Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Воспитательная среда является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Огромное влияние на формирование личности школьника оказывает детский коллектив (в первую очередь – коллектив класса).
Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.
В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.
Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно – политической, познавательной или художественно – эстетической, спортивно – оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.
Успех КТД и их воспитательно – развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже, надеемся, пригодится разработанная нами технология коллективного организаторского творчества. Основные его этапы, формы и способы осуществления.
1. На основе донесений гайдаровской разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается свободный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.
4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе – «огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дат ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому – то в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Трудовые дела
В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.
Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.
Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.
Атака – операция, имеющая своей целью быстро исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:
расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т.п.;
посыпать песком обледенелые дорожки;
украсить общественные здания (например, школу клуб), посадить цветы у памятника и т.п.;
построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары и т.п.;
заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т.п.
трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается свободный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот свободный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т.п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом).
Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.
Десант – операция, проводимая силами ребят и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком – либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.
Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.
Примеры жизненно важных задач, решаемых в трудовых десантах:
помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
помощь коллективам в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;
помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т.д.
Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.
В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу. Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и праздничные сюрпризы.
Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь людям в любое время и в любых условиях; заботиться о них бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.
Подарок далеким друзьям или операция ПДД. Участниками операции в школе могут быть ребята одного класса и их старшие друзья или союз старшего и младшего классных коллективов, объединение параллельных классов или весь школьный коллектив.
Решение о проведении очередной операции ПДД принимает общий сбор коллектива во время совместного планирования жизни на очередной период или в случае какого – либо экстренного известия или события. Для руководства работой может быть избран совет дела (штаб операции) из представителей всех коллективов – участников.
Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям (например, ветеранам войны и труда, их семьям), так и целым коллективам (детскому саду, школе, строителям, полярникам, воинам, морякам, геологам метеорологам и т.д.).
Операция ПДД может проводиться как для хорошо знакомых, старых друзей, так и для тех, о ком участники операции узнали, например, из газеты.
В качестве подарка могут быть подготовлены и посланы игрушки, в том числе елочные, рисунки, фотографии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, рассказ – эстафета, журнал – эстафета и т.п.
Операция ПДД включает также коллективное написание письма далеким друзьям, которым посылается подарок.
Возможные способы подготовки подарков и писем:
по постоянным микроколлективам, например, звездочкам, звеньям и их союзам (каждый микроколлектив или союз готовит свой подарок или письмо, потом эти подарки и письма отправляется вместе);
по свободным бригадам любителей (художников, фотографов и др.) и одного класса или из союз старшего и младшего классных коллективов или из всех классов и т.д.
эстафетой от одного коллектива к другому (так создаются, например, рассказ – эстафета и журнал - эстафета);
по общему проекту, составленному на сборе всех участников, готовится один подарок – вначале по частям (одновременно работают сводные бригады), потом вместе (письмо также пишут коллективно – по предложениям всех участников).
Подготовка подарка может проходить как трудовая ролевая игра, например «фабрика» («комбинат», «мастерская» и т.п.), «издательство», «почта».
Перед отправкой проводится смотр (защита) и обсуждение подарков, затем выбирается делегация для оформления и отправки посылки и письма (из представителей каждого коллектива участников или по жребию) или это поручается штабу операции.
Почта, почтамт – ролевая игра; дает возможность ребятам и их старшим друзьям укреплять отношения заботы друг о друге и об окружающих людях.
Участники игры предварительно знакомятся с работой почтового отделения (посещение почты, беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе – старте придумывают название для своего почтамта, распределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении своего учреждения и своих отличительных знаках.
На почтамте могут действовать такие, например, отделы: приема писем и открыток. Приема телеграмм, приема бандеролей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны).
Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных), создается отличная возможность объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов, консультантов и т.д.). Например, младшие могут быть почтальонами, сортировщиками, упаковщиками, помощниками телеграфистов, заведующих отделами и других старших сотрудников.
Игра проводится обычно в канун праздника (в течение одного или нескольких дней) или во время праздника – в школе, у шефов, в микрорайоне, в летнем лагере и др. В школе, например, сотрудники почты могут обслуживать младших ребят своей школы и учителей, гостей или весь школьный коллектив.
Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграмму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, посылкой – самоделки и т.д. Адресатами ребят – клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые. Адресатами взрослых – их дети, ученики, товарищи по работе.
Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрослые) учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых операций: как правильно надписать конверт, составить телеграмму и т.д.
В работу почты нужно вносить больше игровых, творческих моментов. В частн6ости, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма – ответ на загадку, телеграммы – сочинение небольшого рассказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме, и т.п.
Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2 – 3 человек) доставляют корреспонденцию адресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь.
Игру можно проводить не только в связи с праздниками, но и постоянно. Почтальоны разносят письма и телеграммы, собирают письма, открытки с мнениями и предложениями классных коллективов, ребят и учителей, например после выхода в свет газеты – «молнии» или в период коллективного планирования.
Рейд – операция – поход, проводимая силами добровольцев (ребят и взрослых). Длится обычно несколько дней, а иногда и дольше (2 – 3 недели), например, во время летних каникул.
Трудовой рейд – операция комплексного характера, так как имеет своей целью разностороннюю заботу о людях и включает в себя в качестве средств для достижения этой цели трудовые дела других видов: сюрпризы, десанты, атаки – секретные, полусекретные, открытые.
Информация о работе Методика коллективных творческих дел для формирования классного коллектива