Методика преподавания отдельных правовых тем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, то есть способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методика обучения праву как педагогическая наука………...………………….…..5
Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву……………….5
Роль методики обучения праву в системе школьного воспитания………….….8
Методы и приёмы обучения праву…………….……………………………..……11
2.1. Основные методы обучения праву……………………………………...…………11
2.2. Методические приёмы правового обучения…..………………………………….13
3. Методика преподавания отдельных правовых тем…………………………………16
3.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву…..16
3.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права………19
3.3. Методика преподавания тем по возрастам правового регулирования экологии и образования………………………………………………………………………………23
3.4. Преподавание уголовного права в школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………………..………………………..….29
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема:                        «Методика преподавания отдельных правовых тем »

 

 

 

 

 

Студент

Группа 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3 
1. Методика обучения праву как педагогическая наука………...………………….…..5

    1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву……………….5
    2. Роль методики обучения праву в системе школьного воспитания………….….8
  1. Методы и приёмы обучения праву…………….……………………………..……11

2.1. Основные методы обучения праву……………………………………...…………11

2.2. Методические приёмы правового обучения…..………………………………….13

3. Методика преподавания  отдельных правовых тем…………………………………16

3.1. Особенности учебных  занятий по теории права и  конституционному праву…..16

3.2. Проблемы методики  преподавания отдельных отраслей  частного права………19

3.3. Методика преподавания  тем по возрастам правового  регулирования экологии и образования………………………………………………………………………………23

3.4. Преподавание уголовного  права в школе…………………………………………26

Заключение…………………………………………………..………………………..….29

Список использованных источников…………………………………….……………..30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение права в современной  школе не менее актуально, чем  изучение предметов отечественной  истории или родного языка. Гражданственность  и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная  правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического  воспитания. Именно поэтому большое  значение уделяется тому, как достигаются  цели и задачи правового образования, то есть способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему.

Как говорил известный  педагог М.Н. Скаткин: "метод - это  путь, которым учитель ведет ученика  от незнания к знанию, от неумения к  умению, путь развития его умственных сил". 1 Методы призваны заинтересовать ученика предметом, достигнуть высокого уровня образования. Причем право как учебная дисциплина имеет свои своеобразные методы, методические средства и приемы, которые постоянно совершенствуются. Это не удивительно, ведь качество образования зачастую зависит именно от методов и приемов правового образования, которое является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, важнейшим условием формирования позитивного правосознания. Прием - это составная часть метода. Урок по праву ограничен определенным временем, которое не позволяет часто использовать весь метод, но применение его части, т.е. методического приема позволяет работать над каким-либо отдельным вопросом.

Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей передает своим  потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить  бедствия и несчастья.

 

 

1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества — передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Слово «методика» имеет глубокие исторические корни и в буквальном понимании означает «способ познания», отвечая на вопрос: «Как я буду познавать ту или иную область жизни, общества, отношений людей между собой?» Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

Методика обучения праву — одна из самых таинственных и загадочных сфер человеческой жизни. В науке даже нет единого определения этому понятию. Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний — Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах и методах обучения праву. Общеизвестно, что система наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

Методика обучения праву  имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Основными задачами указанной выше науки являются:

— отбор учебного правового  материала и формирование специальных  правовых курсов для системы обучения,

— создание специальных  правовых обучающих программ, учебников  и методических пособий,

— отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

— постоянное совершенствование  методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву — весьма динамичная наука, что обусловлено  не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать  по-другому, появляются новые нормы  права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы  ученых к вопросам организации правового  образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим  основные функции такой науки:

1) практико-организационная - она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека;

2) мировоззренческая - такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности;

3) эвристическая - она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни;

4) прогностическая - в рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Любое обучение напрямую зависит  от целеполагания, т. е. определения  целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель — это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

— обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

— воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

— развития (совершенствования  способностей, умственных сил и т. д.).

К целям правового обучения можно также отнести:

— повышение уровня правовой культуры общества;

— воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие  законные интересы, формирование его  активной гражданской позиции;

— формирование навыков  правомерного поведения, уважения законов  страны и международного права;

— формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

— изучение национальных и  демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование  права или формирование его новых  установок и проч. Современная  интеграция России в мировое сообщество позволила обратить особое внимание на правила международного права  и те демократические завоевания, которые удалось отстоять людям  в борьбе с беззаконием, злом и  насилием.

Содержание обучения праву  в школе представлено в виде модуля (части) Государственного стандарта  знаний образовательной области  «Обществознание» (в этом документе  указывается, что обязательно должен знать, уметь тот, кто обучается  праву в школе или иным образом  получает среднее образование, как  необходимо проверять, диагностировать  процесс обучения, чтобы подготовка школьников осуществлялась качественно), а также выражено в программах, учебниках.

Методика обучения праву  изучает способы деятельности в  области правового обучения —  методы, которые могут быть самыми разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного школьника праву, как развивать его способности, формировать общеучебные умения и навыки. Специалисты выделяют формы обучения праву: групповая, индивидуальная и прочие. Методика обучения праву создала и свои подходы к пониманию типов уроков (например, вводный или повторительно-обобщающий), средств учебной работы (рабочие тетради, хрестоматии, видеофильмы и проч. — то есть того, что помогает учебному процессу и обеспечивает его).

Методика обучения праву  опирается на познавательные возможности  детей, особенности их возрастных, физиологических  характеристик организма. В этой связи обучение праву в начальной  школе будет заметно отличаться от такого же процесса в старшей  школе.

Об эффективности правового  обучения судят и по достигнутому уровню знаний и умений учеников, а  потому в области методики обучения, праву выработан целый механизм диагностирования качества обучения.

Методика обучения праву  как наука постоянно совершенствуется. Появляются новые подходы ученых к процессу обучения, уходит в прошлое  то, что является не эффективным  в практике работы.

 

1.2. Роль методики обучения  праву в системе школьного образования

Методика обучения праву  призвана вооружить педагога целым  арсеналом профессиональных средств, приемов, методов обучения праву. Она позволяет четко сформулировать задачи обучения на каждом этапе школьной жизни, обеспечивает учебный процесс современными методами обучения. Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения.

Свое дальнейшее развитие наука находит и в практической деятельности учителей права, которые  организуют методические секции, кафедры  и иные формы совместной творческой работы в школе.

Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря  профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды  различным аспектам данной науки. Активизация  научных изысканий в этой области  начинается лишь с середины XX века в трудах С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева, В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались вопросы совершенствования познавательной деятельности в процессе правового обучения, разъяснялись эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить внимание на практическую направленность правовых знаний, которыми должны овладеть обучаемые.

К началу XX в. педагоги страны доказывали важность стимулирования самостоятельной  познавательной деятельности учащихся, а потому предлагали усилить работу с юридическими источниками, докладами  и рефератами. Распространяется «метод вопросов и планов». С его помощью  обучаемый приобретал умения работать с текстом, вычленять главное, повторять  пройденное.

В 70-е годы и в начале 80-х г. были опубликованы работы Л.С. Бахмутовой, В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.П. Кожевниковой, Э.И. Мельниковой, А.В. Мицкевича, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, А.П. Прохорова и других по теории правового обучения, методике преподавания в школе вопросов права. Так создавалась научная база для совершенствования школьного  правового образования. В методических работах дана характеристика сущности понятия «правовое воспитание».

Но исследователи по-разному  объясняли вопросы о соотношении  правового воспитания и обучения. А.И. Долгова рассматривала правовое просвещение, правовую пропаганду, правовое обучение как составные части  процесса правового воспитания. Г.П. Давыдов и В.М. Обухов считали, что  правовое обучение как процесс формирования правовых знаний и умений имеет самостоятельное  значение. По их мнению, правовое обучение может и должно создавать основу для решения задач правового  воспитания — формирования правовых взглядов, правовых чувств, убеждений, установок и опыта как компонентов  правосознания и правовой культуры. Г.П. Давыдов, В.М. Обухов и др. раскрыли особенности формирования у обучаемых правосознания. Ими обоснованы ведущие формы урочной и внеурочной работы с учениками разных возрастных групп. Раскрыта значимость сочетания словесных и деятельностно - практических форм правового образования для становления правовой культуры личности.

Информация о работе Методика преподавания отдельных правовых тем