Методика преподавания отдельных правовых тем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение права в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории или родного языка. Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, то есть способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методика обучения праву как педагогическая наука………...………………….…..5
Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву……………….5
Роль методики обучения праву в системе школьного воспитания………….….8
Методы и приёмы обучения праву…………….……………………………..……11
2.1. Основные методы обучения праву……………………………………...…………11
2.2. Методические приёмы правового обучения…..………………………………….13
3. Методика преподавания отдельных правовых тем…………………………………16
3.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву…..16
3.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права………19
3.3. Методика преподавания тем по возрастам правового регулирования экологии и образования………………………………………………………………………………23
3.4. Преподавание уголовного права в школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………………..………………………..….29
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

Многие юридические дефиниции (право, правонарушение, ответственность  и другие) учитель раскрывает путем объяснения. Этим понятием называют важный прием изложения правовой теории. Объясняя материал, учитель права показывает смысл изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы.

Практика показывает, что  при постоянном доминировании такого приема на учебных занятиях снижается  познавательная активность школьников, которые получают в готовом виде правовую информацию. Их задача заключается  в том, чтобы понять ее и запомнить.

При решении правовых задач, в которых требуется разобраться  в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение, используется прием рассуждения. С его помощью  разъясняются отдельные  положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Если учитель использует этот прием при объяснении нового правового материала, необходимо продумать серию взаимосвязанных вопросов. Ответы на них педагог может давать в готовом виде.

Основной стиль вербального  общения в области обучения праву— диалогический. Значит, проведение занятий  только в форме монологичного  изложения даже интересного правового  материала не станет эффективным  способом формирования правовых знаний и умений обучаемых.

Вот некоторые приемы словесной  коммуникации.

1) логическое осмысление правового явления - учитель систематизирует яркие факты в своей речи (например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил);

2) разъяснение - учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания;

3) детализация - объясняя сущность определенного правового явления, учителю необходимо обратить внимание на отдельные составляющие его части (например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию «преступление», учитель обращает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав, что позволяет детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления);

4) разносторонняя оценка - такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала (например, анализируя некоторые школы права, обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения);

5) обнаружение тенденции  - на уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития;

6) особенное значение факта. Аргументированные ответы — важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации.

Специалисты считают, что  в систему приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания).

Анализ — это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого.

При изучении теоретических  вопросов используют сравнение. Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях. Используя сравнение, лучше всего создавать схемы, таблицы.

Для того чтобы разобраться  в сущности правового понятия, явления, в методике используют прием доказательства. Предположим, ученики высказывают определенное положение. Чтобы его обосновать, необходимо подобрать аргументы, которые и будут являться доказательством высказанного.

В методике обучения праву  выработаны специальные приемы работы с учебником. Однако сначала учитель должен познакомить школьников со структурой учебника, расположением параграфов, его составляющих частей.

Школьники должны приучаться выделять главное и второстепенное (дополнительное) по теме, грамотно и  четко формулировать названия выделяемых абзацев. В практике встречаются  сложности в оформлении заголовков плана. В этой ситуации учитель должен оказать существенную помощь.

Следует заметить, что практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя  права добиваются высоких показателей  уровня обученности своих воспитанников. Например, в рамках известной методики критического мышления выделяют отдельные  этапы обучающего процесса на одном  уроке. На первой стадии — «вызова» — проданная методика внедрена в  российскую систему обучения права  благодаря деятельности региональных организаций.

Исходит актуализация тех  знаний, которыми обучаемые уже обладают. С этой целью обучаемым предлагают ответить на определенные вопросы, путем  «мозгового штурма» предложить различные  варианты решения проблемы или определения  понятия. Ученики высказывают свое мнение по вопросу в течение 2 минут. Все ответы записываются. Затем отбираются наиболее рациональные. Вторую стадию называют «осмысление». На этом этапе обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы урока. Изучая, например, теоретические аспекты права, школьники могут успешно работать с текстом книги или источника. Здесь специалисты предлагают использовать прием «ИНСЕРТ», или пометки на полях. Знаком «У» обозначают информацию, которая уже хорошо известна ребятам. Сведения же, которые оказались новыми и изменяют представления о чем-то, можно обозначить знаком «—». Абсолютно новая информация, которая вызывает интерес, помечается знаком «+». Отдельно выделяют то, о чем хотелось бы узнать побольше, обозначив знаком «?». На основе работы с текстом выстраивается таблица. Третий этап получил название «рефлексия». Здесь ученики осмысливают то, что было изучено, выражая свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений или составляя схемы, содержательные модели. Свои мысли можно оформить в виде эссе (мини-сочинения).

В методике работы с текстом  можно выделить работу с юридическим  словарем, справочной литературой, а  также составление планов, опорных  конспектов, схем и проч.

Особый интерес представляют приемы работы с прессой на правовые темы. Так, при изучении прав человека и гражданина на уроках права в старших классах можно предложить ученикам проанализировать статьи отдельных газет, которые учитель подбирает заранее. Такая работа проходит по группам. Ученики читают материал, делают необходимые выписки и вырезают статьи. Школьники группируют материал средств массовой информации по трем разделам: как защищаются права, как соблюдаются права и как нарушаются права. Далее представители групп делают небольшое выступление о результатах работы.

 

 

3. Методика преподавания  отдельных правовых тем

3.1. Особенности учебных  занятий по теории права и  конституционному праву

Изучение теоретических  аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным  стандартом знания для обучаемых  системы общего образования. Знания данных областей права являются тем  фундаментом, на базе которого выстраивается  вся система других правовых знаний.

Изучение теоретического материала на уроках права имеет  некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специалисты считают, что в учебный курс по праву  необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо.

Можно сформулировать некоторые  правила изучения теории права в  школе:

1) знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями должно сопровождаться конкретными примерами с опорой на социальный опыт ученика;

2) не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания;

3) следует использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы страны и прочее.

В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Учитель может поставить перед учениками определенный вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмышлять. Так побуждается познавательная активность ребенка, который ищет путь разрешения противоречия. Школьникам можно представить противоположные взгляды на определенную ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения.

Не рекомендуется применять проблемный метод обучения праву:

1) если тема урока очень сложная;

2) если у школьников слишком слабая подготовка и знаний не достаточно для решения проблемы;

3) если на уроке мало времени, возникает потребность изучить большой блок правовой информации;

4) если не достигнуто взаимопонимание учителя и учеников, в классе наблюдается слабая дисциплина, школьники не выполняют требований педагога.

Методика формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике, суть которой прописывается в 4 этапах:

1) формирование ориентировочной основы умения - учитель раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку выполнения этой операции;

2) ученики приступают к самостоятельному выполнению задания и применяют впервые показанную им операцию;

3) выполняются тренировочные задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых;

4) применяют умение по типу все более отдаленного переноса.

При подготовке к уроку  необходимо определить цель, соотнести  ее с прогнозируемым результатом (это  лучше прописать в разделе  «Что должен знать, уметь школьник после  изучения темы»). Обязательно составляем план урока, выделяем основные понятия, которые необходимо усвоить.

Учителю необходимо разнообразить  урок различными формами деятельности. Педагог должен показать школьникам существование разнообразных подходов к пониманию права, а чтобы  суметь их понять и проанализировать, ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями из высказываний юристов, общественных деятелей и проч.). Школьники  работают по группам, получив одинаковую установку: проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить, как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое отношение к понятию.

Вот модель конкретного урока  по теории права для старшеклассников.

Урок «знакомимся с  правом». Тема: Право

Цель: разъяснить учащимся сущность понятия «право», показать его важность в жизни общества, сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения.

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

- разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

- уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений;

- давать определения следующим понятиям: право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность.

План урока:

1. Что регулирует поведение  людей в обществе?

2. Знакомимся с правом. Право и правовая норма.

3. Система права.

После того, как учитель  записал тему и план урока на доске, внимание ребят обращается на листы  ватмана, которые следует прикрепить к стене:

- «Право существует для пользы человечества» (Hominum causa ius constitum est.);

- «Право есть искусство добра и справедливости» (Ins est ars boni et bequi.).

На доске можно вывесить ромашку, на лепестках которой записаны основные виды социальных норм. Один лепесток следует выделить по цвету (на нем записаны правовые нормы) (Приложение 1)

Ребятам предлагается по группам  придумать любые жизненные ситуации, которые бы регулировались конкретными  социальными нормами (обычаем —  в автобусе молодой человек уступил  место пожилой даме, соблюдая древний  обычай почитания старших; религиозными нормами — при входе в православный храм женщина надела косынку на голову; правовыми — при покупке хлеба  в магазине Вася заплатил деньги, а продавец отдал ему хлеб и т. д.). Ученик, выступающий от имени группы, рассказывает ситуацию и поясняет суть общественных правил, которые ее регулируют. Эксперт (наиболее подготовленный ученик, с аналитическим складом ума) выслушивает выступления групп и заполняет таблицу на доске. В конце изучения первого вопроса делаем вывод: человек, в отличие от животных, научился регулировать свое поведение. Он создал специальные общественные нормы-регуляторы, которые позволили установить в обществе стабильные отношения.

Рассматривая конкретные жизненные ситуации, ребята понимают, что большинство из них регулируются правом. На доске вывешивается схема (Приложение №2) Обратим внимание на правовые нормы и отношения, которые они регулируют. Пусть ученики приведут в пример различные жизненные ситуации, которые бы регулировались правом. Чем отличаются правовые нормы от всех других? Эти признаки ребята выделяют сами, при необходимости можно задать дополнительные вопросы (Приложение №3)

Для закрепления понятия  ученикам предлагается подумать над  такими вопросами:

Информация о работе Методика преподавания отдельных правовых тем