Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).
Но постепенно эта направленность приобретает более развитые формы. Дети начинают чувствовать себя частицей общего организованного целого. В исследовании Е.А. Шестаковой (проведенном в нашей лаборатории) (это исследование не опубликовано; рукопись находится в архиве Института психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО.)) было обнаружено, что для школьников I и даже II класса почти безразлично, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии всего класса; но уже школьники III – IV классов значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии товарищей. Показательны в этом отношении и исследования Л.В. Писаревой, которая на основании полученных материалов утверждает, что, в отличие от детей более младшего возраста, которые стесняются только взрослых, школьники 9 – 12 лет начинают стесняться незнакомых им детей своего возраста.
Вместе с тем в этот период между детьми возникают и более дифференцированные личные взаимоотношения (исследования Е.А. Шестаковой). В I классе у школьников еще нет ясно выраженной избирательности при выборе товарища. Отношения завязываются на основе внешних обстоятельств: дружат дети, сидящие за одной партой, живущие на одной улице и т. п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или совместной игры. Но как только заканчивается совместная деятельность, распадаются и те отношения, которые возникли на ее основе. Однако к концу этого возраста появляется избирательное отношение к товарищам и определенные требования к его личным качествам.
Вся эта сложная система отношений в классе формирует у детей не только умение считаться с другими людьми, видеть из нужды, учитывать их интересы; у них возникает стремление, направленное на удовлетворение этих нужд и потребностей.
В секторе воспитания Института теории и истории педагогики был проведен опыт (В.Г. Яковлевым), подтверждающий наблюдения, сделанные Е.А. Шестаковой. В этом опыте детям читался в классе рассказ В.П. Катаева «Цветик - семицветик». В рассказе повествуется о том, как одной маленькой девочке была предоставлена возможность загадать семь желаний – соответственно семи лепесткам цветка, каждое из которых обязательно должно было исполниться. Девочка истратила шесть лепестков, удовлетворяя свои случайные прихоти, и только последний, седьмой использовала для того, чтобы сделать здоровым больного мальчика. После чтения рассказа учащимся предлагалось ответить на два вопроса: «Правильно ли девочка воспользовалась предоставленной ей возможностью?» и «Как сами учащиеся истратили бы волшебные лепестки?». Дети давали ответы письменно и анонимно.
Полученные ответы свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства детей этого возраста среди семи высказанных ими желаний имеются желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей. А некоторыми были высказаны желания, связанные даже с интересами всего человечества. Например, отдельные учащиеся высказывали желание быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых», стать врачами, «чтобы не было больных», «чтобы никто не умирал», они тратили лепестки на то, «чтобы никогда не было войны», «чтобы не обижали негров» и т.д.
В нашей лаборатории также был проведен опыт на выявление характера детских потребностей и стремлений (Н.Ф. Прокиной и С.Г. Якобсон). В этом опыте учащимся (I – IV классов) предложили высказать свои пожелания к Новому году. Пожелания они писали анонимно на бумажках и опускали их в специальный ящик. Существенное отличие этого опыта от опыта, проведенного В.Г. Яковлевым, заключалось в том, что, во – первых, каждый ребенок мог высказать только одно пожелание; во – вторых, исключалось влияние рассказа, в котором автор стремится показать пользу и благородство желаний, направленных на благо другого человека. И тем не менее результаты обоих опытов оказались сходными. Значительное число детей высказали пожелания общественно мотивированные, и только часть детей обнаружила стремление удовлетворить сугубо личные интересы (например: «хочу много раз кататься на легковой машине», «купить большой торт и съесть его», «получить в подарок велосипед» и пр.).
Все «неличные» пожелания детей могут быть разделены на группы, выражающие разный уровень их общественной направленности: одни пожелания связаны с интересами семьи (особенно матери), другие – с интересами товарищей, третьи – с интересами класса, школы и, наконец, четвертые – с интересами страны и всего человечества.
Наличие общественной направленности личности ребенка является одной из предпосылок усвоения им тех требований, которые ему предъявляются со стороны детского коллектива.
Однако усвоение этих требований определяется и еще одним обстоятельством, заключающимся в следующем: сложная и многообразная жизнь учащихся в классе требует и достаточно сложной ее организации. Поэтому иногда, начиная уже с первого года обучения, в классе появляются «уполномоченные детского коллектива: старосты, санитары, ответственные по рядам и пр. Они выполняют функцию организаторов и руководителей, а это значит, что между детьми возникают, по выражению А.С. Макаренко, «отношения деловой зависимости». В коллективе школьников, утверждает он, нет и не может быть «равностояния»; здесь складывается целая система зависимостей, в которой каждый ребенок занимает свое определенное место. По нашим данным, место, занимаемое ребенком в классе, определяется, однако, не только тем общественным поручением, которое он получает от коллектива, но и тем, как он учится, его способностями, наклонностями, характером. (это положение получило свое экспериментальное подтвреждение в исследованиях Я.Л. Коломинского [Коломинский Я.Л. Путь изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии, 1963. - №2.] и А.Б. Ценципер [Ценципер А.Б. Изучение положения ученика в коллективе. // Советская педагогика, 1965. - №11.], проводившихся при нашей лаборатории. В этих исследованиях при помощи социометрической методики и ряда других методов были найдены показатели, определяющие положение ребенка в системе личных отношений в коллективе школы.)
Благодаря появлению у детей младшего школьного возраста общественной направленности, они начинают активно стремиться найти свое место в коллективе, завоевать авторитет среди товарищей и их уважение. Однако для того, чтобы удовлетворить эти стремления, учащиеся вынуждены считаться с общественным мнением коллектива, подчиняться принятым в коллективе правилам и традициям. Усвоение этих правил общественного поведения и является основой для формирования нравственных чувств и стремлений в младшем школьном возрасте. В нашей лаборатории было проведено два исследования, непосредственно связанные с этим вопросом. Одно из них относится к формированию в младшем школьном возрасте требовательности детей друг к другу и к формированию общественного мнения (С.Г. Якобсон и Н.Ф. Прокина); другое – характеристике процесса усвоения предъявляемых к учащимся требований (Е.А. Шестакова).
В первом исследовании авторы организовали совместную деятельность в небольших группах детей I – III классов и наблюдали, как в процессе этой совместной деятельности у детей возникают и требовательность друг к другу, и такого рода правила, невыполнение которых начинает осуждаться всей группой учащихся.
Главный вывод этой работы заключается в том, что далеко не всякая организация совместной деятельности учащихся приводит к формированию и коллективистических отношений (взаимной требовательности и взаимной помощи) и общественного мнения. Для того чтобы и то и другое могло возникнуть, необходима, во – первых, определенная мотивация этой деятельности, а именно: наличие общей цели(общего продукта труда), к достижению которой стремятся все дети; во – вторых, такое построение их совместной деятельности, при котором работа, выполняемая одним ребенком, стояла бы в тесной зависимости от деятельности других детей. Например, если учащиеся делают из картона шапочку, корзинку или коврик, то надо, чтобы один ребенок обводил трафарет, другой вырезал, третий наклеивал и т.д. Иначе говоря, надо, чтобы деятельность была построена как бы по конвейеру, а не слагалась из независимых друг о друга действий отдельных детей. Необходимо также проводить оценку сделанного детьми так, чтобы они могли сразу же видеть качество работы каждого участника и соответствующим образом реагировать. При такой организации деятельности в детском коллективе возникают совершенно конкретные правила, без которых учащиеся не могли бы добиться поставленной цели. Только при таких условиях эти правила и требования начинают поддерживаться всеми участниками общего дела, то есть превращаются в общественное мнение.
Наблюдения показывают, что в реальных условиях школьной работы в I – II классах такого рода требования относятся главным образом к учению и поведению ученика на уроке, в III – IV классах эти требования становятся гораздо более многообразными, начинают включать в себя нормы и правила, связанные с общественной деятельностью учащихся и с их общественными взаимоотношениями.
Данные, полученные в исследовании Е.А. Шестаковой, показывают, что учащиеся I и отчасти II класса не только очень старательно и ответственно выполняют все требования учителя, но и быстро их усваивают и следят за тем, как эти требования выполняются другими детьми. В связи с этим Е.А. Шестакова отмечает, что дети этого возраста, так же как и дошкольники в исследовании В.А. Горбачевой [Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР, 1945. – Вып. 1.], очень много жалуются друг на друга, но в основе этих жалоб и там и здесь лежит стремление добиться правильного поведения со стороны всех учащихся класса. В I классе дети, так же как и в детском саду, не стесняются жаловаться учителю на других детей, делают это открыто и чаще всего в тех случаях, когда одноклассник поступает, с их точки зрения, «не по правилам». Интересно, что при этом ребенок, на которого поступает жалоба, на «жалобщика», как правило, не обижается.
Постепенно первоначальный характер жалоб изменяется. У школьников III – IV классов начинает возникать обсуждение между собой поступков и действий товарищей и влияние на них путем общественного мнения. Случаи же, когда ученик один на один жалуется учителю, приобретает смысл ябеды. Последнее воспринимается школьниками как нечто отрицательное, а ученик, потихоньку пожаловавшийся учителю, осуждается общественным мнением класса.
Если воспитательная работа с учащимися ведется недостаточно правильно и нарушается контакт между учителем и учениками, то в III – IV классах возникает тенденция покрывать товарища во что бы то ни стало, даже если он совершил явно плохой поступок. Следовательно, уже в начальных классах школы дети не только усваивают нравственные требования, предъявляемые учителем, но и создают свои собственные нормы поведения, регулирующие товарищеские взаимоотношения в классе. Кроме того, на этой основе в некоторых классах может возникать собственное общественное мнение, отличное от того, какое хочет воспитать учитель. При этом наблюдения показывают, что мнения товарищей, их требования и оценки скорее и легче усваиваются и часто оказывают большое влияние на каждого отдельного ученика, чем мнение учителя.
Заканчивая главу о формировании личности в младшем школьном возрасте, мы хотим выделить те главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ребенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст.
Это, во – первых, развитие познавательной сферы младшего школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления.
Во – вторых, это формирование нового уровня аффективно – потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами.
В – третьих, это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера.
Наконец, это развитие общественной направленности младшего школьника, то есть обращенность к коллективу сверстников, заставляющая детей искать среди сверстников свое место и усваивать те нравственные требования, которые они к нему предъявляют. (220 – 225стр)
Литература: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
Психологический климат детского коллектива
А.Н. Лутошкин
Понятие «психологический климат» пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нормы, групповая активность и др.
В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. В то же время ребенок в этом климате находится, ощущает на себе его влияние. Психологический климат – не бесстрастное зеркало, в котором при желании можно разглядеть некоторые черты лица коллектива. Он обладает способностью быть «увеличивающим стеклом», которое, собирая в себе эмоциональную энергию каждого, возвращает обратно новую силу, изменяющую поведение и отдельного человека, и всей группы.
Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношений: в «галактике» личных связей выделяются «звезды» - наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства; встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции. Некоторых учителей пугает само наличие группировок в классе; полагают, что это не способствует сплочению коллектива. Между тем существование так называемых эмоциональных группировок (объединений по симпатиям) в детском коллективе – явление естественное. Следует просто видеть различные уровни этих отношений и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в классе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют друг с другом, если между ними идет скрытая или явная борьба за разделение «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявляется в затяжной «слякотной погоде», которая никому не приносит удовлетворения.
Информация о работе Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива