Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).
В тех коллективах, где преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощь, легче строятся и деловые отношения, успешнее идет процесс формирования личности. И в свою очередь, четкое взаимодействие школьников, понимание ими своих прав и обязанностей создают необходимую почву для положительного развития взаимоотношений, для создания мажорного настроя в коллективе.
Хотя психологический климат – относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объединениях.
Взаимоотношения в коллективе не остаются постоянными, изменяясь в процессе совместной деятельности и общения. Претерпевают изменения и те роли, которые играют в жизни детского коллектива отдельные его члены…
Психологическому климату придает устойчивость характер отношения ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения. (57 – 58 стр.)
Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978. – С. 22 -23
Роль сверстников в психическом развитии ребенка
Г.А. Цукерман
Общение со сверстниками дает детям то, чего в принципе не может дать им несимметричное общение с эталонными взрослыми: критичность к мнениям и поступкам других людей, независимость от их воли и желаний. Оказывается, когда дети, общаясь с другими детьми, ребячатся, дурачатся, ведут себя как – то особенно несерьезно, не по – взрослому, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в «серьезном общении» со взрослыми.
Общество сверстников является местом «вынашивания» будущих отношений с миром взрослых (разумеется, взрослые предусмотрительно вносят семена будущего в детские сообщества).
Делает ли это современная начальная школа?
Перед тем, как попросить класс как – то отреагировать на высказывание ученика, учитель почти машинально повторяет слова ребенка, по многолетнему опыту зная, что только тогда они будут услышаны.
Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно; учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношения «ученик - учитель» реально существуют, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между самими учениками без посредства учителя, встречается крайне редко, в виде исключения или дисциплинарных нарушений. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом… (122 – 124 стр.)
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – М.: Рига, 2000. – с.80 – 83
Литература: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Иванов И.П. энциклопедия коллективных творческих дел: И.П. Иванов. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. – 168 с. – (Теория. Опыт. Практика… Вып.2.):
Методика КТД легла в основу не только молодежного движения. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать ее как сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
Книга «Энциклопедия КТД» известна широким кругам педагогической общественности. Сотни тысяч ребят и педагогов на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, пресс – конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ – ВИ (турниры - викторины), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением, потому что все это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.
Работать по Иванову это значит работать по – своему.
По Иванову КТД – это коллективное творческое дело. Как могут творческие дела, да еще придуманные самими ребятами, с высокой этикой, фантазией, импровизацией, сюрпризами, игрой, а то и философскими мыслями, как может это надоесть?
КТД, которые вожатые придумали не вместе с ребятами, а вместо них, все было «по науке»: цель, деление на микрогруппы, задания, выполнение и даже обсуждение… Вот она - схема без жизни, форма без содержания, очередная придумка для детей, вместо коллективного творчества самих детей. Это не дела на пользу и радость людям, как это принято в КТД, а занятия (почти уроки) по выявлению или развитию ЗУН: маршировать, загадывать, отгадывать, петь, делать зарядку… И проводятся они, как уроки, только повеселее.
«Цель: развивать смекалку (или память), расширять знания (или кругозор), развивать музыкальные или математические способности…» Все цели у этих, так называемых КТД (или КТИ), воспитательные, педагогические. Казалось бы, что здесь плохого? Развитие личности, ее способностей – самое важное, ради чего мы, педагоги, с детьми. Беда не в том, что цели здесь воспитательные, а в том, что только воспитательные. А иных – то нет.
КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество.
С этого и начинается книжка И,П, Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Где же тут воспитательные цели? Здесь полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Здесь не педагоги делают для детей игру, развлечения или организуют трудовой десант (а что еще хуже – «трудовое воспитание», когда главного дела – труда – то нет, а воспитание вроде бы ожидается). Здесь они товарищи по обшей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.
И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, - эти дела, политические и нравственные споры, труд, походы, встречи и расставания, песни, сюрпризы, философские размышления, все – дружба, хохот, юмор, шум, суета, а то и неразбериха, - именно это, как в нормальной человеческой жизни, пестует, возвышает, развивает, способствует становлению личности. Растет Гражданин – Хозяин – Друг – Работник.
Передача готового опыта, придуманных кем – то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание. Копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.
Именно такие «последователи» очень скоро превратятся в тех, кто скажет: «Да ну их, эти КТД». То, что списано, выучено, прорепетировано по чужому сценарию и представлено на сцене да еще с наигранным энтузиазмом, это уже не КТД.
К сожалению, многие из нас привыкли к внешнему, а что еще хуже – к показному порядку, когда все без запинки, гладко, наизусть, стройными рядами, красивыми звонкими голосами. А здесь: поют по бумажке, слов не знают, сбились, засмеялись, им кричат: «Ничего, давайте снова!» И они «выдают» сначала, не смущаясь, просто, как дома или в хороводе. А почему? Да потому. Что лишь за пять минут до того, как надо выступать, это сочинили.
Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела: защита проектов, суд над общественным злом, путешествие на машине времени, пресс – конференция и т.п. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в нее.
Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.
Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. А в сегодняшней школе? Взрослые. Одни убежденно, другие по инерции делают ребят лишь исполнителями своих планов, кем – то сочиненных сценариев, монтажей, добиваясь пассивного послушания. Вольно или невольно они отражают и повторяют традиционную, годами сложившуюся и по сей день широко распространенную социальную практику: командно – административный стиль. Как трудно его преодолеть! Авторитарность отношений, оторванность «верхов» от «низов», кабинетное планирование деятельности других людей («подчиненных»), узурпация права на контроль и оценивание – все это приводит к отчуждению руководителей от подчиненных, человека от человека, детей от взрослых, сверстников друг от друга. «В результате, - пишет И.П. Иванов, - рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что предусмотрено сверху».
Непременным этапом методики организации КТД является коллективный анализ любого проведенного дела (этап 4), которое мы сами задумали и спланировали (этап 1), подготовили (этап 2), осуществили (этап 3). Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.
Каждый из этапов организации КТД (этих четырех «сами») оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия (этап 4) – коллективный анализ свершенного – также имеет свое методическое обеспечение. По И.П. Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса: 1. Что было хорошо, что удалось и почему? 2. Что не получилось и почему? 3. Что предлагаем на будущее? Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет так же их последовательность.
Часто, если что – то не удалось, люди стремятся говорить о плохом, начинают думать и обсуждать то, что не получилось, искать «виноватых». Понять и объяснить это не сложно: неудача «болит», люди страдают, жалуются, ругают себя и других. Нередко такие «разносы» кончаются обидами, расторжением отношений. Методика коллективной рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.
Когда само дело получилось не так, как было задумано, или не так хорошо, как ожидалось, тем более, когда оно явно не удалось, коллективное обсуждение не просто полезно, оно абсолютно необходимо.
Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда «финишная» рефлексия становится «стартовой», у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Педагогическая задача КТД почти всегда скрыта. Это «военная тайна» старшего. В КТД он в позиции друга, заводилы, умного рядового.
КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое. Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к жизни.
КТД – это сама жизнь или игра в жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс – конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы… Здесь то ли играют, то ли живут этим… здесь все вместе. И в этом главное достоинство КТД.
Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Информация о работе Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива