Методика ознакомления дошкольников с трудом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.

Содержание

1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15

Работа содержит 1 файл

Методика ознакомления дошкольников с трудом.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

     6. Беседа с библиографом.

     Дети  узнают:

     - чем занимаются  библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

     7. Экскурсия в мастерскую.

     Дети  увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как  прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.

           8. Беседа с плотником.

     Дети  знакомятся:

     - с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка). 

     Дети  узнают:

           - в своей работе  плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое  название, применение. Без инструментов  нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям  пользу. 

     9.  Экскурсия к светофору.

     Дети  знакомятся:

     - с машиной ДПС.

     Дети  узнают:

     - понятия: светофор, пешеходный переход,  регулировщик, сигнал, безопасность  движения, обочина дороги, жезл, форма,  сирена, инспектор.

     - пересечение дорог называется  перекресток. Это самое бойкое  место и здесь обычно стоят  светофоры. Переходы через улицу  обозначены линиями разметки  "зебра" и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

     10.  Беседа с инспектором ДПС.

     Дети  узнают:

     - пешеходный переход, тротуар,  пешеход, пассажир, дорожные знаки,  транспорт, инспектор ДПС. 

     - где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

     11. Беседа с парикмахером

     Дети  узнают:

     - парикмахеру для работы нужны:  ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.

     - парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.

     - Когда у человека красивая  прическа, повышается уверенность  в себе, настроение хорошее. Приятно  смотреть на себя в зеркало,  ухоженный внешний вид.

     12. Беседа с кредитным представителем.

     Дети  узнают:

     - что такое: банкноты, инкассаторская  машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка. 

     - банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

     13. Беседа с увлеченным человеком.

     Дети  узнают:

     - увлечения, интересы у людей  могут быть разные. Кому-то нравится  копаться в огороде, собирать  ягоды, разводить цветы.

     - огород (рассада, удобрения, грядки, семена). 

     4.2 Наблюдения 

     Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в  воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у  них желание подражать трудовому  поведению взрослых. Впечатления  должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в  ряде занятий, умело дозироваться в  каждом из них, постепенно нарастать  и углубляться.

     Целенаправленные  наблюдения, экскурсии за пределы  группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких  эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику –  чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой  труд наблюдается, но и от того, на какие  его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий  порядок, тщательно продуманную  работу – все инструменты разложены  по ячейкам, у каждого инструмента  свой домик. Взрослый вовлекал детей  в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая  элементарное сотрудничество. Когда  дети имеют возможность сами активно  действовать, то они получают более  точные и полные представления о  труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость  трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что  дома они будут помогать своим  папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты  и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков  очень увлекла работа плотника, они  подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей  заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской  машине. Дети решили охранять порядок  на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для  общества – быть здоровыми, лучше  работать и отдыхать, красиво и  удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

     Дети  восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

     В процессе наблюдений важно фиксировать  внимание детей на тех сторонах труда  взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей  правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового  поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы  не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой  убирает.

     В младшей группе при детях может  проводиться заготовление материала  для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере надобности, но систематически делать несложную  починку игрушек, книг и пособий. Работа воспитателя не рассчитана еще  на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают  действия взрослого. Чтобы сделать  влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т.п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.

     Совместная  деятельность 

     Как не велика роль трудового поведения  воспитателя, возможности использования  его личного примера в младшей  группе весьма ограничены. Дети трех лет  требуют большого ухода, постоянного  внимания, надзора. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому воспитателю приходится много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Воспитателю младшей группы важно  максимально использовать пример трудового  поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей.

     Этот  труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им не сложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.

     Наиболее  благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает  детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные  поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Дети 3-4 лет выполняют  отдельные трудовые поручения, для  более старших детей постепенно вводятся дежурства.

     Вовлечение  в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

     Работы, которые могут быть выполнены  детьми совместно с воспитателями.

     Уход  за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники (средняя и старшая группы).

     Починка игрушек. Взрослый сшивает углы картонных  коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки.

     Подготовка  к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут  бумагу, разливают в чашечки клей.

     Уборка  участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие  листья.

     В тех детских садах, где взрослые показывают пример энтузиазма, дети приобретают  вкус к труду, у них формируется  психологическая готовность к нему, а это, пожалуй, самое главное  в трудовом воспитании.

     Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.

     У детей особенно возрастает интерес  к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем  хотя бы небольшое участие.

     Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность  в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое  – то участие в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Наблюдая с детьми, например, труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.

     Однако  экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения  к труду, для возбуждения у  детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый  воспитательный эффект.

     Трудовое  воспитание, основанное на использовании  примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

     Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей  должны тесно между собой переплетаться. 

 

      5. Игра как средство знакомства  с трудом взрослых 

     У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

     Игра  – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении  действий взрослых и отношений между  ними.

     Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

     Труд  тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

     Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

     Рассмотрим  некоторые моменты знакомства детей  с трудом взрослых, особенностями  профессий с помощью сюжетно-ролевых  игр.

     Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный  творческий характер. Игру создают  сами дети. Она бывает длительной и  кратковременной. Самостоятельность  детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении  окружающего мира. Это воспроизведение  зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом