Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:47, реферат
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку.
1. Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2. Формирование основ экономического воспитания. 5
3. Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4. Практическая часть. 13
Литература. 15
Углубляется
содержание знаний о
труде, в соответствии
с этим словарь
пополняется названиями
трудовых действий (повар
режет, жарит, готовит
обед, парикмахер стрижет,
причесывает) и, что
особенно важно, названиями
результатов труда (постриг,
вылечил, приготовил
обед и т. п.). В слове
для детей объективируется
и направленность труда
— для кого предназначен
результат труда, чем
он ценен.
На
четвертом году расширение
словаря детей
обеспечивается ознакомлением
с новыми профессиями
людей (воспитатель,
музыкальный работник,
заведующая детским
садом, продавец, строитель)
и их трудовыми
операциями (воспитатель
занимается с детьми,
играет, читает им; музыкальный
работник играет на
рояле, учитпеть, танцевать;
продавец получает чек,
взвешивает, заворачивает,
подает покупку и т.
п.).,
Углубление
знаний о труде
предполагает, ознакомление
с отношениями
людей в труде
и к труду и
сопровождается введением
слов, обозначающих
качества трудовых действий
и отношений (быстро
работает, осторожно
ведет машину шофер,
аккуратно протирает
цветы няня, дружно
вместе работают строители
и т. п.).
В
словарь детей
пятого года жизни
вводится более широкий
круг названий профессий.
Сюда включаются профессии
людей, работающих на
транспорте (машинист,
летчик, капитан, матрос,
водитель, кондуктор),
профессии родителей (учитель,
почтальон, портной
и т. п.). Помимо названий
трудовых действий и
их качеств, отношений
людей в труде, в словарь
детей этого возраста
вводятся названия трудового
оборудования (у повара
— кастрюли, весы, ножи,
сковородки и т. д., у
дворника — скребок,
шланг, лопата и др.).
На
шестом году жизни
словарь пополняется
названиями более
широкого круга профессий
работающих на строительстве (крановщик,
каменщик, маляр, электрик),
в колхозе (тракторист,
доярка, комбайнер),
в ателье по шитью
одежды (портной, закройщик,
швея) и т. д. Здесь
же в словарь широко
вводятся названия разных
видов техники, облегчающей
и ускоряющей труд (картофелечистка,
электромясорубка, овощерезка,
пылесос, полотер, стиральная
машина, экскаватор,
подъемный кран, трактор,
бульдозер, снегоочиститель
и т. п.). Кроме того, дошкольникам
показывают отношения
людей к технике, к труду
и в труде, вводят соответствующий
словарь: старательно,
слаженно, дружно, умело,
бережно и т. п.
В
словарь детей
седьмого года жизни
включаются названия
широкого круга профессий,
распространенных в
данной местности: профессии
в сельском хозяйстве (доярка,
тракторист, комбайнер
и др.), на транспорте (машинист,
диспетчер и др.),
на стройке (каменщик,
монтажник, крановщик,
маляр и др.), на
заводах, шахтах, воинские
профессии, профессии,
связанные с обслуживанием
населения, и другие.
Знания дошкольников
о труде обобщаются:
их знакомят с общественной
направленностью всех
видов труда, отношением
к людям труда. На этой
основе формируются
обобщенные представления
о труде в нашем обществе
и вводится соответствующий
словарь: труд — почетное,
нужное дело; трудятся
на пользу всех; Почетная
грамота; доска Почета;
премия, медаль, орден
и т. д.
В
итоге у детей
накапливается значительный
объем знаний и
соответствующий
словарь, что обеспечивает
свободное их общение
в широком плане (общение
со взрослыми и сверстниками,
понимание литературных
произведений, теле-
и радиопередач и т.
п.). Этот словарь характеризуется
разнообразием тематики,
в нем представлены
все части речи, что
позволяет сделать речь
ребенка в конце дошкольного
детства содержательной,
достаточно точной и
выразительной.
Методика
развития словаря
в процессе наблюдения
за трудом взрослых
Реализация
программы по словарной
работе осуществляется
через систему
соответствующих
занятий. Эта система
складывается из занятий
трех разновидностей:
занятий, в которых словарная
работа осуществляется
в процессе ознакомления
с постоянно расширяющимся
кругом предметов и
явлений окружающей
действительности (экскурсия,
демонстрация предметов
и т. п.), занятий, где
словарная работа опирается
на углубление знаний
детей об окружающих
предметах и явлениях (ознакомление
с качествами, свойствами,
особенностями), и занятий,
решающих задачи словарной
работы в процессе обобщений,
формирования понятий.
Во
всех этих видах занятий
развитие словаря
осуществляется в
тесной связи с
развитием познавательной
деятельности. Отсюда
вытекают общие требования
к организации
и методике проведения
занятий:
1.
Единство развития
словаря с развитием
познавательных процессов
(восприятия, представления,
мышления).
2.
Целенаправленная
организация речевой
и познавательной
активности детей
в процессе занятия.
3.
Наличие наглядности
как основы для
организации речевой
и познавательной
активности.
4.
Единство реализации
всех задач словарной
работы на каждом
занятии.
Работа
по формированию словаря
начинается с занятий,
посвященных первичному
ознакомлению с предметами
труда. Эту роль выполняют
занятия — демонстрации
профессий и их изображений,
действий с ними, а также
игры-занятия типа «Причешем
куклу», «Напоим мишку
чаем» и т. п.
Основная
цель этих занятий
— ввести в речь
детей названия трудовых
специальностей и
некоторых действий
с ними. Решить такую
задачу можно, лишь правильно
организовав восприятие.
Наиболее эффективными
методическими приемами
здесь будут те,
которые привлекают
внимание ребенка
к труду, действию,
— это неожиданное
появление и исчезновение
картинок, действия
с ними. Название
профессии или
действия дается тогда,
когда внимание ребенка
сосредоточено па
ней. При этом названия
многократно повторяются.
В следующем моменте
занятия слово
должно быть использовано
в качестве сигнала,
знака данной деятельности.
С этой целью обычно
создается поисковая
ситуация, задается
вопрос: где работник?
(Где парикмахер? Где
ножницы? и т. д.).
Уловив
активный поиск ребенком
исчезнувшей картинки,
воспитатель показывает
её вновь. Тем самым
слово связывается
с самой профессией,
её образом, становится
«знаемым». Затем
педагог стремится
вызвать активное
подражание — повторение
ребенком слова при
появлении или
исчезновении картинки.
Закрепление
слова осуществляется
на занятиях, где
дети по указанию воспитателя
выбирают одни специальности
среди других, показывают
знакомые профессии (мамину
или папину), разнообразно
действуют с ними.
По
мере развития словаря
на третьем и четвертом
годах жизни возникает
возможность включения
в систему работы
сюжетных игр-занятий,
где демонстрируется
ряд трудовых действий,
их назначения, действия
с ними. На занятиях
такого рода педагог
включает детей в
активные действия.
Привлекая
внимание детей к
действиям работающих
людей, воспитатель
активно добивается
называния их: предлагает
повторить, ответить
на вопрос, поощряет
говорящих, побуждает
говорить детей вместе
и порознь.
На
занятиях этого вида
широко используются
игровые приемы: сюрпризность
появления трудовых
действия (на прогулке
увидеть прачечную),
игровые действия с
ними, а также игровые
аксессуары: посылка
у почтальона, клумба
у садовода, ремонт телевизора
и т. п.
Для
успешного освоения
всеми детьми названий
специальностей и
действий важна активность
каждого, поэтому, чем
младше возраст, тем
чаще следует организовывать
такие занятия
и проводить их
с подгруппами
детей.
Содержание
словарной работы
на таких занятиях
должно быть тесно
связано с развитием
словаря детей
в повседневной жизни
Слова, которые получают
дошкольники на занятиях,
закрепляются, активизируются
в процессе игр, бытовой
деятельности, общения
со взрослыми. Слова,
осваиваемые в быту,
уточняются, закрепляются
на занятиях.
В
среднем и старшем
дошкольном возрасте
в соответствии с
программой специальные
занятия по первичному
ознакомлению с профессиями,
как правило, не проводятся.
Слова, обозначающие
новые профессии,
легко осваиваются
в процессе той
деятельности, где
дети сталкиваются с
ними.
Так
как дальнейшее развитие
словаря связано
с углублением
знаний об особенностях
трудовых действий,
то и в систему
занятий по словарной
работе включаются соответствующие
занятия. Разновидностями
их являются впервые
разработанные Е.
И. Тихеевой так называемые
занятия-осмотры работы
взрослых, основной
целью которых является
вычленение частей,
деталей и назначения
действий, а также занятия
по ознакомлению с их
качествами и свойствами.
В
основу методики занятий-осмотров
положена организация
активных действий детей,
направленных на вычленение
частей производимой
работы, их назначения
и использования.
Эта
активная познавательная
деятельность позволяет
сделать знания о
труде значимыми
для ребенка и
обеспечивает точное
соотнесение слова
к части действия,
к его детали.
Такие
занятия проводятся
с детьми третьего,
четвертого и пятого
года жизни. Набор
профессий на этих
занятиях может быть
различным, но в любом
случае труд должен,
во-первых, быть значимым
для деятельности
ребенка, для его
ориентировки а окружающем
мире, во-вторых, обладать
частями, с которыми
ребенок должен действовать.
Ход
осмотра идет от общего
восприятия деятельности,
её назначения и названия
к выделению частей,
деталей и их особенностей.
Последовательность
вычленения частей диктуется
логикой действий
с этим видом трудовой
деятельности. Так, нельзя
знакомить детей
с процессом доения
коровы, не познакомив
предварительно с
процессом подготовки
дояркой своего рабочего
места и мойкой
вымени. Основными
приемами руководства
познавательной и
речевой активностью
являются отчетливые
указания воспитателя,
организующие действие,
и точные словесные
пояснения в случаях
затруднений. В связи
с тем, что здесь
необходимо организовать
поочередно активные
действия с данным
видом деятельности
взрослого каждого
ребенка, такие занятия
проводятся с подгруппами
детей и в живом
темпе.
Овладение
оценочной лексикой
детьми дошкольного
возраста
В
системе задач
по развитию речи детей
дошкольного возраста
словарная работа
занимает одно из ведущих
мест. Слово обеспечивает
содержание общения.
Внеситуативно-личностный
тип общения, складывающийся
в старшем дошкольном
возрасте, характеризуется
особым содержанием,
мотивом и задачами,
которые могут быть
решены различными средствами.
Значительное место
среди них занимает
эмоционально-оценочная
лексика, обозначающая
эмоции и чувства, внутренние
переживания человека,
нравственные качества.
Важнейшей
единицей языка является
слово, обозначающее
явления действительности
и психической
жизни человека и
обычно одинаково
понимаемое людьми,
говорящими на одном
языке и исторически
между собой связанными.
Среди
разнообразных по
направленности функций
языка (передача и
закрепления достижений
человеческого мышления,
человеческого знания;
коммуникативная; экспрессивная
функции) экспрессивная
оценивается многими
лингвистами как
важная и существенная,
так как она
служит не только средством
выражения чувств,
социальных и индивидуальных
оценок, эмоционального
воздействия на людей,
но и оказывает
существенное влияние
на саму характеристику
слова. Для реализации
этой функции языка,
обозначенной выше,
необходима соответствующая
лексика, которая в лингвистике
получила название эмоционально-оценочной.
Анализ
лингвистических
исследований по вопросу
определения границ
эмоционально-оценочной
лексики показал,
что круг слов, охватываемых
данным понятием, очерчен
весьма неопределенно
и колеблется от всего
словарного состава
до очень ограниченных
по объему групп слов.
Среди лингвистов
наблюдаются разногласия
в терминологическом
плане, в определении
подходов к классификации
слов данного лексического
пласта.
Языковеды
подходят к решению
вопроса о составе
эмоционально-оценочной
лексики с лексикологических,
стилистических, психолингвистических
позиций. В лексикологии
слово изучается
в трех аспектах:
1)
структурном (выделение
слова, его строение);
2)
семантическом (лексическое
значение слова);
3)
функциональном (роль
слова в структуре языка
и речи).
Эмоционально-оценочная
лексика рассматривается
в лингвистике
в рамках последних
двух аспектов. В
работах Е.М. Галкиной-Федорук,
Н.Г. Комлева, Н.А. Лукьяновой,
М.В. Никитина, Р. Г. Пиотровского,
И.А. Стернина, В.К. Харченко,
Д.Н. Шмелева, В.И. Шаховского,
получил отражение
семантический аспект.
Его сторонники рассматривают
слово с точки
зрения его значения
и соотнесенности
с выражаемым им понятием.
Структура значения
имеет сложное
строение. В нем
находят отражение
как объективная
действительность (основное
значение), так и
всевозможные субъективные
оттенки, так называемые "полутона",
"дополнительное
содержание слова"
которые именуются
по-разному: прагматический
компонент, коннотации,
коннотатионный макрокомпонент,
экспрессивное и эмоциональное
значение, эмоциональная
окраска и т.д. Например,
М.В. Никитин выделяет
значения когнитивного
и прагматическо- го
типов. Прагматический
компонент отвечает
за субъективную оценку
всего наблюдаемого
и переживаемого человеком
с точки зрения его интересов
и ценностной ориентации
в мире, когнитивный
- отражает сущность,
признаки, связи и зависимости,
упорядоченные в когнитивных
структурах сознания.
Связь
между этими двумя
компонентами можно
показать на примере.
Слова старик-старец-старикашка
создают один когнитивный
компонент - мысль (понятие)
о старом мужчине.
Различаются эти
слова прагматическим
значением - в первом
случае (старик) —
нейтральная оценка;
во втором случае (старец)
-
положительные оценка,
к понятию о
старом мужчине
добавляется представление
о благочестивой,
благообразной старости;
в третьем случае (старикашка)
Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с трудом