Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.
1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15
Методика
ознакомления дошкольников с трудом
Оглавление
1. Условия
воспитания дошкольников в
2. Формирование
основ экономического
3. Средства
трудового воспитания
4. Практическая часть. 13
Литература.
15
1. Условия
воспитания дошкольников в
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
Хорошую
эмоциональную атмосферу
Условием,
обеспечивающим воспитательный успех
трудовой деятельности, является организация
материальной среды и трудового
оборудования. Существуют определенные
требования к трудовому оборудованию
- к их размеру, материалу, окраске -
и к организации труда
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме_ИИ педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.
Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
2. Формирование
основ экономического
Исследования
в отечественной науке
Указанная
выше программа построена на нескольких
важных теоретических положениях, связанных
с развитием личности ребенка: всякая
личность развивается в деятельности;
базовой деятельностью
Программа
«Дошкольник и экономика» ориентирована
на старший дошкольный возраст, но работу
по формированию основ экономического
образа мышления можно и нужно
начинать значительно раньше. На первом
ее этапе социальный опыт ребенка
обогащают примерами, характеризующими
отношение к миру: взрослый учит
не пачкать одежду, не ломать игрушки,
не выбрасывать продукты. Обучение
осуществляется не посредством этических
бесед, а в повседневной жизни, в
конкретных ситуациях. Важно, чтобы
так же, на конкретных примерах, взрослый
учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась
игрушка? Это плохо, но мы ее можем, с
тобой починить, а потом ты больше
не будешь дергать, мишку за лапу, правда?»;
«Испачкалось платье? Жаль, но мы его
постираем. Девочка всегда должна быть
чистой и аккуратной» и т. п. Взрослый
при этом решает сразу несколько
задач: подчеркивает необходимость
бережного отношения к вещам
и показывает ребенку способ такого
отношения; вселяет в него уверенность
в своих силах, внушает, что трудом
можно исправить случившееся. Уже
в младшем возрасте дети могут
видеть (если взрослый привлекает к
этому их внимание), как родители
бережно относятся к воде, электричеству:
«Давай выключим в этой комнате свет,
там же сейчас никого нет» и т. п.
Так, еще до начала систематического,
осознанного приобретения знаний об
экономической стороне
Серьезная проблема – воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача — научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было разумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается обратный – ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случайные плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.
Связь
между трудом, деньгами и возможностью
удовлетворять свои потребности
дети могут усваивать и через
собственные игры. Так, в старших
группах можно иногда проводить
игру «магазин». В магазине будут
«продаваться» сделанные детьми
вещи. Платить за вещи можно «детсадовской
валютой» - изготовленными детьми деньгами.
Можно придумать деньгам
Экономическое воспитание – новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.
3. Средства трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей' ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.
Собственная
трудовая деятельность детей является
необходимым средством
Ознакомление
с трудом взрослых. Это средство
позволяет расширить
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое
средство воспитатель может использовать
как пример для подражания, образец,
на который ребенок будет
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные
средства: художественная литература,
музыка, изобразительное искусство.
С помощью данной группы средств
у детей формируются
Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом