Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа
Как обучать детей решению текстовой задачи? Этот вопрос - центральный в методике обучения решению задач. Наблюдение за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования
В современной начальной школе, несомненно, присутствуют разнообразные приемы, способствующие развитию навыков решения текстовых задач, но заданий на построение вспомогательных моделей мало. Во многих учебниках преобладают модели в виде краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и соответственно мало заданий на их сравнение.
Введение …………………………………………………………… …4-5
ГлаваI. Моделирование при ознакомлении с решением задач на
сложение и вычитание…………………………………………………..6
I.1.Обучение детей преобразованию предметных действий
в работающую модель…………………………………………………7-14
I.2. Обучение детей составлению обратных задач к данной
на основе работы с моделью………………………………………….. 15-20
I.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………21-23
Глава II. Моделирование при ознакомлении с решением задач
на умножение и деление…………………………………………….…24
II.1. Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия
умножения и деления………………………………………………….24-32
II.2. Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения…………33-36
II.3. Творческая работа детей над задачей на основе использования
модели……………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………38
Литература………………………
Дети предлагают свои формулировки задач, например:
- В вазу положили яблоки: красные и зеленые. Красных не знаем сколько. Зеленых – 3. Всего в вазе лежит 8 яблок. Сколько красных яблок положили в вазу?
Сколько красных яблок положили в вазу? Зеленых положили 3, а всего положили 8 яблок.
- Сколько красных яблок положили в вазу, если всего положили 8, а зеленых – 3?
Как видим, мы получили задачу другого вида _ на нахождение неизвестного первого слагаемого. Дети записывают решение задачи и ответ.
Учитель. Какое число мы
Дети. Пять красных яблок.
Учитель. Это число нам было известно в предыдущей задаче? Кто помнит?
Дети. Да. Нам было известно число красных яблок. Их было пять.
Учитель. Значит мы верно решили эту задачу.
Аналогично, преобразуя модель, работаем над задачей на нахождение неизвестного второго слагаемого.
В результате такой работы дети получают первые представления о задачах, обратных к данным, о проверке задачи через составление и решение обратной задачи.
Рассмотрим пример основной
В вазе лежало 7 яблок, за обедом съели 3 яблока. Сколько яблок осталось в вазе?
Учитель. Известно ли, какие яблоки лежали в вазе?
Дети. Неизвестно. Только известно, что лежало их семь.
Учитель. Как же мы обозначим яблоки?
Дети. Можно белыми кругами.
Совместно с детьми создается модель задачи на наборном полотне или фланелеграфе.
Учитель. Сколько яблок съели за обедом?
Дети. За обедом съели три яблока.
Учитель. Как это показать на модели?
Дети. Отодвигаем три яблока вправо.
Учитель. Давайте закроем те яблоки, которые остались в вазе, чтобы нам не было видно их. О чем спрашивается в задаче?
Дети. Сколько яблок осталось?
Учитель. Значит, это будем определять, это нам неизвестно. Поставим знак вопроса. Модель к задаче приобретает следующий вид.
?
Объяснение выбора действия аналогично предыдущему примеру. Разница в том , что здесь находим не целое, а часть. Под рисунком записывают решение:
7-3=4(яб.)
Ответ:в вазе осталось 4 яблока.
Далее учитель вместо вопросительного знака ставит цифру 4 и убирает карточку с цифрой 7.
Учитель. Что нам теперь неизвестно?
Дети. Неизвестно сколько всего было яблок в вазе.
Учитель. Обозначьте на модели неизвестную величину знаком вопроса.
Далее по полученной схеме дети составляют задачи:
В вазе лежало несколько яблок. За обедом съели 3 блока. После этого в вазе осталось 4 яблока. Сколько яблок лежало в вазе?
После того как за обедом съели 3 яблока, в вазе осталось 4 яблока. Сколько яблок было в вазе до обеда?
Сколько яблок лежало в вазе, если после обеда там осталось 4 яблока, а за обедом съели 3 яблока?
Внимание детей обращается на то, что все задачи составлены по одной модели, а значит, они имеют одно и то же решение.
Под рисунком записывают решение:
3+4=7 (яб.)
Ответ:7 яблок лежало в вазе.
Как видим, мы получили задачу другого вида – на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Аналогично, преобразуя модель, составляем задачу на нахождение неизвестного вычитаемого. Для этого учитель вместо вопросительного знака ставит цифру 7 и убирает карточку с цифрой 3, заменяя при этом 3 круга 1 прямоугольником.
Учитель. Что нам теперь
Дети. Неизвестно, сколько яблок из вазы съели за обедом.
Учитель. Обозначьте на модели неизвестную величину знаком вопроса.
Дети в тетрадях, а учитель на модели ставит знак вопроса сверху над прямоугольником, обозначающим съеденные яблоки.
4 ?
По полученной схеме дети вновь составляют задачи:
В вазе лежало 7 яблок, за обедом сколько – то яблок съели. Сколько яблок съели, если после этого там осталось 4 яблока?
За обедом съели несколько яблок, после этого в вазе осталось еще 4 яблока. Всего в вазе лежало 7 яблок .Сколько яблок из вазы съели за обедом?
Сколько яблок из вазы съели за обедом, если их там осталось 4, а всего было 7 яблок?
Под рисунком записывают решение:
7-4=3(яб.)
Ответ:3 яблока съели за обедом.
По окончанию описанной работы с моделями второго блока желательно иметь их все перед глазами для того, чтобы провести сравнение моделей и закрепить объяснение выбора арифметического действия к каждой задаче.
Учитель. (показывая на одну из моделей).Каким действием решалась задача и почему?
Дети. На модели мы видим, что
нам неизвестна часть. Чтоб
найти часть, нужно из целого
вычесть другую часть. Задачу
решаем вычитанием. На модели
мы видим, что нам неизвестно
целое. Чтобы найти целое
Рассмотрим пример основной
-Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на 2 куста больше, чем сестра. Сколько кустов смородины посадил брат?
Учитель. Как изобразим кусты?
Дети. Треугольниками.
Учитель. Сколько кустов посадила сестра?
Дети. Три куста.
Учитель. Нарисуйте три треугольника. А что сказано про кусты брата?
Дети. Их на два больше, чем посадила сестра.
Учитель. Что значит на два больше?
Дети. Значит, столько же, да еще два.
Учитель. А известно ли, сколько посадил брат?
Дети. Нет. Это нужно найти.
Совместно с детьми на доске создается модель задачи
С.
Б.
Учитель. Как же узнать, сколько кустов брат?
Дети. Нужно к трем прибавить два.
Под моделью записывается решение:
3+2=5 (кус.))
Ответ: брат посадил 5 кустов.
Далее учитель вместо вопросительного знака ставит цифру 5 и убирает треугольники из первого прямоугольника модели.
Учитель. Что нам теперь неизвестно?
Дети. Неизвестно сколько кустов посадила сестра.
Учитель. Обозначьте на модели неизвестную величину знаком вопроса.
Дети в тетрадях, а учитель на модели ставит в прямоугольнике знак вопроса.
С.
Б.
По полученной схеме дети предлагают формулировки задач:
Сестра посадила несколько кустов смородины, а брат посадил 5 кустов, что на 2 куста больше, чем сестра. Сколько кустов смородины посадила сестра?
Сколько кустов смородины посадила сестра, если брат посадил 5 кустов, что на 2 куста больше, чем сестра?
Брат посадил 5 кустов смородины. Сколько кустов смородины посадила сестра, если брат посадил больше ее на 2 куста?
Под рисунком записывают решение:
5-2=3 (кус.)
Ответ:сестра посадила 3 куста смородины.
Так мы знакомили детей с задачами, выраженными в косвенной форме. Чтобы перейти к третьему виду задач данного блока учитель вместо знака вопроса записывает цифру 3 и убирает оставшиеся треугольники, заменяя при этом цифру 2 на знак вопроса. Получаем следующую модель обратной задачи.
С.
Б.
Дети предлагают следующие формулировки задач по полученной модели
Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на несколько кустов больше, чем сестра. На сколько кустов смородины брат посадил больше сестры, если он посадил 5 кустов?
Сестра посадила 3 куста смородины, а брат 5 кустов. На сколько кустов смородины брат посадил больше сестры?
На сколько кустов смородины брат посадил больше сестры, если он посадил 5 кустов, а сестра 3?
Под моделью записывается решение задач:
Информация о работе Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики