Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Как обучать детей решению текстовой задачи? Этот вопрос - центральный в методике обучения решению задач. Наблюдение за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования
В современной начальной школе, несомненно, присутствуют разнообразные приемы, способствующие развитию навыков решения текстовых задач, но заданий на построение вспомогательных моделей мало. Во многих учебниках преобладают модели в виде краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и соответственно мало заданий на их сравнение.

Содержание

Введение …………………………………………………………… …4-5
ГлаваI. Моделирование при ознакомлении с решением задач на
сложение и вычитание…………………………………………………..6
I.1.Обучение детей преобразованию предметных действий
в работающую модель…………………………………………………7-14
I.2. Обучение детей составлению обратных задач к данной
на основе работы с моделью………………………………………….. 15-20
I.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………21-23
Глава II. Моделирование при ознакомлении с решением задач
на умножение и деление…………………………………………….…24
II.1. Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия
умножения и деления………………………………………………….24-32
II.2. Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения…………33-36
II.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………38
Литература………………………

Работа содержит 1 файл

Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

          5-3=2(кус.)

          Ответ: на 2 куста больше

          Таким образом мы познакомили детей с задачами на разностное сравнение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          II.3 Творческая работа детей над задачей на основе использования модели 

 

          Мы не только используем моделирование для объяснения выбора действия, но и предлагаем детям  по готовой модели составить задачу, определить, соответствует ли данная модель прочитанной задаче, найти ошибки  в рисунках  и т.п.

          Так, например, педагог  предлагает детям внимательно рассмотреть  модель, изображенную на рисунке, и  составить по ней задачу.

               6                    ?

                                             

                

                    9

 

          Дети на первых этапах выполнения данного вида заданий предлагают следующие формулировки задач на конкретный смысл действия вычитания:

          

          В коробке лежало 9 конфет. Сколько конфет осталось в коробке?

           Во дворе играли 9 ребят. 6 из них ушли домой. Сколько ребят  осталось во дворе?

          На  ветке сидело 9 птиц. 6 из них улетели. Сколько  птиц осталось?

 

          Педагогу требуется  стимулировать желание детей  составить непохожую(трудную) задачу по предложенной схеме. Дети тренируется  составлять задачи разных видов. По предложенной схеме можно составить и другие задачи, например, на нахождение неизвестного вычитаемого

          :

           В коробке лежало 9 конфет. После того как  Маша взяла  из коробки несколько  конфет, в ней осталось 6. Сколько конфет Маша взяла из коробки?

           После того как Маша взяла из коробки несколько конфет, то в ней осталось 6. Сколько конфет Маша взяла из коробки, если в начале их было 9?

          В коробке оставалось несколько конфет после того, как  Маша взяла оттуда 6. Сколько оставалось в коробке конфет, если первоначально  их было 9?

 

          Задания на выбор  модели из предложенного набора к данной задаче, или наоборот, выбор задачи, приходящей к  заданной модели, могут служить тестом на понимание детьми условия задачи. Как правило, если дети справляются с данным видом задания, то них не возникает проблемы в решении тестовых задач. Например, детям предлагается следующая задача.

           На ветке сидело несколько птиц. После  того как 5 птиц улетело, их осталось 9. Сколько  птиц сидело на ветке?

          Требуется выбрать  для нее подходящую модель из списка предложенных.

                    

          1)              5                             ?

          

                                9

                       

       2)                    5                      9

          

                                 

                                          ?

                          9                  ?

           3)                   

 

                                5             

 

      4)                9                      5 

      

                                

                                ?                        

          С логикой точки  зрения, если не принимать во внимание отношение больше – меньше при  сравнении отрезков, изображающих слагаемые 9 и 5, правильными являются две последние модели. Однако мы считаем целесообразным обращать внимание детей на эти отношения слагаемых, и поэтому к данной задаче подходит только четвертая модель.

 
 

          Чтобы подчеркнуть  возможность перестановки слагаемых  и нахождении суммы, мы предлагаем детям  в дальнейшем и пятую модель, которая  так же, как и четвертая, полностью  соответствует условию задачи.                                                          

                          5                       9

          

                                

                                ?      

Наш опыт показывает, что обучение с применением творческих заданий по моделированию повышает активность мыслительной деятельности учащихся, помогает понять задачу, осознать выбор арифметического действия, найти самостоятельно рациональный путь решения, условия, при которых задача имеет  или не имеет решения.

          ГлаваII.1Моделирование при ознакомлении с решением задач на умножение и деление

 

             II.1 Задачи раскрывающие конкретный смысл действия умножения и деления

 

          К задачам, раскрывающим конкретный смысл действия умножения  и деления относятся задачи на:

          - нахождение суммы  одинаковых слагаемых;

          - деление по содержанию;

          - деление на равные  части.

          Задача на нахождение суммы одинаковых слагаемых являются средством раскрытия конкретного смысла действия умножения. Подготовительная работа к введению этих задач начинается в 1-м классе при изучении сложения и вычитания и может проходить в следующем порядке:

 

          1.РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ  СУММЫ ОДИНАКОВЫХ  СЛАГАЕМЫХ.

 

          Учитель. Положите по два квадрата три раза. Сколько  всего квадратов положили? Как  получили?

 

        

           2               +          2              +              2              =     6

 

          Учитель. Что можно  сказать о слагаемых?

          Дети. Слагаемые одинаковые.

          Учитель. Сколько  в этой сумме одинаковых слагаемых?

 
 

          2. РЕШЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ  ЗАДАЧ.

          

            В коробке по 4 карандаша. Сколько всего карандашей?

          Дети  под руководством учителя моделируют задачу.

          

 

          

 
 

                                        

                                         ?

          Учитель. Сколько  всего карандашей в трех коробках?

          Дети. Двенадцать (4+4+4=12).

          Учитель. Что можно  сказать о слагаемых суммы?

          Дети. Они одинаковые.

          Учитель. Сколько  слагаемых?

          Дети. Три

          3.ВЫБОР МОДЕЛИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСЛОВИЮ ЗАДАЧИ.

          

            Оля, Вера, Таня  и Лена собирали  грибы. Оля нашла  столько же грибов, столько Вера; Таня  столько же, сколько Оля; Лена столько же, сколько Таня. Сколько всего грибов нашли девочки ?

 

                                                                     ?

                          

          

                                                               ?

 

                                                   

                    

 
 

                                              ?

          Учитель. Найдите  ту модель, которая отражает содержание этой задачи.

           При ознакомлении с решением  задач на нахождение     произведения учащиеся усваивают то,чти если мы при решении задачи получаем сумму одинаковых слагаемых,то задачу можно решить умножением. И здесь моделирование поможет понять выбор действия. Например, предлагается задача:

          4 ученика сделали  по 2 кубика каждый. Сколько кубиков  сделали ученики?

          Задача иллюстрируется предметным моделированием: вызванный  к доске берет по 2 кубика 4раза и складывает в коробку, сопровождая  свои действия словами:»Эти кубики сделал первый ученик, эти кубики сделал второй ученик..»

          Учитель с классом проводит беседу, задавая следующие  вопросы для обсуждения:

          Учитель. По сколько  кубиков он брал за один раз?

          Дети. По два.

          Учитель. Сколько  раз он брал по два кубика?

          Дети. Четыре раза.

          Учитель. Как  мы  изобразим кубики в тетради?

          Дети. Квадратами.

          Учитель. Нарисуйте  два квадрата и обведите их. Эти  кубики он взял первый раз.

          Учитель. Он брал еще  три раза по столько же. Мы не будем  рисовать еще три раза все квадраты, а покажем овалом, что он брал по столько же, а сверху напишем, что он брал четыре раза. Внизу изобразим скобку и вопросительный знак, так как в задаче спрашивается, сколько кубиков сделали ребята.

          В результате в тетрадях получается модель задачи в виде схематического рисунка.

                              4 раза

               

                                                 

                     

 

                                                            ?

          На вопрос учителя,»к можно решить эту задачу?», дети рассуждают: «Чтобы узнать, сколько всего кубиков, надо к двум прибавить два, получиться восемь. Но здесь четыре одинаковых слагаемых, значит, задачу можно решить умножением: по два взять четыре раза, или два умножить на четыре; получится восемь».

          2+2+2+2=8

          2 4=8

          Решение задач на первых порах следует записывать сложением и умножением, чтобы  учащиеся лучше усвоили смысл  каждого компонента. Переходить к  записи решения только умножением следует  тогда, когда сами дети будут сразу предлагать ее, минуя запись в виде суммы.

          С  целью предупреждения ошибок на перестановку множителей в  записи решения задачи, можно предложить задания: составить модель  задачи по выражению 3 4

           Выбери схему к задаче и реши ее:

          В 4 кучках по 3 моркови. Сколько всего  морковок?

 

1 морковка

 
 
 
 

             

          

           

                           

                                          ?

                                           ?

Информация о работе Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики