Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе

Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     2. Подчеркни в именах собственных буквы гласных.

     Схема анализа контрольных  работ( автор О. Парамонова учитель школы № 35 из Нижнего Новгорода)

Классификация ошибок Кол-во 
учащихся
Работа 1

Не выписали слова с твердыми согласными звуками  
Не выписали слова с мягкими согласными звуками  
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных  
Не записали буквы мягких согласных звуков

Работа 2

Не разделили  слова на слоги.

Не подчеркнули  слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический  диктант)

В именах собственных подчеркнули не все  буквы, обозначающие мягкие согласные  звуки

Выделили  не все буквы твердых шипящих  звуков

Работа 4 (диктант)

Не во всех словах проставили знак ударения

В слове  сгребали указали не все варианты переноса  

Работа 5

Текст составили с помощью учителя

В словах Мурзик и Дима не подчеркнули буквы гласных

 

     2-й  класс

     На  выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

     Работа 1

     Светило яркое солнце медвежонок Умка весело бегал по льдинам вот он залёг у края льдины блестела вода там виднелась рыбв малыш даже перестал дышать но рыба не подплывала Умка очень огорчился. (30 слов)

     Порядок работы

     Непунктированный  текст записывается на доске. Текст  читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

     Грамматические  задания

     1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

     2. Озаглавь текст.

     3. Напиши слова вода, весело и подчеркни известные тебе орфограммы. Подбери проверочные слова к каждому из слов.

     На  выявление умения составлять словосочетание и определять части  речи

     Работа 2

     Дорога (какая?) ...

     Жираф (какой?) ...

     Яблоко (какое?) ...

     Цветы (какие?) ...

     Порядок работы

     На  доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

     Грамматические  задания

     1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

     2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.

     3. Раздели слово яблоко для переноса

     На  выявление умения находить части речи

     Работа 3 (диктант)

     Наступила весна. Звенит капель. В лужах плещутся воробьи. С крыши домика лесника Алексея Егоровича свисает ледяная бахрома. От яркого солнышка плачут ледяные сосульки. По реке быстро плывут большие льдины. К реке вышли лось и лосёнок. Они стали пить воду. (37 слов)

     Порядок работы

     Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим  нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова  с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.

       После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

     Инструкция

     1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

     2. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

     3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

     Грамматические  задания

     1. Подчеркни в 4-м и 5-м предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.

     2. Подчеркни в тексте, как еще автор называет сосульки.

     Работа 4 (диктант на закрепление  пройденного материала)

     На  даче

     Мы  живём на даче. Стоят тёплые летние дни. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сад. В саду много цветов и деревьев. Вот душистые пионы. На листочках блестят капли росы. В тени спит рыжий кот Пушок. Хороши у кота усы! Но наш кот ленив, любит спать. (45 слов)

     Порядок работы

     Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим  нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова  с выделенными орфограммами. Учитель  обращает внимание на знаки препинания.

     После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

     Инструкция

     1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

     2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

     3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

     Грамматические  задания

     1. В пятом предложении поставь над словами знак ударения.

     2. К слову сад подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.

     3. Подчеркни орфограммы в слове хороши.

     4. Запиши синоним к слову блестят.

     Схема анализа контрольных  работ

Классификация ошибок Кол-во 
учащихся
Работа 1

Выделили  не все предложения

Не подчеркнули  орфограммы  
Не подобрали проверочные слова

Работа 2

Не подчеркнули  прилагательные

П одчеркнули не все орфограммы в именах существительных  
Не разделили слово для переноса

Работа 3 (диктант)

Не подчеркнули  главные члены предложения

Не надписали  части речи  
не подобрали синоним

Работа 4 (диктант)

Не проставили знак ударения

Не подобрали  однокоренные слова к слову сад

Не подчеркнули  орфограммы в слове хороши

 

     Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы Кол-во 
ошибок
1. Пропуск, замена, перестановка букв

2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

3. Родовые окончания прилагательных

4. Большая буква в именах собственных

5. Буквы гласных после шипящих

6. Оформление предложения

7. Буквы парных согласных на конце слова

8. Перенос слов

9. Раздельное написание предлогов

10. Разделительный мягкий знак

11. Мягкий знак в конце и в середине слова

 

     3-й  класс

     На  выявление умения разобрать предложение  по членам предложения и по частям речи

     На  определение склонения  имен существительных  и разбор слова  по составу

     Работа 3

     Как зимуют рыбы

     Осенью  рыбы выбирают местечко для зимовки. Сом зимой неподвижно лежит в  ямке на дне. Широкий плоский лещ  опускается в глубину и тоже ложится на дно. Лещи лежат рядками и не шевелятся. Щука и судак дремлют в тёмных ложбинках – овражках. Только налим всю зиму разгуливает по реке. Под толстой ледяной крышкой будут ждать рыбы весну. (57 слов)

     Порядок работы

     Текст записывается на доске. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст про себя.

     Грамматические  задания

     1. Выпиши из текста имена существительные в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе) по склонениям.

     2. Подчеркни известные орфограммы в корне слов: лежит, рядками, ледяной, овражках.

     3. Разбери по составу слова: рядками, (под) крышкой.

     Работа 4 (диктант)

     Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Яркое солнце освещало окрестности. Дождевые капли тяжело ударяли по травке, деревьям, цветам. Они повисали на веточках, листочках и травинках. В каждой дождинке,  
в каждой капельке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до деревни? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (65 слов)

     Порядок работы

     Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим  нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова  с выделенными орфограммами. Учитель  обращает внимание на знаки препинания.

     После самостоятельной проверки ученики  еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной  проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

     Грамматические  задания

     1. Подчеркни орфограммы в корне слов:

     по  травке, солнце, окрестности, лёгкий, деревьям.

     2. В 8-м предложении укажи падежи  имен существительных. Обозначь  окончания.

     Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы Кол-во 
ошибок
1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова

3. Буквы парных согласных в корне слова

4. Разделительный мягкий знак

5. Буквы гласных после шипящих

6. Правописание падежных окончаний существительных

7. Правописание приставок и предлогов

8. Правописание  родовых окончаний прилагательных

9. Буквы  непроизносимых согласных

10. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

11. Прочие ошибки

 

Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе