Методика ознакомления дошкольников с трудом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.

Содержание

1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15

Работа содержит 1 файл

Методика ознакомления дошкольников с трудом.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

Роль  художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель  использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в  сказках. Во многих народных сказках  положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому  и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских  художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу  несколько важных обучающих и  воспитательных задач: дети узнают о  разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне  деятельности взрослого человека, формируется  отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это  может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения  педагогических задач, сам убежден  в важности труда и наличии  в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в  этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной  трудовой деятельности и деятельности детей.

Средством воспитания детей выступают и  произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает  воспитанию желания трудиться музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как  сопровождение труда детей. Магнитофонные  записи можно использовать и в  группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой  комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную  песню и работает. Конечно, это  возможно в тех случаях, когда  не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные  художественные средства эффективны в  педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

4. Практическая часть

Игра-инсценировка «Учимся готовить творожную запеканку».

Цель: показать детям, как готовят творожную  запеканку, активизировать в их речи слова творог, яйца, сахар, мука, изюм, уточнить значения слов разбивает, мешает, добавляет; вызвать у малышей  симпатию к человеку, который готовит  для них еду, воспитывать уважение к его труду; способствовать возникновению  игр на тему «Готовим обед».

Ход занятия.

Все участники занятия удобно сидят  вокруг детских столов, на которых  разложены продукты. Здесь же присутствует повар детского сада.

«Мы с вами уже умеем варить суп  из овощей, — напоминает детям воспитатель. — А сегодня Анна Николаевна (повар) научит нас делать запеканку». Дети повторяют слова повар, запеканка.

Повар показывает всем творог на блюде, дает 2 — 3 детям попробовать его. Дети обращают внимание на то, что творог не сладкий.

«В  творог надо добавить сахарный песок, а затем все перемешать», —  рассказывает и показывает повар.

Воспитатель просит детей рассказать, как сделать  кислый творог сладким.

Повар добавляет в творог яйца. Воспитатель  приглашает детей посмотреть на творог, поверх которого лежат яичные желтки.

Повар тщательно перемешивает продукты, затем  добавляет в них муку. Опять  перемешивает. Воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одет повар (белый халат, чтобы не запачкать  одежду; белый колпак или косынка, чтобы волосы не мешали работать, не попадали в пищу).

Повар берет изюм, обсыпает мукой, чтобы  ягоды не слиплись друг с другом, выкладывает в тесто. Называет все  свои действия, дети повторяют глаголы. Повар смазывает сковороду маслом, выкладывает в нее смесь, разравнивает. Объясняет: «Сковороду я поставлю в  духовку. Творог запечется, и будет  вам к полднику творожная запеканка  с изюмом. Запеканка непременно должна получиться с румяной корочкой».

Дети  благодарят повара. Обещают приготовить  куклам такую же запеканку с изюмом.

Воспитатель приглашает всех в игровой уголок, где дети, используя предметы-заместители, готовят запеканку.

В полдник дети пробуют запеканку, вспоминают, из каких продуктов она  приготовлена. Если повар еще на работе, воспитатель приглашает его  посмотреть, с каким аппетитом  дети едят.

«Только крошечки остались, — говорит педагог. — А крошечками мы воробьев угостим. Пусть знают, какой вкусной запеканкой кормят нас в детском саду».

Если  повар уже ушел, на полдник приглашают заведующую или воспитателя соседней группы.

Дети  рассказывают своим гостям, как повар  готовил запеканку, а взрослые обещают  передать ему, что малыши ели с  аппетитом. 

Литература

1. Нравственно-трудовое  воспитание детей  в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М., 1987.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М., 1987. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

“Для  всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в  русском языке  есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира. 

Через слово ученики  узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так  важен тот структурный  компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию  всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому языку и  совершенствуя их навыки владения языком, обязаны: 

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять  их активный словарь; 

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием  жанров и стилей; 

в) помочь учащимся устранить  из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления. 

С этой важной проблемой  в её общем виде связаны более  частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала  для первоочерёдного  его изучения, о  последовательности включения в школьный обиход различных  групп слов, о приёмах  раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о  системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение  учащимися словарными богатствами нашего языка. При организации  работы над словарём современная методика русского языка рекомендует  исходить из следующих  принципиальных положений: 

Работа  над словарём имеет  большое воспитательно-образовательное  значение для формирования личности ученика, его  мировоззрения, для  вооружения ученика  навыками, необходимыми для будущей практической деятельности. 

Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для  учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных  им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря  и показ его  стилистических возможностей. 

Анализ  значений слов должен производиться преимущественно  с точки зрения словоупотребления  в современном  русском языке, хотя в ряде случаев  слово может быть рассмотрено и  в историческом аспекте. 

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно  построенная работа, связанная со всеми  разделами курса  русского языка. 
 

Содержание  словарной работы в процессе ознакомления с трудом взрослых 
 

По  мере развития познавательных возможностей детей  все большее место  в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением  с жизнью людей, их трудом и отношениями. Первоначально, на втором году жизни, ребенок  осваивает лишь имена  близких людей, различает  людей по возрасту и полу, и на этой основе вводятся слова, обозначающие эти  различия: дедушка, бабушка, тетя, мальчик, девочка. В дальнейшем различение и узнавание знакомых взрослых и детей  потребует освоения имен сотрудников  детского сада, сверстников, близких людей  семьи (третий и четвертый  год жизни). 

В младшем же возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий  словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и  операций, результатов  труда. 

Доступность знаний о труде  определяется близостью  и доступностью данного  вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью  операций и результатов  труда, доходчивой для  понимания ребенка  направленностью. В  связи с этим уже  на втором году жизни  предусматривается  наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий (подметает, моет, поливает) и  т. п. На третьем году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, шофер. 

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом