Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.
1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
4. Практическая часть
Игра-инсценировка «Учимся готовить творожную запеканку».
Цель: показать детям, как готовят творожную запеканку, активизировать в их речи слова творог, яйца, сахар, мука, изюм, уточнить значения слов разбивает, мешает, добавляет; вызвать у малышей симпатию к человеку, который готовит для них еду, воспитывать уважение к его труду; способствовать возникновению игр на тему «Готовим обед».
Ход занятия.
Все участники занятия удобно сидят вокруг детских столов, на которых разложены продукты. Здесь же присутствует повар детского сада.
«Мы с вами уже умеем варить суп из овощей, — напоминает детям воспитатель. — А сегодня Анна Николаевна (повар) научит нас делать запеканку». Дети повторяют слова повар, запеканка.
Повар показывает всем творог на блюде, дает 2 — 3 детям попробовать его. Дети обращают внимание на то, что творог не сладкий.
«В творог надо добавить сахарный песок, а затем все перемешать», — рассказывает и показывает повар.
Воспитатель просит детей рассказать, как сделать кислый творог сладким.
Повар добавляет в творог яйца. Воспитатель приглашает детей посмотреть на творог, поверх которого лежат яичные желтки.
Повар тщательно перемешивает продукты, затем добавляет в них муку. Опять перемешивает. Воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одет повар (белый халат, чтобы не запачкать одежду; белый колпак или косынка, чтобы волосы не мешали работать, не попадали в пищу).
Повар
берет изюм, обсыпает мукой, чтобы
ягоды не слиплись друг с другом,
выкладывает в тесто. Называет все
свои действия, дети повторяют глаголы.
Повар смазывает сковороду
Дети благодарят повара. Обещают приготовить куклам такую же запеканку с изюмом.
Воспитатель
приглашает всех в игровой уголок,
где дети, используя предметы-
В полдник дети пробуют запеканку, вспоминают, из каких продуктов она приготовлена. Если повар еще на работе, воспитатель приглашает его посмотреть, с каким аппетитом дети едят.
«Только крошечки остались, — говорит педагог. — А крошечками мы воробьев угостим. Пусть знают, какой вкусной запеканкой кормят нас в детском саду».
Если повар уже ушел, на полдник приглашают заведующую или воспитателя соседней группы.
Дети
рассказывают своим гостям, как повар
готовил запеканку, а взрослые обещают
передать ему, что малыши ели с
аппетитом.
Литература
1. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М., 1987.
2.
Гербова В.В. Занятия
по развитию речи с детьми 4
– 6 лет. – М., 1987.
Введение
“Для
всего, что существует
в природе, - воды,
воздуха, неба, облаков,
солнца, дождя, лесов,
болот, рек и озёр,
лугов и полей,
цветов и трав, - в
русском языке
есть великое множество
хороших слов и названий”.
Эти слова К.Г. Паустовского
должны помочь ребятам
осознать один важный
момент: слово - инструмент
познания мира.
Через
слово ученики
узнают и осознают
законы языка, убеждаются
в его точности,
красоте, выразительности,
богатстве и сложности.
И поэтому так
важен тот структурный
компонент урока,
который подчинён
одной цели: знакомству
со словом и осознанию
всех его составляющих.
Учителя, обучая учащихся
русскому языку и
совершенствуя их
навыки владения языком,
обязаны:
а)
максимально, с учётом
возрастных возможностей
учащихся расширять
их активный словарь;
б)
научить использовать
слова в их наиболее
точном значении, выбирать
наиболее подходящие
для данной ситуации
и в соответствии
с требованием
жанров и стилей;
в)
помочь учащимся устранить
из речи слова нелитературные,
диалектно-просторечные,
архаичные, вышедшие
из употребления.
С
этой важной проблемой
в её общем виде
связаны более
частные методические
проблемы: вопрос об
отборе словарного материала
для первоочерёдного
его изучения, о
последовательности
включения в школьный
обиход различных
групп слов, о приёмах
раскрытия значений
слов. С нею же
связан и вопрос о
системе методических
приёмов и упражнений,
направленных на овладение
учащимися словарными
богатствами нашего
языка. При организации
работы над словарём
современная методика
русского языка рекомендует
исходить из следующих
принципиальных положений:
Работа
над словарём имеет
большое воспитательно-
Содержанием
словарной работы
является объяснение
новых, непонятных для
учащихся слов, анализ
и уточнение значений
уже известных
им слов, ознакомление
школьников с исключительным
богатством словаря
и показ его
стилистических возможностей.
Анализ
значений слов должен
производиться преимущественно
с точки зрения
словоупотребления
в современном
русском языке, хотя
в ряде случаев
слово может быть
рассмотрено и
в историческом аспекте.
Словарная
работа - это не эпизод
в работе учителя,
а систематическая,
хорошо организованная,
педагогически целесообразно
построенная работа,
связанная со всеми
разделами курса
русского языка.
Содержание
словарной работы
в процессе ознакомления
с трудом взрослых
По
мере развития познавательных
возможностей детей
все большее место
в словарной работе
занимает содержание,
связанное с ознакомлением
с жизнью людей, их
трудом и отношениями.
Первоначально, на втором
году жизни, ребенок
осваивает лишь имена
близких людей, различает
людей по возрасту
и полу, и на этой
основе вводятся слова,
обозначающие эти
различия: дедушка, бабушка,
тетя, мальчик, девочка.
В дальнейшем различение
и узнавание знакомых
взрослых и детей
потребует освоения
имен сотрудников
детского сада, сверстников,
близких людей
семьи (третий и четвертый
год жизни).
В
младшем же возрасте
дошкольников начинают
знакомить с трудом
взрослых, и на этой
основе вводится соответствующий
словарь, обозначающий
названия профессий,
трудовых действий и
операций, результатов
труда.
Доступность
знаний о труде
определяется близостью
и доступностью данного
вида труда наблюдению
детей, яркой выраженностью
операций и результатов
труда, доходчивой для
понимания ребенка
направленностью. В
связи с этим уже
на втором году жизни
предусматривается
наблюдение за трудом
няни и освоение названий
некоторых ее трудовых
действий (подметает,
моет, поливает) и
т. п. На третьем году
набор профессий,
с которыми знакомят
детей, расширяется
и в словарь вводятся
соответствующие слова:
повар, няня, доктор,
парикмахер, шофер.
Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом