Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
Замена звонкого согласного глухим перед глухим согласным в соответствии с фонематическим принципом орфографии на письме не передается, ср.: абсорбировать, абсорбент — абсорбация. Но в некоторых заимствованных словах такая замена передается согласно фонетическому принципу: абстрагировать — абстракция, реагировать — реакция, экстрагировать — экстракт, транскрибировать — транскрипция.
По фонетическому принципу пишется ь/ после ц: цыган, огурцы, курицын, бледнолицый
Традиционный принцип в русском правописании - это такой, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы [4, с.116]. Фонологически же возможны буквы, адекватные фонемам, возглавляющим фонемные ряды морфологической системы языка, в которые могла бы входить та или иная подлежащая обозначению фонема слабой позиции. Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в и.)словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонвмно-традиционным, как считает В.Ф. Иванова [3, с. 116].
Набор букв для обозначения фонем слабой позиции на основе традиционного принципа тот же самый, что в фонемных рядах, которые определяют выбор букв для обозначения гласных фонем на основе морфологического принципа. Но в отличие от выбора на основе морфологического принципа, где этот выбор однозначно опирается на произношение (по ударному гласному), здесь окончательный выбор буквы для каждого отдельного слова определяет не произношение, а традиция (на основе этимологии, транслитерации, транскрипции или просто условности) Но набор букв для выбора тоже ограничен и совершенно конкретен. Здесь представлены такие фонемные ряды, которые можно назвать потенциальными Потенциальный фонемный ряд - это возможный, но нереализованный ряд, в нем присутствует фонема слабой позиции и лишь потенциально возможна возглавляющая фонемный ряд фонема. Последняя адекватна фонеме, возглавляющей тот или иной конкретный фонемный ряд (собственно фонемный или нулевой) с аналогичной фонемой слабой позиции. Буквы, которыми могут быть обозначены фонемы слабых позиций, можно записать в виде дроби.
Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Традиционные написания надо запоминать
Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например, зарево — зори — в безударном положении здесь тоже гиперфонема: з/о\а/ря. Выбор а или о в словах заря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон-/ клан- могут быть ударными: клонится, кланяться Выбор буквы о для безударных случаев основан на традиции: склонить, наклонение.
Традиционные
написания могут
Орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.
Реальная
грамотность населения и
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
Обучение орфографии нельзя отрывать от логического мышления. Ни одной орфографической работы без работы мысли.
В орфографии большое значение имеет навык.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, выработанной в процессе ее воспитания.
Орфографический навык очень сложный, а потом отрабатывается полностью действие.
Чтобы выработать навык, надо поставить ребенка перед такой целью, чтобы орфография сочеталась с р.р.
В обучении орфографии следует опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий школьника.
1) Подготовительный этап. Это создание проблемных ситуаций, возбуждение интереса.
2)
Ориентировочный – это
3)
Этап материализованного
4) Громкоречевой этап.
5) Речь про себя.
6)
Умственный этап –
Таким образом, формирование у младших школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является элементом общей языковой культуры. Решающая роль в формировании орфографического навыка принадлежит упражнениям.
B
ходе упражнений
Бедность
в выборе упражнений, редкое использование
некоторых работ, активизирующих формирование
орфографических умений и навыков.
По-прежнему основными видами упражнений
в решении орфографических
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1.
Основные методические
положения проведения
диктантов и тестов
на уроке русского языка
в начальной школе
В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.
Обучение русскому языку требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в ходе изучения программного материала, а значит, контроля качества усвоения материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля над достижениями этих результатов - одна из ключевых в педагогике.
Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.
Учитель использует в процессе обучения различные формы проверки усвоения знаний, умений и навыков: индивидуальные и фронтальные опросы, регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся, контрольные работы, диктанты и тестирование.
Как показывают наши наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в условиях школьного урока, в качестве контрольных и проверочных работ используются разного рода диктанты.
Диктанты являются традиционной формой проверки знаний, умений и навыков учащихся, но они не утратили своей актуальности и сегодня очень часто используются учителями-практиками.
В методической литературе известны следующие типы диктантов: контрольный, словарный, выборочный, зрительный, творческий, объяснительный, предупредительный, свободный, немой, обратный. [8, с.328].
Другим
видом проверочных работ
Рассмотрим подробнее указанные виды диктантов и тестов.
Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, то есть пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм:
а) акустическое восприятие диктуемого текста;
б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический грамматический, орфографический;
в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением;
г) на этой основе - мысленное выделение орфограмм;
д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил;
е) запись, проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);
ж) запись, самопроверка.
После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста.
По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые. Последние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему.
Он заключается в том, что диктуются не предложения и не связный текст, а отдельные слова. Такими словами могут быть или так называемые словарные или трудные слова, то есть слова с непроверяемыми написаниями или слова, хотя и подчиняющиеся правилам, но представляющие для учащихся известную трудность; например, слова с проверяемыми гласными или согласными в корне: каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят, сзади, еще и т. п. Такие диктанты обычно не требуют большого количества времени, всего 5-10 минут. Они обычно проводятся в конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер. Учитель диктует отдельные слова, ученики пишут, а затем проверяют написанное по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы: а - о, е - и - я и др., что дает учителю возможность тут же, на месте, не смотря в тетради, проверить, как ученики усвоили данные слова. Полезен и такой вариант («немой диктант»): учитель не произносит слов, а показывает соответствующий рисунок (медведь, корова, лошадь, заяц, ягненок, сеялка, трактор, комбайн и т. п.), а дети сразу же пишут, либо предварительно показывают карточку с нужной буквой, а затем пишут. Словарный диктант не должен быть большим по количеству составляющих его слов (10-15 слов).
По цели проведения слуховые диктанты могут быть предупредительными, объяснительными, выборочными, свободными, контрольными.
Предупредительный диктант. Задача такого диктанта состоит в том, чтобы ученик по возможности не делал ошибок, чтобы ошибки были предупреждены. С этой целью текст сначала разбирается с разных точек зрения, а затем диктуется. Иногда диктант сопровождается записью на доске, и тогда он является разновидностью зрительного диктанта. Но возможен диктант и в чистом его виде, то есть слуховой. Он лучше мобилизует внимание учеников.
Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе