Методика ознакомления дошкольников с трудом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.

Содержание

1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15

Работа содержит 1 файл

Методика ознакомления дошкольников с трудом.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

Методика  ознакомления дошкольников с трудом 

Оглавление

 

1. Условия  воспитания дошкольников в труде. 3

2. Формирование  основ экономического воспитания. 5

3. Средства  трудового воспитания дошкольников. 8

4. Практическая  часть. 13

Литература. 15  

1. Условия  воспитания дошкольников в труде

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с  детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей  для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных  игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок  знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают  и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может  быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто  по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех  трудовой деятельности, является организация  материальной среды и трудового  оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией  здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного  воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации  труда, своевременному включению в  труд. Оборудования должно хватать  для всех детей. Конечно, можно сказать  ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И  ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель  заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные  дети. Неорганизованность расхолаживает  детей и снижает интерес к  труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует  обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать  в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. и только после этого объявлять о начале работы.

Очень важно учитывать нагрузку, которую  может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра  с водой, песком, долго и много  копал, продолжительный отрезок  времени находился в одной  позе и т. п. Утомление не только снижает  интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда  ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские»  инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или  игрушечные и не подходят для серьезной  работы.

Условием, поддерживающим у детей желание  трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или  иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме_ИИ педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом  нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд  для дошкольника – полезная и  важная деятельность. Она оказывает  влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное  развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

2. Формирование  основ экономического воспитания

Исследования  в отечественной науке последних  лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что  трудовое воспитание служит фундаментом  для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена  речи не было. И лишь в последнее  десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к  предпринимательству. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и применительно  к дошкольному возрасту. Ребенок  с малых лет соприкасается  с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В  разработанной А.Д. Шатовой программе  выделено четыре раздела, вокруг которых  автор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные  навыки и привычки в быту». В процессе работы по формированию у детей экономического образа мышления уточняют представление  о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд. Человек  своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу деньги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сделанные для них другими людьми.

Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных  с развитием личности ребенка: всякая личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного  отношения к окружающей природе  и миру вещей.

Программа «Дошкольник и экономика» ориентирована  на старший дошкольный возраст, но работу по формированию основ экономического образа мышления можно и нужно  начинать значительно раньше. На первом ее этапе социальный опыт ребенка  обогащают примерами, характеризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обучение осуществляется не посредством этических  бесед, а в повседневной жизни, в  конкретных ситуациях. Важно, чтобы  так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась  игрушка? Это плохо, но мы ее можем, с  тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать, мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его  постираем. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т. п. Взрослый при этом решает сразу несколько  задач: подчеркивает необходимость  бережного отношения к вещам  и показывает ребенку способ такого отношения; вселяет в него уверенность  в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся. Уже  в младшем возрасте дети могут  видеть (если взрослый привлекает к  этому их внимание), как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша, складываются представления  о нормах и правилах отношения  к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем  больше у него будет материала  для обобщения и выводов, когда, он станет постарше.

Серьезная проблема – воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим  развитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача — научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было разумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается обратный – ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случайные плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.

Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворять свои потребности  дети могут усваивать и через  собственные игры. Так, в старших  группах можно иногда проводить  игру «магазин». В магазине будут  «продаваться» сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской  валютой» - изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждой стране деньги называются по-разному), например «садики». Дети изготавливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рисуют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и постепенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удовлетворять свои потребности.

Экономическое воспитание – новая область в  воспитании наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще  много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.

3. Средства трудового воспитания дошкольников

Трудовое  воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной  трудовой деятельности детей' ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового  воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка  умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться  с такими фактами, когда воспитатель  решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель  пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно  причесываться». В данной записи сразу  две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы  и особенностей детской игры: в  игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как  будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности  ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни  ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование  умений»  всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это  делать в процессе игры? Конечно, нет. Трудовая деятельность является ведущим  средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность  в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового  воспитания.

Ознакомление  с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления  ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким  образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В  дошкольной педагогике существует несколько  разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается  как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением  конкретным трудовым навыкам, можно  опираться на первый подход. В том  случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных  с формированием отношения к  труду и нравственных качеств  личности, более адекватен второй подход.

Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с  негативным отношением к труду, с  недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления  о необходимости ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Художественные  средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств  у детей формируются представления  о содержании труда, об отношении  людей к труду, о том, как оценивают  окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом