Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).

Работа содержит 1 файл

курсовой ктд.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Сложность задач, решаемых каждым участником операции, многообразие видов деятельности, нелегкие условия похода делают такие рейды одним из сильнейших средств воспитания общественника – организатора.

Примеры дел, совершаемых во время трудового рейда:

сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты – «молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

забота (вместе с местными школьниками) о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Решение о проведении трудового рейда принимает общий сбор классного коллектива или общешкольный слет во время совместного планирования творческих дел на очередной период. Тогда же выясняется, кто будет принимать участие в предстоящем рейде, выбирается совет дела (штаб рейда).

На общем сборе участников коллективно разрабатывается план рейда, намечаются сроки, определяется вариант организации, составляются команды, обсуждаются вопросы снаряжения, питания участников. 

Возможные варианты организации трудового рейда

1. «Связка». Все участники рейда идут по одному маршруту, останавливаясь по очереди в нескольких пунктах и проводя там разнообразную работу. В этом варианте целесообразно разделиться на команды по «специальностям»: «следопыты», «тимуры» (забота о малышах), «физорги» (организаторы спортивных дел), «друзья искусства» и др. Каждая из таких команд в случае необходимости привлекает к организации «своих» дел остальных участников рейда, создавая временные объединения.

2. «Звезда». Участники рейда через день – два после пребывания на общей базе расходятся командами по радиальным маршрутам – лучам в разные населенные пункты, действуют там в течение нескольких дней, а затем возвращаются на базу, где подводят итоги, обмениваются опытом, проводят общие творческие дела. В этом варианте каждая команда должна включать «специалистов» - организаторов разнообразных дел, например, следопытов, затейников, запевал, художников, журналистов (лучше, если каждую «специальность» выберут не менее 2 – 3 человек).

3. «Веер». Команды в начале рейда или спустя какое – то время расходятся и идут параллельными маршрутами, затем соединяются в назначенном пункте, работают здесь сообща и могут двигаться дальше вместе.

«Снежная сказка» - сюрприз – подарок малышам, зимняя трудовая операция, участники которой создают (по секрету от малышей!) различные скульптуры из снега, строят крепость, сказочные терема и другие сооружения для ролевых игр.

Эта операция предусматривает участие школьников любого возраста, а также их старших друзей – взрослых, развивает творческие способности, сплачивает старших и младших, воспитывает заботливое отношение к малышам.

Подготовка к операции

Незадолго до операции каждый коллектив, участвующий в ней, посылает своих разведчиков для выбора места действия.

Нужно взять флажки, гирлянды для украшения снежных фигур. А также ведра с водой и разведенной в них анилиновой краской – для раскрашивания сооружений.

Ход операции

На общем сборе командир  объявляет о начале операции, после чего команды отправляются по выбранным маршрутам, к местам своих действий. В ходе операции любая команда может разбиться и на небольшие бригады – по возрасту или по интересам (по объектам – дед – мороз, снегурочка, терем, крепость и др.).

Если команда разделилась на бригады по возрасту, то старшие, закончив работу, могут помочь младшим. Если бригады создавались по интересам, то в каждой из них окажутся ребята разных возрастов и их старшие друзья.

После того как команда разбилась на бригады, каждая из них приступат к работе: обдумывает проект и начинает делать задуманную фигуру, постройку из снега.

Закончив работу, бригады осматривают созданные сооружения, после чего направляются к месту общего сбора и готовят творческий рапорт команды в виде речевки, песни и др.

Что можно сделать из снега

Деда – мороза, снегурочку, снеговиков разного вида, сказочную голову с бородой – горкой, зайку, белочку, кота, белого медведя, слона, крокодила и других животных, крепость – замок с башней, стеной, воротами, лабиринт, теремок. Корабль, лодку, самолет, ракету…

Сюрприз – коллективное трудовое дело – операция: творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким или далеким людям.

Праздничный сюрприз – отличное средство воспитания заботливого отношения к людям, развития творческой фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых.

В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы, их союзы, отдельные микроколлективы (звездочки, звенья, бригады), сводные объединения добровольцев разного возраста.

Трудовой сюрприз может быть сделан к всенародному празднику, в честь какого – либо знаменательного события в жизни человека или коллектива, а также и в обычные дни, чтобы доставить людям радость, превратить будни в праздник.

Возможные виды сюрпризов:

трудовой сюрприз типа ПСМ (праздничный сюрприз малышам), например, подготовка и проведение старшими друзьями новогоднего праздника в детском саду или во дворе, а детской площадке с играми и хороводами вокруг елки, с аттракционами и подарками – самоделками;

праздничный сюрприз типа НШ (нашим шефам) – для производственного коллектива, учреждения и т.д. (например, украшение к празднику помещения, выступление с праздничным концертом, подарки – самоделки каждому члену коллектива);

трудовой сюрприз типа РШ (родной школе) – праздничное оформление помещения, благоустройство двора, сооружение катка и др.;

трудовой сюрприз типа ПДД (подарок далеким друзьям);

трудовой сюрприз типа «Золота фантазия» - украшение гирляндами из осенних листьев фасада и двора школы, внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекции для далеких друзей и т.д.;

трудовой сюрприз типа «Снежная сказка». Трудовые сюрпризы тесно связаны, переплетаются с другими видами операций; могут проводиться во время десанта и рейдов, иногда приобретают характер атаки, намечаются после разведки дел.

Фабрика – ролевая игра, участники которой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям.

Возможные виды изделий (продукции):

наглядные пособия («кассы», материал для счета, гербарии, приборы и т.п.) для первоклассников и старших учащихся своей и других школ;

сувениры – игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;

новогодние украшения и елочные игрушки;

материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр – в школьную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;

экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;

кормушки, домики для птиц;

куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;

оформление для праздников – утренников, вечеров, демонстраций и т.д.

Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, а также производить ремонт наглядный пособий, игрушек для детского сада, переплетать книги для школьной и поселковой библиотек и т.д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат.

В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бюро; отдел снабжения сырьем и инструментом; отдел приемки продукции или отдел технического контроля – ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи – макетный, модельный, швейный, кукольный, переплетный и другие (в зависимости от профиля фабрики).

Фабрика может действовать в течение одного дня (например, во время игры – праздника «Город веселых мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объема продукции, желания и возможностей участников.

Примерные варианты организации фабрики (комбината)

1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколько видов продукции (например, в швейном цехе делаются «кассы» для будущих первоклассников, в кукольном – куклы для театра, в столярном – скворечники и т.п.). В цехи и отделы ребята записываются по желанию, образуя сводные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в течение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.

2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фабрика создает макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в составе фабрики имеется обычно сборочный цех).

3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно небольшого числа сотрудников – инструкторов, мастеров и т.п. В цехи приходят все желающие и работают под их руководством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или оставляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (например, детскому саду).

4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причем каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один определенный период (неделю, две недели и т.п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие – то виды продукции могут полностью изготавливаться за один  период (допустим, в игрушечном цехе – украшения для елки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одного коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого варианта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.   

Создание фабрики начинается с общего сбора – старта участников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, придумывают название фабрики и значок – эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, избираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяется время начала работы и продолжительность действия фабрики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.

Дирекция ведет подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разрабатывает график – календарь работы.

Коллективы цехов собираются на предварительное обсуждают проекты изделий, полученные от конструкторского бюро, сообща разрабатывают технологический процесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров.

Познавательные дела

Суть познавательных КТД – открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) ЗУН, полученные ими в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно – математического циклов, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно – политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.

Вечер веселых задач – несколько познавательных игр – обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не более 10 – 15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями – экспромтами. В сюиту могут входить игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен.

Вечер веселых задач – это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу и радость окружающих. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества.

Информация о работе Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива