Методика ознакомления дошкольников с трудом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.

Содержание

1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15

Работа содержит 1 файл

Методика ознакомления дошкольников с трудом.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

     Для старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его  необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при  наблюдении и беседах) внимание детей  на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.

     Кроме повседневного бытового труда, детей  следует знакомить с трудом, который  протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д.

     Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям  строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для  формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно  действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в  ближайшем окружении.

     Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые  происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой  штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова  открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок  материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.

     Так постепенно дети начинают понимать смысл  труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

     При ознакомлении с трудом очень важно  соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.

     В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное  новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

     Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении  его характера, во все большем  углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя  сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам  трудящийся человек, его отношение  к работе, взаимоотношения с другими  людьми обычно ускользают от внимания детей.

     В дошкольные годы дети проявляют живой  интерес к труду взрослых, в  игре и быту стремятся подражать  и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

     Старшие дошкольники успешно выполняют  несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности  в работе. Дети испытывают радость  от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда  взрослых.

     Для создания положительного отношения  и привычки к труду важнейшее  значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение  с их трудом. Но воспитывать у  детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

     Необходимо  создать надлежащие условия для  труда малышей.

     В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для  совместной работы нескольких детей. В  общем труде крепнут дружеские  связи между детьми, возникает  желание помогать друг другу; легче  предупредить развитие таких отрицательных  качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

     В детских садах имеются все  возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его  общественный характер, поэтому бытовой  труд персонала детского сада имеет  в своем влиянии на детей много  преимуществ по сравнению с бытовым  трудом, осуществляемым в семье.

     В семье ребенок более или менее  регулярно наблюдает приготовление  пищи, стирку и починку белья, пошив  одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место  художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование  и т.д.).

     Таким образом, ребенок может наблюдать  сам процесс труда видеть как работают взрослые.

     В детских садах из гигиенических  соображений уборка помещения, приготовление  пищи, стирка пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или  же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

     Необходимо  создавать такие условия, при  которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения  взрослых.

     В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизируют его влияние на формирование у детей трудовых навыков, намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

     Здесь возможны разные пути.

     Первый  путь широко практикуется в детском  саду – это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.

     Наблюдения  за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное  значение: они уточняют представления  детей, пробуждают любознательность, интерес  к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

     Занятия способствуют формированию у ребенка  стремления подражать взрослым в  своем поведении. У детей младших  групп это ярче всего проявляется  в игре, у старших- в выполнении трудовых заданий.

     Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как  труд умственную работу, организационный  труд. Если с ними не проводить специальных  бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, заведующей и т.д.

     Второй  путь - непосредственная организация  совместной деятельности взрослых и  детей.

     Под совместной работой мы подразумеваем  такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает  не только в качестве лица, организующего  и направляющего труд детей, но и  в качестве непосредственного участника  трудового процесса.

     При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для  детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно  осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций  между детьми и взрослыми.

     Совместная  деятельность детей и взрослых может  осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда  по обслуживанию игр и занятий.

     Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка  в группе и на участке, смена чистого  белья, стирка мелких вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление  некоторых блюд.

     Труд  по обслуживанию игр и занятий: совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг, пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.

     Труд в природе: уход за животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике.

     Важное  положение при отборе видов труда  для совместной деятельности взрослых и детей- это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.

     Умелый  отбор содержания занятия по ознакомлению-с  окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как  это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

     Только  тогда дети полюбят труд, если сопутствует  ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли  ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем  он занят; сумели ли привлечь на помощь игру. 

 

     Методы ознакомления детей с трудом взрослых 

     В своей воспитательной работе я использую  разные методы знакомства детей с  трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. 

     Экскурсии и встречи с людьми разных профессий 

     Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через  экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

     Согласно  Д.Б. Эльконину , в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

     Наиболее  действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

     Вводя ребенка в мир предметов, и  показывая, как они создаются  взрослыми в процессе труда, можно  провести следующие экскурсии и  беседы:

     1. Экскурсия в процедурный кабинет.

     Дети  узнают:

     - в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

     2. Беседа с медсестрой детского сада.

     Дети  узнают:

     - чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

     - форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку. 

     3.  Экскурсия в ателье.

     Дети  узнают:

     - разные виды тканей, сантиметр,  швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало. 

     - ателье – большое помещение,  в цехах шумно, работают швейные  машины. Приемщица принимает заказ,  закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.

     4. Беседа со швеёй.

     Дети  узнают:

     - для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.

     - результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.

     5. Экскурсия в библиотеку.

     Дети  узнают:

     - что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом