Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     4-й  класс

     на  выявление навыков  правописания окончаний прилагательных

     Работа 1

     Весной  лесные чащи издали мерцают розоватым опушением. А летний лес с тенистой листвой, зелёным сочным цветом, с ягодами и грибами притягивает всех.

     Однажды шёл я в лес. В лугах ко мне  пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не мог догадаться о причине её поведения. Знакомый дед Митрий объяснил простую вещь. Человек спугнёт сотни кузнечиков, жуков. Ласточка ловит их и кормится без заботы. (68 слов) (По К. Паустовскому)

     Порядок работы

     Текст можно записать на доске с пропуском  букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель). Ученики записывают текст.

     В случае диктанта учитель сначала  читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.

     Грамматические  задания

     1. Над первым словом каждого предложения напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).

     2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

     3. Разбери по составу слова пристала, кузнечиков.

     На  выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

     Работа 2

     Наступил  март. Прилетели грачи и начали устраиваться в своих гнёздах. Высоко в воздухе льётся трель жаворонка. На солнечном припёке стала показываться молоденькая зелёная травка. 
Просыпается и берёза. Влага из земли поднимается по стволу, расходится по всем ветвям и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают разбухать и расправляться. Крошечные листочки в них поднимаются и высовываются своими острыми головками из почек. Они просятся навстречу тёплому весеннему солнцу. И вот начинают вскрываться почти одна за другой. Из них появляются нежными язычками душистые листочки. (83 слова)

     Порядок работы

     Текст записывается на доске с пропуском  букв на месте окончаний прилагательных (солнечн...) и в глаголах перед -ся (устраива...ся).

     Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.

     В тексте выделены места пропуска букв.

     Грамматические  задания

     1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

     2. В третьем предложении подчеркни выражение, употребленное в переносном значении.

     3. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

     На  узнавание спряжения  глаголов

     Работа 4 (диктант)

     Утренняя  заря осветила местность. Звёзды на небе стали бледнеть и погасли. Взошло солнце. Золотой луч заиграл на вершине могучего дуба. С речки потянул лёгкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. С веток осыпались хрустальные капли росы.

     Окрестности засверкали яркой зеленью. В густой чаще зазвенели весёлые голоса птиц. Хорошо идти по узкой лесной тропинке. Длинные тени ложатся под ногами.

     С ветки на ветку лохматой ели прыгает белочка.

     Скоро в гнёздах запищат маленькие  птенчики. Лес наполнится звуками, трелями, птичьими разговорами. (78 слов)

     Порядок работы

     Текст можно записать на доске с пропуском  букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель). Ученики записывают текст.

     В случае диктанта учитель сначала  читает весь текст по орфоэпическим  нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.

     Учитель обращает внимание на знаки препинания.

Грамматические  задания

1. Первое  предложение разбери по членам  предложения.

2. Над  глаголом прыгает надпиши время и спряжение.

3. Разбери  по составу слова звёзды, ветерок. 

Классификация ошибок Кол-во учащихся
Работа 1

Не выделили предложения с однородными членами  
Указали не все падежи прилагательных 
Не разобрали по составу слова пристала, кузнечиков

Работа 2

Указали не все падежи прилагательных

Работа 3

Выписали  не все глаголы I спряжения  
Выписали не все глаголы II спряжения  
Не подчеркнули глаголы-исключения

Работа 4 (диктант)

Подчеркнули не все члены предложения 
Неверно указали время и спряжение глагола прыгает 
Неверно разобрали по составу слова звёзды, ветерок

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы Кол-во 
ошибок
1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы  непроверяемых безударных гласных  в корне слова

3. Буквы парных согласных

4. Правописание приставок

5. Правописание  предлогов 

6. Падежные окончания существительных

7. Падежные окончания прилагательных

8. Безударные личные окончания глаголов

9. Орфограмма -тся (-ться)

10. Буквы  непроизносимых согласных

11. Правописание  разделительного мягкого знака

12. Буквы  удвоенных согласных

13. Запятая в предложении с однородными членами

14. Перенос слов

15. Пропуск, замена, искажение букв

16. Прочие  ошибки

   
 

  Особо следует выделить в программах такую  форму работы как свободные диктанты. В стабильных учебниках по русскому языку для начальной школы имеются такие упражнения, которые по сути приближены к свободному диктанту. Например учебники 2 и 3 классов (Т.Г.Рамзаева) включают данный диктант в систему тренировочных упражнений, способствующих выработке как речевых умений, так и орфографических. Анализ использования свободного диктанта авторами учебников для 2 и 3 классов, позволяет проследить определенную закономерность.

    Во-первых, свободные диктанты даны  в параграфах, предполагающих обобщение  или повторение после изучения  раздела, темы, а также в конце года.  Во - вторых, свободные диктанты используются в качестве тренировочных упражнений на уроках закрепления нового материала, включая текущее повторение. В - третьих, при написании свободного диктанта предполагается развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений  и навыков.

    В-четвертых, при отборе материала  для свободных диктантов авторами  предусматривается решение воспитательных  задач. В учебниках по русскому  языку  представлены тексты о местах нашей Родины, о природе, о морально-этических проблемах. Таким образом, видно, что предложенная авторами учебников для начальной школы система работы над свободным диктантом в целом ориентирует учителя на использование данного вида тренировочного упражнения в практике преподавания русского языка. Однако в заданиях к упражнениям отсутствуют рекомендации на выбор формы проведения свободного диктанта, что, несомненно, мешает полностью реализовать возможности данного вида письменной работы. Можно сделать вывод, что учебники не предусматривают систематического использования этого вида тренировочных упражнений.

    K числу наиболее часто используемых методических пособий, содержащих свободный диктант, относятся «Дидактический материал по русскому языку» Ш.В. Журжиной и Н.В.Костроминой, «Сборник диктантов для начальных классов» Ф.Д. Костенко, серия поурочных разработок по обучению русскому языку О.Я.Арямовой, Т.А.Ладыженской, А.Н.Матвеевой, учебно – методическое пособие «Диктанты и творческие работы по русскому языку» Л.И.Тикуновой, Т.В.Игнатьевой. Проведенный анализ конспектов уроков покaзывает, что авторы на уроках русского языка во 2, 3 классах предлагают использовать различные виды письменных упражнений, в том числе и диктанты: предупредительный, комментированный, объяснительный, выборочный, «Проверяю себя», творческий. Свободный диктант не включен в систему письменных упражнений.

     Анализ использования свободного  диктанта в системе письменных  работ во 2, 3 классах позволяет  проследить определенную методическую  закономерность: свободный диктант  планируется как на уроках закрепления умений и навыков, так и на уроках контроля за усвоением ранее изученного. B качестве материала для свободных диктантов используются тексты из учебника, a также подобранные авторами учебников отрывки из произведений В.Бианки, К.Паустовского, В.Катаева и других. Количество слов в диктантах в зависимости от задач урока различно: от 35 до 115.

    Анализ дидактического материала  к стабильным учебникам русского  языка показал, что авторы пособий  для учителя не планируют работу  над свободным диктантом в процессе выработки речевых и правописных умений и навыков.

    Анализ сборника диктантов показал,  что в каждой теме предлагаются, кроме проверочных, объяснительных, творческих, контрольных и свободные  диктанты. Поэтому данное пособие  направляет учителя на применение данного вида диктанта в своей практической деятельности. 

  2.2. Обобщение опыта  учителей 

     Сознательность  и автоматизм при обучении орфографии достигается в процессе работы над  правилом и орфографическими упражнениями, обеспечивающими привитие навыка грамотного письма. Как усвоение правила, так и выполнение упражнений связано с активной аналитико-синтетической деятельностью учащихся.  Усвоить правило правописания – это значит понять его содержание, уметь определить, к какому языковому факту оно относится, найти признаки, позволяющие установить, подходит ли тот или иной пример под это правило, и основать его применение в процессе упражнений. Но, если при объяснении правила аналитико-синтетическая деятельность учащихся протекает обычно под непосредственным руководством преподавателя, то при выполнении упражнений ученикам предоставляется большая самостоятельность, которая постепенно возрастает, и соответственно уменьшается участие, которое учитель принимает в их упражнениях. Задача преподавателя при выполнении школьниками упражнений состоит в том, чтобы проследить правильность применения изучаемого правила, то есть должна быть восстановлена его формулировка, выделены те признаки, которые позволяют при написании определенной орфограммы руководствоваться именно данным правило, приведены примеры, подтверждающие справедливость рассуждений учащихся. Рассмотрим опыт учителей начальной школы.

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе