Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).
Принципы и задачи организации детского коллектива
Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).
Включение личности в систему коллективных отношений – процесс непростой, требующий взаимного движения навстречу друг к другу. Детский коллектив класса оказывает мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность. В классе происходят динамические процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношении, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров в различных областях социального творчества. Эти процессы сильно влияют на личность ученика, на успешность его учебной и внеурочной деятельности, поведение и саморазвитие. Возрастная однородность состава учащихся определяет сходство психологических особенностей и интересов, коллективные переживания и настроения (они могут как стимулировать, так и тормозить деятельность коллектива), явления подражания, внушаемости, соревнования.
Сегодня одна из главных проблем воспитания – свобода личности в коллективе, ее самореализация и автономия, даже при использовании коллективного творческого воспитания, предусматривающего гуманизацию отношений в коллективе. Поэтому следует рассматривать коллектив как свободное объединение автономных личностей с главными задачами создания ситуаций выбора, развития способностей к самореализации. Поскольку коллектив учащихся представляет собой динамическую систему, находящуюся в постоянном развитии, со своими подъемами и спадами, удовлетворением приоритетных потребностей возраста и каждого члена коллектива, очень важно помочь учащимся найти в коллективе свое место, соответствующее индивидуальным особенностям, личностным интересам и потребностям.
Характер отношений в коллективе определяется «полем интеллектуально – морального напряжения» (Куракин А.Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив, 1982 М.: Знание) и может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а в реальной жизни обычно представляет собой их различные сочетания. Отношения, складывающиеся в коллективе, в значительной мере влияют на возможности развития и ценностные ориентации его членов.
Таким образом, жизнедеятельность коллектива, являясь процессом проигрывания разного рода социальных ролей его членами, становится базой накопления ими социального опыта, площадкой самореализации и самоутверждения, создает возможности для становления личности.
А.С. Макаренко отмечал, что колле4тив возможен только при условии, если он (коллектив) объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества. В основе педагогической системы А.С. Макаренко лежала идея об организации жизни и деятельности коллектива воспитанников, в ходе которой все действуют по собственному почину, приходят на помощь в нужный момент, несут ответственность за принятые решения. В концепции А.С. Макаренко (Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1983) детский коллектив рассматривается как объект, субъект и инструмент воспитания, а главными принципами организации деятельности коллектива признаются:
- наличие общеколлективных целей;
- постоянное движение навстречу новым, радостным перспективам;
- связь с другими коллективами;
- прямое влияние коллектива на все основные стороны жизни учащихся;
- единство управления и самоуправления;
- мажорный тон жизни;
- создание и накопление традиций;
- эстетическая выразительность;
- использование игры.
И сегодня ребенок нуждается в коллективе как среде, в которой он может удовлетворить свои потребности, в первую очередь – в общении, совместной деятельности и творчестве. Однако одновременно с этим возможность в удовлетворении социальных потребностей ставит личность в зависимое положение от коллектива и угрожает его индивидуальности, неповторимости. Решение этой проблемы зависит от создания условий, при которых коллектив становится средой, позволяющей личности самостоятельно осуществить свой нравственный, ответственный выбор. Самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она находится в коллективе добровольно.
Основные признаки воспитательного коллектива по В.М. Коротову (Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. пед. училищ / под ред. В.М. Коротова. – М.: Просвещение, 1990):
1. Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно – политическая деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа).
2. Воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Коллектив школы включает коллектив педагогов и коллектив детей. Ученический коллектив школы состоит из первичных коллективов – классов, в классе есть свои первичные коллективы – группы или штабы по направлениям деятельности кружки и секции, разнообразные клубы (в т.ч. по месту жительства) – все это первичные коллективы детей.
3. Воспитательный коллектив школы имеет органы управления: общее собрание (или конференция), Совет школы (или Дума, Парламент и пр.) и советы различных объединений учащихся. В первичных коллективах органами управления являются общие собрания. По поручению собрания функциями управления наделяются учащиеся – члены Совета класса (Совета командиров), ответственные за разные участки работы.
4. Всю жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличают сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, педагогически продуманного распорядка жизни детей.
5. Бодрый стиль и тон жизни коллектива, создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение, нацеливающий на преодоление трудностей.
6. Воспитательный коллектив всегда находится в процессе поступательного развития. Усложняется и обогащается содержание его жизни и деятельности, совершенствуются структура, система органов самоуправления, повышается уровень общественной активности и дисциплины его членов, множатся полезны традиции, развиваются и крепнут связи с другими коллективами.
В условиях первичного коллектива реально возможны дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся.
Дифференцированный подход к детям состоит в том, что, организуя воспитательный процесс в коллективе класса, педагог учитывает интересы и склонности групп учащихся. Так, в классе может быть вычленена группа ребят, увлекающихся спортом или музыкой, группа интересующихся техническим творчеством и т.п. дифференцированно подходит опытный воспитатель и к особенностям мальчиков и девочек в первичном коллективе.
На основе дифференцированного подхода учителю легче осуществлять и индивидуальный подход, учитывающий интересы и особенности характера, темперамента, уровень физического и психического развития каждого ребенка, условия его воспитания и развития в семье, отношения к окружающим, в частности к сверстникам в коллективе.
Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, с одной стороны, помогает педагогу в работе с детьми сочетать коллективные и групповые дела с поручениями отдельным учащимся, учитывать интересы и особенности каждого; с другой – позволяет наиболее эффективно направить воздействие коллектива на формирующуюся личность, использовать воспитательное влияние межличностных отношений. Дифференцированный и индивидуальный подход в работе педагога – органическая составная часть методики организации коллектива.
Главный системообразующий признак всякого коллектива – социально обусловленная совместная деятельность, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности. Реализация этой деятельности требует такого качества, как организованность, и предполагает формирование органов управления коллективом. Общественно значимая коллективная деятельность служит не только источником возникновения, но и главной сферой проявления ценностноориентированного единства.
Социально – педагогический феномен детского коллектива состоит в том, что он формируется и развивается, с одной стороны, под влиянием педагогических воздействий, а с другой – в силу внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. Можно выделить несколько функций, которые выполняет коллектив по отношению к личности (Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). – М.: Педагогика. 1978.).
Регулятивная функция коллектива заключается в развитии педагогических требований к его членам, содержанию и способу реализации деятельности. Очень важны здесь авансирование личности ребенка, вера в возможности его нравственного самосовершенствования, доброжелательная оценка, выделение его (пусть даже минимальных) успехов.
Формирующая функция коллектива предполагает становление и развитие моральных норм, оценочных суждений, ценностных ориентаций (ситуации сопереживания, свободного выбора, творчества), «эффект эмоционального заражения».
Корректирующая функция коллектива применяется по отношению к нарушителям установленных в нем нравственных норм.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации личности. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами и педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов, сохранение автономности личности. Включение учащихся в разные социальные общности (класс, кружок, клуб и т.п.) создает условия для реальных социальных проб учащихся, формирующих готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
В.А. Караковский (Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество Росси, 1999) считает воспитание в коллективе и через коллектив стержнем воспитательного процесса, но признает, что современный ребенок испытывает разнообразные влияния фронтального, группового, индивидуального характера с разным механизмом воздействия. Полноценное развитие личности не может быть вне общности людей (группы или коллектива). В условиях
Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основ у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых нее только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
Мы уже указывали на решающее значении для развития личности ребенка младшего школьного возраста того факта, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.
Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в I классе дети способны воспринимать учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они же замечают, кто из детей мешает работать, кто хорошо усваивает учебный материал, кто плохо. Учебная деятельность постепенно становится той совместной деятельностью, на основе которой завязываются детские отношения: возникают и взаимная требовательность, и взаимопомощь. Конечно, эти отношения выходят далеко за рамки учебной деятельности, и тем не менее их характер несет на себе отпечаток тех деловых связей, которые возникают в процессе учения.
Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, в внеклассной работой, с общественной жизнью школы, а к концу младшего школьного возраста – и с интересами пионерской организации. Иначе говоря, школьники начинают жить многообразной совместной жизнью, наполненной общими интересами, стремлениями, радостями и печалями.
Эта сложная и содержательная жизнь детского коллектива не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами общественного поведения, если в ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться тем требованиям, обычаям, традициям и правилам, которые созданы под руководством учителей и поддерживаются сформированным в коллективе общественным мнением. Такая организация коллектива класса практически ставит ребенка перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своем поведении.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.
Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой - нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).
Информация о работе Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива