Методика преподавания отдельных правовых тем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, то есть способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методика обучения праву как педагогическая наука………...………………….…..5
Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву……………….5
Роль методики обучения праву в системе школьного воспитания………….….8
Методы и приёмы обучения праву…………….……………………………..……11
2.1. Основные методы обучения праву……………………………………...…………11
2.2. Методические приёмы правового обучения…..………………………………….13
3. Методика преподавания отдельных правовых тем…………………………………16
3.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву…..16
3.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права………19
3.3. Методика преподавания тем по возрастам правового регулирования экологии и образования………………………………………………………………………………23
3.4. Преподавание уголовного права в школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………………..………………………..….29
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

1) как возникают правовые отношения?

2) можно ли считать правом:

- требование сотрудника ГИБДД к водителю машины заплатить штраф за превышение скорости на дороге? (Да.)

- требование соседа не развешивать мокрое белье на улице? (Нет.)

- требование учителя отвечать только на «отлично»? (Нет.)

Ребятам предлагаются задания:

1) спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право не вмешивается в различные сферы общественных отношений - составьте рассказ от имени главного героя;

2) спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека - составьте рассказ от имени главного героя;

3) Как договориться людям  о правилах поведения, если  один из них жадный и не  уступает ни в чем другому,  а другой вредный и пытается  унизить первого? Что делать, если  один слишком наивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий?

Итак, ученики самостоятельно выясняют, что право упорядочивает  нашу жизнь, является стабилизирующим  фактором в обществе. Оно предотвращает  произвол, но в то же время оказывает  помощь.

Рассмотрим вариант изучения проблем Конституционного права.

Урок – Конституционное  право. Какие бывают государства...

Цель урока: Учащиеся получат представление о том, какие бывают формы правления в государствах и в чем их отличие.

План урока:

1. Игра «Форма правления» 10 мин.

2. Заключение —10 мин.

Разделите класс на группы, дайте каждой группе установку:

1. Обеспечивать безопасность  и благополучие каждого члена  группы (для принятия решения  необходимо большее количество  голосов).

2. Обеспечивать безопасность  и благополучие наследственного  монарха. (Монарх наделен правом  казнить, имеет абсолютную власть, может выбрать из числа группы  себе советников; остальные крестьяне.)

3. Обеспечивать безопасность  и благополучие Диктатора. (Диктатор  наделен правом казнить, имеет  абсолютную власть, может выбрать  из числа группы себе советников. Контролирует армию, полицию,  экономику, культуру.)

Поставьте перед группами задачи:

1. В вашей стране голод,  денежные средства ограничены. Вам  необходимо как можно в более  короткие сроки создать план  преодоления кризиса.

2. На ваше государство  совершено нападение, у вас  не достаточно вооружения, вы  знаете, что в ваши вооруженные  силы внедрены агенты противника. У вас ограниченное время на  принятие решения. Создайте план  для преодоления кризиса.

3. В вашей стране эпидемия. Она быстро распространяется  по всей стране. Лекарство для  лечения пока не найдено. Смерть  наступает через несколько лет  после заражения. За короткое  время вам надо создать краткосрочный  план и попытаться преодолеть  проблему.

4. Из-за стихийных бедствий  из соседней страны в ваше  государство хлынул поток беженцев. У вас хорошие отношения с  этой страной, но тем не менее  возникает недовольство ваших  граждан в связи с тем, что  вырос уровень безработицы. Возникают  конфликты. Ваша задача за короткое  время разрешить эту проблему.

5. Ваш лидер внезапно  заболел и находится при смерти. Вам необходимо за короткое  время разработать план передачи  власти.

В конце урока попросите  членов групп выступить с анализом проблем, с которыми они столкнулись  в момент решения проблем. Попросите учеников сделать вывод: недостатки и достоинства каждой формы правления (10 минут).

 

3.2. Проблемы методики  преподавания отдельных отраслей  частного права

В условиях современной рыночной экономики изучение вопросов частного права приобретает особую актуальность. Рассматривая на уроках права юридические  нормы гражданского, семейного и  других областей частного права, учитель  должен обратить внимание на прочное  закрепление четких теоретических  представлений обучаемых о главных  юридических понятиях, используемых в данной сфере. Например, ребята должны запомнить, что представляют собой  диспозитивные нормы права (данную дефиницию можно вводить только на старшей ступени обучения), в  чем заключается свобода выбора модели поведения субъектов в  этой сфере общественной жизни. Ученикам необходимо разъяснить схему о равенстве  партнеров в договорных отношениях.

Методика изучения конкретной темы в области частного права  позволяет обратить внимание на:

а) формирование таких понятий, как гражданское право, договор, сделка, предприниматель, и т. д. (их можно изучать различными способами);

б) выявление внутрикурсовых связей (с теорией права и т. д.);

в) применение средств обучения в зависимости от уровня подготовленности;

г) выявление основных трудностей темы.

В рамках изучения обществоведческих  дисциплин рассмотрение вопросов различных  отраслей права можно интегрировать  в один—два урока.

Рассмотрим план урока  по теме «частное право».

Необходимо разъяснить учащимся правовые основы взаимодействия людей в сфере частного права, сформировать потребность уважительного отношения к законам в области трудового, семейного, гражданского права.

После изучения темы учащиеся должны:

— знать правовые особенности  регулирования основных форм предпринимательской  деятельности;

— разъяснять сущность правоспособности и дееспособности лиц-участников правоотношений;

— знать особенности регулирования  трудовых правоотношений (уметь составлять трудовые контракты, знать, в каких  случаях происходит их расторжение, и т. д.);

— разъяснять сущность института  брака и его правовое регулирование, знать права и обязанности  супругов, а также родителей и  детей.

План урока:

1. Предпринимательство и  закон.

2. Трудовые права российских  граждан:

а) Как заключить трудовой контракт?

б) В каких случаях прекращаются трудовые правоотношения?

3. Семья и право:

а) брак и его правовое регулирование;

б) правовые взаимоотношения  родителей и детей.

В начале изучения темы учитель  использует прием актуализации знаний, попросив ребят вспомнить, что такое  система права и какие отрасли  права известны.

Чем схожи между собой  нормы гражданского, предпринимательского, семейного права? Ученики заметили, что такие нормы защищают интересы частных лиц, а участники таких  правоотношений равны между собой, никто из них не обладает властью  над другим.

В рамках гражданского права  зародилось и стало особенно бурно  развиваться в последние годы предпринимательское право. В него объединились нормы, регулирующие взаимоотношения юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, порядок их создания и функционирования, а также взаимоотношения с органами государственной власти.

Учитель разъясняет, что  участников правоотношений называют субъектами права. К ним относят и различные  объединения людей (фирмы, заводы и  т. д.), и каждого человека в отдельности. Последние называются физическими  лицами и обладают правоспособностью и дееспособностью. Виды юридических лиц можно показать по схеме (их дееспособность и правоспособность возникают одновременно, с момента государственной регистрации).

Правоспособность — способность иметь права и обязанности, а дееспособность — это способность распоряжаться правами и нести обязанности.

Примерные проблемы, над  обсуждением которых может работать класс.

1. Пятнадцатилетний Сергей получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Разрешите ситуацию с правовой точки зрения. (Эксперты руководствуются ст. 26 УК РФ.)

2. Коля (16 лет) работает в фирме «N» курьеров по трудовому контракту. В его собственности находится квартира. Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и молодому человеку требуется юридическая консультация. (Эксперты руководствуются ст. 27 ГК РФ.)

3. Десятилетнему Максиму подарили на день рождения дорогой компьютер. Было решено, что этой вещью он будет пользоваться самостоятельно. Может ли Максим продать свой подарок, ведь он является собственником этой вещи? (Эксперты руководствуются ст. 28 ГКРФ.)

Рассмотрение второго  вопроса можно начать юмористической страничкой. Учитель просит выслушать  ситуацию и пояснить, к какой отрасли  правы мы обратимся в случае конфликта: «На корабле плыли цыгане. Команда  судна решила заставить их трудиться  по покраске корабля. Стороны заключили  договор: «Цыгане, с одной стороны, а капитан корабля «Вихрь», с  другой, обязаны покрасить корабль. Цыгане получают за работу N рублей. Дата. Подписи сторон». Через два дня  цыгане работать прекратили, покрасив судно только с одной стороны. Капитан недоумевал. Цыгане пояснили, что свою сторону корабля они  покрасили, следовательно, условия  договора выполнили, в срок уложились. Результат достигнут».

Рассматривая ситуацию, ученики  должны пояснить, что отношения сторон регулировались областью гражданского права, в рамках которой заключаются  договоры подряда. Безусловно, цыгане не поняли смысловую нагрузку фраз, обозначенных в соглашении.

В случае конфликта мы не станем обращаться к трудовому законодательству, ибо трудовое право регулирует взаимоотношения  работников в процессе труда и  по поводу труда. В данной ситуации сторонам был важен результат, а  не организация самого процесса труда.

Важным документом, скрепляющим  отношения работодателя и работника, является трудовой контракт.

Учитель просит прочитать  обучаемых в книге, что означают следующие слова: профессия; специальность (более дробное деление профессии); квалификация; степень и вид профессиональной обученности и т. д.

Так школьники усваивают  смысл понятий.

Из курса «Обществознание» для 8—9 классов учащиеся знают, что  многие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми регулируются нормами семейного  права.

Учащимся предлагается рассмотреть  институт брака и пояснить, пользуясь  материалом учебника, СК РФ, какие юридические  правила нарушены в следующих  ситуациях:

а) Игорь женился в первый раз 10 лет назад. Прожив вместе 1 год, супруги разъехались в разные города и фактически забыли о друге. Спустя 10 лет Игорь решил зарегистрировать брак с Инной, с которой он познакомился 3 года назад. Игорь и Инна любили друг друга и ждали ребенка. Чтобы не травмировать близких, Игорь решил один подать заявление в ЗАГС, и брак был зарегистрирован на том основании, что мужчина и женщина уже ведут совместное хозяйство и ожидают появления ребенка.

б) В субъекте федерации  установлен брачный возраст — 14 лет, достигнув которого молодые  люди могут официально регистрировать свои отношения. Однако их родители категорически  возражают, поясняя, что создание семьи  в этом возрасте рановато. Невеста вскоре согласилась с мнением родителей. Однако заявление в ЗАГС уже было подано. Жених пояснил, что отказываться от свадьбы нельзя. Угрожая ответственностью за неявку в день регистрации в ЗАГС, жених заставил девушку прийти насильно. Брак зарегистрировали.

в) Поясните, как может  быть разделено имущество супругов в случае развода, если жена не работала и на деньги мужа были куплены: дача, квартира, дорогая шуба жене, костюмы  мужу, машина, зарегистрированная на мужа.

Что можно было бы предусмотреть  в брачном договоре?

г) Как может быть расторгнут брак, если у супругов нет детей  и оба согласны на развод?

 

3.3. Методика преподавания  тем по возрастам правового  регулирования экологии и образования

Вопросам правового регулирования  образования в школьной программе  не уделяется достаточного внимания. Однако, будучи участниками образовательного процесса, ученики и педагоги должны знать правила поведения тех, кто становится субъектом подобных правоотношений. Методика научно-методического  анализа темы «Правовое регулирование  образования» заключается в проведении следующих операций:

1. Учитель права определяет  значение и место темы в  курсе

«Основы права». В этой связи  обращается внимание на новые научные  факты, положения и идеи теории. В  настоящее время образовательное  право претерпело изменения. Приняты  новые поправки к Закону об образовании. Учитель права должен внимательно  разобраться в ведущих нормах действующего законодательства. Необходимо выявить опорные и межпредметные связи в изучении темы, связь темы с другими темами курса


Приступая к изучению вопросов образовательного права, необходимо актуализировать  знания учеников по вопросам теории права. Это можно организовать с помощью  беседы, опроса и т. д. Ученики должны вспомнить материал первых уроков о  праве; о системе права (институтах, отраслях); источниках права (закон и подзаконные акты); действии закона во времени и т. д. В некоторых школах ученики создают свое «внутришкольное законодательство» на основе собственных знаний проблемы.

Информация о работе Методика преподавания отдельных правовых тем