Методика преподавания отдельных правовых тем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, то есть способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методика обучения праву как педагогическая наука………...………………….…..5
Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву……………….5
Роль методики обучения праву в системе школьного воспитания………….….8
Методы и приёмы обучения праву…………….……………………………..……11
2.1. Основные методы обучения праву……………………………………...…………11
2.2. Методические приёмы правового обучения…..………………………………….13
3. Методика преподавания отдельных правовых тем…………………………………16
3.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву…..16
3.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права………19
3.3. Методика преподавания тем по возрастам правового регулирования экологии и образования………………………………………………………………………………23
3.4. Преподавание уголовного права в школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………………..………………………..….29
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

2. При подготовке к  занятию учитель обращает внимание  на логику, структуру и содержание  темы. Здесь необходимо отобрать  важный материал с опорой на  социальный опыт школьников.

3. Учитель формулирует  задачи образования, развития  и воспитания учеников при  изучении данной темы. Во-первых, ученики знакомятся с правилами  поведения в сфере образования,  сущностью права на образование.  Во-вторых, они совершенствуют умения  работать с источником права,  развивается их творческое мышление, способность правовые ситуации, разрешать конфликты и т. д.  В-третьих, у школьников воспитывается  чувство ответственности за свои  поступки, уважения к другим участникам  образовательного процесса.

4. Учитель права определяет  значение темы для формирования  мировоззрения учеников. Здесь необходимо  показать связь теории и практики. Усваивая модели правомерного  поведения в школе, ученики  знакомятся с тем, какими правами  в образовании наделены граждане  страны, как можно реализовать  это в дальнейшем. Учитель четко  выделяет основные знания и  умения, которые формируются при  изучении темы, возможности формирования  у обучающихся логического мышления  и навыков работы с различными  источниками информации (пресса; телевидение;  законы); возможности выполнения  умственных операций (анализа, синтеза,  сравнения, противопоставления, обобщения,  систематизации и классификации)

Для примера обратим внимание на урок по данной теме.

Урок «правовое регулирование образования» (8—9)класс

Цель: разъяснить ученикам сущность права на образование в стране, основные правила закона об образовании, а также обязанности школьников; сформировать умения использовать нормы права в разрешении жизненных проблем, научить разбираться в локальных актах (Уставе школы), сформировать уважительное отношение к участникам образовательного процесса.

Понятия: права на образование; закон; правовой статус школьника; ответственность.

План:

1. Право на образование  в нашей стране.

2. Мои права и обязанности  в школе.

1. Рассмотрение первого  вопроса можно начать с приема  актуализации знаний. Ученикам предлагается  ответить на вопросы:

— Что такое право в  субъективном смысле?

— Какие основополагающие права гарантированы гражданину нашей страны и где они зафиксированы?

Обучаемые могут проанализировать главу 2 Конституции РФ.

Вопросы:

— Как вы представляете  себе право на образование, о котором  говорится в Основном законе страны? Пусть школьники приведут примеры  собственного осмысления этого понятия.

Далее учитель поясняет, что вопросы образования регулирует в нашей стране целая система нормативно-правовых актов. Учитель задает вопрос: «Что это такое? Какие нормативные акты Вы знаете?»

Отдельно следует поговорить о «Законе об образовании». Ученикам предлагается наглядная схема, которая  может

быть заранее подготовлена: «Система образования» (здесь необходимо показать, какие образовательные  уровни установлены в России —  основное общее образование, среднее  полное общее образование, начальное  профессиональное образование, среднее  профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование).

В зависимости от уровня подготовленности класса учитель организует дальнейшую работу на уроке. Например, это может быть работа с источником с целью разрешения конфликта  в предлагаемой для обсуждения ситуации. Правовые ситуации учитель может  придумать самостоятельно либо подобрать  материал из школьной жизни.

2. При рассмотрении второго  вопроса ученикам предлагается  составить документ под условным  названием «Устав класса». В  нем следует прописать те права  и обязанности, которым следует  подчиняться всем обучаемым. Данную  работу можно выполнять по  группам. При этом одна группа  может выступить в роли тех,  кто прописывает только права,  другая — обязанности. Третья  же группа выступит в роли  экспертов. Они будут внимательно  слушать выступления групп, задавать  им вопросы и по возможности  оценивать проделанную работу. В  то время, когда работают две  группы, третья может выполнять  отдельное задание по анализу  уже существующего в школе  локального акта — Устава, где  прописаны права и обязанности  участников образовательного процесса. Данные правила следует сопоставить  с теми, которые предложили ученики.

В конце урока обязательно  подводятся итоги. При наличии времени  можно провести небольшую работу в форме тестирования.

Российские правозащитники предлагают изучать вопросы образовательного права на нескольких уроках.

Методика изучения темы «Экология  и право» обращает внимание учителя  на следующие аспекты деятельности:

1. Учитель права формулирует  цель и задачи преподавания  темы. При этом необходимо выделить  образовательную цель (разъяснить  нормы действующего законодательства  в сфере экологии, новые нормы,  принятые в РФ за последнее  время), развивающую (развитие творческого  мышления, умений сравнивать нормы  права, анализировать жизненные  ситуации, нарушения закона), воспитательную (формирование бережного отношения  к окружающей природе, чувства  ответственности за свои поступки  и т. д.). Формулировка целей  и задач должна осуществляться  с учетом возраста детей, степени  их правовой подготовленности.


2. Учитель определяет  структуру и содержание учебного  материала темы. Для этого следует  прочитать учебник, дополнительные  материалы по теме.

3. Учитель составляет  понятийный аппарат темы (право  на благоприятную окружающую  среду; экологические права и  обязанности; экологические правонарушения; экологическая безопасность; ответственность); этапы формирования понятий данной темы, устанавливается взаимосвязь понятий, внутрикурсовые связи темы (связь с темами по теории права, конституционному праву, уголовному, административному праву).

4. Учитель обращает внимание  на применение средств обучения, основные трудности темы и  пути их преодоления. Учитель  анализирует трудности изложения  материала в учебнике, на уроке;  в процессе усвоения учениками.

 

3.4. Преподавание уголовного  права в школе

Одной из ведущих отраслей российского права является уголовное  право, регулирующее важную сферу человеческих отношений, определяя, какие поступки людей опасны для общества, государства, человека, и устанавливая наказания  за их совершение. Рассматривая особенности  российского уголовного закона, обучаемые  должны понять важные его положения, основанные на презумпции невиновности, принципах равенства, справедливости, гуманизма, неотвратимости ответственности.

Методика преподавания темы «Уголовное право» на уроках обращает внимание учителя на следующие аспекты:

1. Учитель выясняет место  темы в программе, структуру  представленного материала. Как  правило, темы подобного рода  изучаются в конце курса.

2. Необходимо раскрыть  содержание основных правовых  понятий: их свойств, возможные  методические подходы к формированию  понятий темы.

Следует обратить внимание на понятия, прописанные как обязательные для усвоения по Госстандарту знаний (преступление, наказание, уголовная  ответственность).

3. Анализируются трудности  темы и пути их преодоления.  Необходимо учитывать внутрикурсовые  и межкурсовые связи.

План урока по теме «Преступление»:

1. Розыгрыш ситуаций с  применением необходимой обороны  и превышения необходимой обороны  10 мин.

2. Решение казусов на  тему: добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние, сроки давности, воспитательные меры — 25 мин.

3. Заключение-5 мин.

1. Ролевая игра «Необходимая оборона».

Для проведения этой игры надо подготовить несколько сценок с  учащимися.

Учащийся № 1 — Бандит, вооруженный ножом. Напал на учащегося  № 2 и, угрожая смертью, потребовал денег.

Учащийся № 2 — Видя реальность угрожающей опасности, достал пистолет и выстрелил в учащегося № 1 и убил его.

Другой пример: точно такая ситуация, как и в первом случае, только Учащийся № 1 был не вооружен. По каждому отыгранному эпизоду попросить ответить на вопросы:

— Являются ли преступлением  действия учащегося № 1?.

— Являются ли преступлением  действия учащегося № 2?

Если действия учащегося  № 2 не являются преступлением, то на каком  основании?

2. Решение казусов.

Разделить класс на группы. Каждой группе раздать по задаче.

Задача 1. Наташа, ученица 10 класса, очень любила смотреть телевизор, особенно всякие криминальные передачи, в которых рассказывали об изнасилованиях, убийствах, грабежах и призывали людей быть осторожными. Постепенно Наташе стало казаться, что за каждым углом ее подстерегает убийца или грабитель. Поэтому она взяла на кухне самый длинный и острый нож и стала носить его во внутреннем кармане куртки для самообороны. Однажды вечером, когда Наташа возвращалась домой с занятий в секции карате, к ней подошел молодой человек и вежливо спросил, как найти улицу Пионерскую. Вместо ответа он получил удар ножом под ребра и ногой по шее. Подъехавшим к месту происшествия сотрудникам милиции Наташа объяснила, что приняла юношу за насильника и таким образом защищалась от «нападения».

Решение. УК признает право каждого человека защищаться от нападения, но в данном случае нападения не было. Юноша не угрожал Наташе, у него в руках не было оружия, он вел себя абсолютно не агрессивно. Наташа безосновательно решила, что он собирается на нее напасть. Поскольку не было нападения, то не могло быть и защиты, следовательно, Наташа подлежит уголовной ответственности за умышленное нанесение вреда здоровью юноши. Форма вины — умысел, так как Наташа понимала, что она делает, а также хотела причинить вред здоровью молодого человека.

Задача 2. У пятнадцатилетнего Антона тяжело заболела мама. На операцию нужно было очень много денег. Антон продал все ценное, что было у них дома. Но не хватало еще 5 тысяч. Антон знал, что, если не сделать операцию вовремя, мама умрет. Они с мамой недавно приехали в этот город, и попросить взаймы было не у кого. Тогда Антон решил украсть деньги. Днем он забрался в квартиру к соседям, нашел тайничок с деньгами, взял ровно 5 тысяч и ушел. Про себя он подумал, что обязательно заработает и вернет эти деньги.

Решение. Спросите у ребят, совершил ли, на их взгляд, Антон преступление или он действовал в состоянии крайней необходимости. Это не только правовая проблема, но и этическая. Можно устроить небольшую дискуссию, попросив ребят привести доводы для защиты Антона и для его обвинения. С правовой точки зрения действия Антона являются преступными. Он украл чужие деньги. Но тот факт, что он действовал из-за желания помочь маме, находясь в отчаянной ситуации, будет являться смягчающим обстоятельством. Антон виновен в краже (ст. 158 УК). Субъект — Антон; субъективная сторона — умысел; объект— чужое имущество; объективная сторона — конкретные действия.

Задача 3. Маленький сын Андрея Соколова был болен. Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику стало плохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, что оставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. На просеке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбил стекло, забрался в машину, завел ее, соединив два проводка, и повез сына в больницу. Как оценить поведение Андрея?

Решение. Жизни сына Андрея угрожала опасность: он мог умереть от удушья. Андрей должен был его спасти. Он воспользовался чужой машиной. Конечно, он не хотел ее угонять и собирался вернуть машину владельцу, но такие действия называются «неправомерное завладение автомобилем без цели хищения» (ст. 166 УК) и влекут за собой уголовную ответственность. Но Андрей угнал машину для того, чтобы спасти жизнь своему сыну, он находился в безвыходном положении. Действия были совершены в состоянии крайней необходимости, когда ради спасения одного блага (жизнь ребенка) нужно пожертвовать другим (неприкосновенность частной собственности). Такие действия являются непреступными. Следовательно, Андрей не подлежит уголовной ответственности за угон автомобиля.

Задача 4. Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости?

Решение. Подростки угрожали жизни и здоровью Кости. При такой угрозе любые действия по обороне не будут являться преступными. То, что совершил Костя, называется действия в состоянии необходимой обороны (см. ст. 37 УК). Несмотря на то, что он причинил вред здоровью «рэкетира», он не подлежит уголовной ответственности.

Информация о работе Методика преподавания отдельных правовых тем