Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа
Как обучать детей решению текстовой задачи? Этот вопрос - центральный в методике обучения решению задач. Наблюдение за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования
В современной начальной школе, несомненно, присутствуют разнообразные приемы, способствующие развитию навыков решения текстовых задач, но заданий на построение вспомогательных моделей мало. Во многих учебниках преобладают модели в виде краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и соответственно мало заданий на их сравнение.
Введение …………………………………………………………… …4-5
ГлаваI. Моделирование при ознакомлении с решением задач на
сложение и вычитание…………………………………………………..6
I.1.Обучение детей преобразованию предметных действий
в работающую модель…………………………………………………7-14
I.2. Обучение детей составлению обратных задач к данной
на основе работы с моделью………………………………………….. 15-20
I.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………21-23
Глава II. Моделирование при ознакомлении с решением задач
на умножение и деление…………………………………………….…24
II.1. Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия
умножения и деления………………………………………………….24-32
II.2. Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения…………33-36
II.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………38
Литература………………………
Министерство образования и науки РТ
ГАУ СПО «Казанский
педагогический колледж»
Салимов Ильдар Рустамович
Студент III курса школьного отделения
Специальность
050709 «Преподавание в начальных
классах»
Методика обучения решению
простых текстовых задач на уроках математики
Курсовая работа
Содержание
Введение ……………………………………………………………
…4-5
ГлаваI. Моделирование при ознакомлении с решением задач на
сложение и вычитание…………………………………………………..
I.1.Обучение детей преобразованию предметных действий
в работающую модель…………………………………………………7-14
I.2. Обучение детей составлению обратных задач к данной
на основе
работы с моделью……………………………………
I.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели………………………………………………………………
Глава II. Моделирование при ознакомлении с решением задач
на умножение и деление…………………………………………….…24
II.1. Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия
умножения и
деления………………………………………………….24-
II.2. Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения…………33-36
II.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели………………………………………………………………
Заключение………………………………………………38
Литература……………………………………………………
Как обучать детей решению текстовой задачи? Этот вопрос - центральный в методике обучения решению задач. Наблюдение за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования
В современной начальной школе,
Что значит решить задачу? Решить
задачу - значит раскрыть связи
между данными и искомым,
Умение решать текстовые
Работа над задачей начинается со знакомством с её текстом. Уже при этом первичном знакомстве происходит анализ, цель которого – выделение «ведущего» отношения среди множества других, установления связей между тем , что дано, и тем, что требуется найти. На первый взгляд в этом нет ничего сложного, но действительность убеждает в обратном: нередко у учащихся формируется привычка выделения, выхватывания отдельного слова из контекста задачи как опорного, без осознания конкретного содержания, что и приводит к ошибочным решениям. Для устранения этого используются различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи: представление жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней, разбиение текста задачи на смысловые части, отбрасывание несущественных слов в условии задачи и др. Но, чтобы каждый ученик смог выделить все отношения при первичном анализе задачи, их нужно увидеть.
Поэтому одним из основных
приемов в анализе задачи
Что понимается под
Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идет речь в задаче, а их обобщенные заменители(например, круги, квадраты, отрезки, точки и т.п.). Показывая взаимоотношения величин с помощью отрезков с соблюдением масштаба, мы используем чертеж. Если же взаимосвязи и взаимоотношения передаются приблизительно, без точного соблюдения масштаба, то мы работаем со схематическим чертежом или схемой
Предметное и графическое моделирование математической ситуации при решении текстовых задач давно применяется в школьной практике, но без должной системы и последовательности, что объясняется неправильным пониманием роли наглядности в обучении и развитии учащихся. До сих пор многие учителя неправильно полагают, что наглядность обязательно должна быть только на начальном этапе обучения, а с развитием абстрактного мышления у детей она свое значение теряет.
А между тем наглядность,
Моделирование текстовой
Глава I. Моделирование при ознакомлении с
решением задач на сложение и вычитание
Задачи на нахождение суммы и остатка являются первыми задачами, с которыми встречаются дети, и важно, чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается задача и почему.
Работу по освоению детьми
моделирования текстовых задач можно
условно разбить на три этапа:
I этап. Обучение детей преобразованию предметных действий в работающую модель.
Задача
учителя на данном этапе – показать
учащимся стандартные операции с множествами:
объединение двух непересекающихся множеств,
удаление из множества его подмножества,
а так же отношения между множествами:
эквивалентность множеств, множество
– собственное подмножество(целое - часть).
II этап. Обучение детей составлению обратных задач к данной на основе работы с моделью.
Группировка
задач и моделей по видовым
группам( неизвестно целое; неизвестная
часть).
III этап. Творческая работа над задачей на основе использования модели.
Подбор
модели к задаче и задачи к модели, модификация
сюжета задачи, составление аналогичной
задачи с тем, чтобы она решалась по той
или иной, модели, обоснование правильности
решения задачи на основе модели, исключение
из текста задачи лишних условий и дополнение
содержания задачи недостающими данными.
I.1 Обучение детей преобразованию предметных действий в работающую модель
Вот так мы организуем работу
при знакомстве детей с
У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?
Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.
Учитель. О чем спрашивает в задаче?
Дети. Сколько мячей было у мальчика.
Учитель. Что нужно сделать с синими мячами в нашей задаче, чтобы мячи были все вместе?
Дети. Их нужно сложить вместе с красными.(Дети кладут синие мячи в коробку, где лежит 3 красных мяча.)
Учитель. Сколько красных
Дети. Три красных мяча.
Учитель. А теперь в коробке стало больше или меньше?
Дети. Стало больше.
Учитель. Почему?
Дети. Мы к трем мячам прибавили еще два мяча.
Учитель. Как мы это запишем?
Дети. Три плюс два (3+2).
Учитель. Сколько же всего мячей было у мальчика?
Дети. У мальчика было пять мячей.
Учитель. Как вы узнали?
Дети. К трем прибавили два, получили пять.
Учитель. А как можно узнать по – другому?
Дети. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.
Учитель. Давайте проверим, правильно ли решили мы задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем.
Дети вынимают мячи из коробки и пересчитывают их. Они убеждаются, что мячей действительно пять.
Затем переходим от предметного к графическому моделированию.
Учитель. Давайте запишем и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?
Дети. Кружками.
Учитель. Сколько красных кружков вы нарисуете?
Дети. Три красных кружка.
Учитель. А сколько синих?
Дети. Два синих кружка.
Дети рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.
Учитель. Что спрашивается в задаче?
Дети. Сколько всего мячей?
Учитель. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой скобкой: как будто две руки собирают все мячи вместе.(Дети рисуют скобку) Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под скобкой вопросительный знак.
В результате у детей в тетради получается графическая модель задачи.
Информация о работе Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики