Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
-
сформулируй орфографические
для Маши…….
для Оли …….
12. Проверь слабую позицию в корне слова. Выпиши эти слова в четыре столбика.
Хв(а,о)стун, м(а,о)рковь, т(а,о)пор, охв(а,о)тила, в деревн(е,и), ч(у,ю)до, мыш(ь,?), под(а,о)рил, зага(д,т)ка, в(а,о)ренье, тр(а,о)пинка.
1
столбик 2 столбик 3 столбик 4 столбик
3. Работа над приставками
1. Образуй и напиши при помощи приставок новые слова от корня -вяз-. Вставь пропущенные буквы.
Доить - до...т. Болеть - боле...т.
Светить - свет...т. Пахать - паш...т.
2. Как можно проверить орфограмму в приставке:
а) подобрать родственные слова;
б) посмотреть по словарю;
в) такую орфограмму проверить нельзя, нужно запомнить слово.
3. Построй из данных слов словообразовательную цепочку:
водный, подводить, вода, подводный, подводник.
4. Заполни слабые позиции, если можешь, укажи, в какой части слова ты проверял орфограмму.
з-блестели р-сой в траве
п-крыта пр-зрачным туман-м
чистым весе(н, нн)им воздухом
новогодние п-дарки
берез-вый зап-х
дубовый листоч-к
ле-кие м-ро-цы
первые д-жд-вые капли
т-желые гроз-вые тучи
рад-сть встреч
ал-нький цветоч-к
Упражнения
применяются в условиях урока.
3.3. Контрольный эксперимент
По результатам проделанной работы был проведен контрольный эксперимент в 4 «А» и 4 «Б» класса, который состоял из диктанта
Диктант
Наступила радостная весна.
Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. По оврагам звенят весенние ручьи. Душистой смолой пахнут почки.
Слышно звонкое пение птиц.
Скоро лес оденется листвою. На лесных полянах появятся голубые подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. В зелени деревьев засвищут голосистые соловьи.
4 «А»
экспериментальный |
4 «Б»
контрольный | |
Количество учащихся | 16 | 11 |
Без ошибок | 5 | 4 |
1-2 ошибки | 7 | 6 |
3-5 ошибок | 4 | 6 |
Больше 5 ошибок | нет | нет |
Таблица 2 Допущенные ошибки в экспериментальном классе
Виды орфограмм, на которые допущены ошибки | Количество
ошибок (%) к общему числу
допущенных (контрольный эксперимент) |
Количество ошибок (%) к общему числу допущенных (контрольный эксперимент) | |
1. | Правописание окончаний прилагательных | 17,1 | 23,1 |
2. | Правописание безударных гласных в корне | 8,4 | 9,6 |
3. | - не с глаголом | 2,1 | 2,4 |
4. | Правописание суффиксов | 0,7 | 0,8 |
5. | Пропуски букв | 0,8 | 2,4 |
Даиграмма:
Допущенные ошибки в экспериментальном
классе
Обобщение результатов проведенной работы показало, что количество ошибок в работах учащихся значительно сократилось. Тесты и диктанты позволяют не только проверить знания учащихся по основным разделам курса «Русский язык», но и выявить причины наиболее часто допускаемых ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов (форм, методов и средств обучения и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся знания, как они умеют применять их на практике для решения самых разных задач. Значение контроля знаний, умений и навыков (далее - ЗУНов) учащихся состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала. Систематический учет ЗУНов школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью».
В
практике работы школы утвердились
разные формы, методы и приемы контроля
результатов учебной
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во II-IV классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Диктанты позволяют проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся. Для диктантов используются связные адаптированные тексты, интересные по содержанию. Диктанты дополнены грамматическими разноуровневыми заданиями (обязательными и по желанию).
Грамматические
задания, связанные с текстом
диктанта, выявляют степень понимания
детьми грамматического и
В
структурном отношении
В
современной науке под
B связи c актуальностью избранной проблемы был проведен эксперимент, при организации которого мы ставили своей целью выяснить, как контролирующие виды работают влияют на эффективность усвоения орфографии, в какой степени учащиеся справляются c орфографическими задачами в процессе выполнения данного вида письменного упражнения.
Нами был спланирован
Цель данного эксперимента состояли в том, чтобы выяснить роль и место диктанта и тестов в практике преподавания школьного курса русского языка.
Задачи эксперимента состояла в том, чтобы выявить эффективность этих видов работ как средств формирования орфографических умений и навыков учащихся; определить, на какие типы и виды орфограмм учащиеся допускают ошибки при написании перечисленных работ; B эксперименте использовались следующие методы: наблюдение за процессом обучения в школе, метод количественного и качественного анализа работ учащихся, метод сравнения и описания. Эксперимент проведен в 3 этапа
По результатам контрольного эксперимента были выявлены группы ошибок, по которым был разработан и проведен комплекс специальных упражнений, направленный на устранение ошибок. Упражнения основаны на лингвометодических положениях и составляют следующие группы: морфемные, морфологические, фонетические, орфографические, упражнения смешанного типа.
Обобщение
результатов проведенной работы показало,
что количество ошибок в работах учащихся
значительно сократилось. Тесты и диктанты
позволяют не только проверить знания
учащихся по основным разделам курса «Русский
язык», но и выявить причины наиболее часто
допускаемых ошибок.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе