицу. Воробей клевал крошки хлеба. Мальчик отогнал кота. (24 слова)

     Порядок работы

     Предложения записываются на доске, каждое с новой  строчки.

     Грамматические  задания

     1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе