Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования - совершенствование методики обучения решению задач на построение, реализующей формирование конструктивных умений и навыков учащихся.
1.Введение
2.Основная часть
§1. Общие методические рекомендации к изучению геометрических построений циркулем и линейкой.
§2.Классификация методов решения задач на построение.
§3.Использование различных методов при решении задач на построение циркулем и линейкой
§4.Задачи, неразрешимые циркулем и линейкой
§5.Планы уроков и методические комментарии к изучению задач на построение
3.Заключение
Содержание
1.Введение
2.Основная
часть
§1. Общие
методические рекомендации
к изучению геометрических
построений циркулем
и линейкой.
§2.Классификация
методов решения
задач на построение.
§3.Использование
различных методов при
решении задач на построение
циркулем и линейкой
§4.Задачи,
неразрешимые циркулем
и линейкой
§5.Планы
уроков и методические
комментарии к изучению
задач на построение
3.Заключение
1.Введение
Развитие логического
мышления является одним из важнейших
элементов воспитания личности. Этому
служит математика, и в первую очередь
– геометрия. Круг задач, рассматриваемых
в геометрии, очень широк. Среди них особое
место занимают задачи на построение,
которые способствуют развитию у учащихся
определенности, последовательности,
обоснованности мышления. На этих задачах
учатся таким методам познания как анализ
и синтез. Задачи на построение являются
важным средством формирования у учащихся
геометрических представлений в целом.
В процессе геометрических построений
учащиеся в практическом плане знакомятся
со свойствами геометрических фигур и
отношений, учатся пользоваться чертежными
инструментами, приобретают графические
навыки. В правильности многих математических
утверждений в большинстве случаев школьники
убеждаются также в процессе геометрических
построений.
Задачи на
построение еще в Древней
Задачи на построение
– это задачи, которые значительно чаще
других поражают красотой, оригинальностью
и во многих случаях простотой найденного
решения, что вызывает к ним повышенный
интерес.
С другой
стороны, решение задач на построение
нередко вызывает трудности у учащихся.
Все вышесказанное
говорит об актуальности
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования:
методика обучения решению
Цель исследования
- совершенствование методики обучения
решению задач на построение, реализующей
формирование конструктивных умений и
навыков учащихся.
Основной целью
математического образования в
средней школе является воспитание
математической культуры учащихся. Это
не просто передача учащимся определенного
объема математических знаний и формирование
конкретных умений и навыков, а, прежде
всего, развитие мышления учащихся, обучение
их методам и приемам математической деятельности,
воспитание устойчивого интереса к изучению
математики, нравственных и эстетических
качеств личности. Одним из средств, позволяющих
достичь высокого уровня математической
подготовки учащихся, является их деятельность
по решению математических задач. Особую
роль выполняют задачи, обеспечивающие
осознанное усвоение содержания конструктивного
компонента умственной деятельности в
области геометрии.
В процессе решения
конструктивных задач проявляются
связи между всеми компонентами
умственной деятельности: пространственным,
логическим, метрическим, интуитивным,
конструктивным и символическим, а значит,
и соответствующими содержательно-методическими
линиями школьного курса геометрии. Их
отличительной чертой является возможность
широкого выбора методов и способов их
решения, разнообразных приложений, а
также реализация богатых внутри- и межпредметных
связей. В рамках традиционной методики
решение конструктивных геометрических
задач отождествляют с решением задач
на построение, но на самом деле, эти задачи
являются подзадачами большинства геометрических
задач, в частности, задач на вычисление
и на доказательство: без построения или
изображения соответствующего геометрического
объекта невозможно решить задачу школьного
курса планиметрии.
Конструктивные
геометрические задачи играют важную
роль в формировании и развитии мышления
школьников, их логического, пространственного
и интуитивного компонентов, в формировании
навыков и умений выполнять геометрические
построения, в развитии графической культуры.
Особое значение они имеют для развития
творческого потенциала учащихся.
Одна из главных
задач обучения геометрии состоит
в усвоении учащимися её теоретических
основ и овладение навыками применения
их на практике, в развитии логического
мышления учащихся, способности к
доказательным, аргументированным рассуждениям.
При изучении школьного курса геометрии
развиваем пространственное воображение
и представление учащихся, геометрическое
“видение” окружающего мира.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения решению задач на построение.
Цель
исследования - совершенствование
методики обучения решению задач на построение,
реализующей формирование конструктивных
умений и навыков учащихся.
2.Основная
часть
§1.Общие методические рекомендации к изучению
геометрических
построений циркулем
и линейкой
Обучение учащихся
геометрическим построениям преследует
две цели: обучение выполнению собственно
геометрических построений и обучение
решению задач на построение.
Естественно, что
каждому из этих вопросов в различных
классах должно быть уделено различное
внимание.
В 7 классе основное
внимание обращается на обучение учащихся
выполнению простейших геометрических
построений. К концу 7 класса учащиеся
должны получить уже довольно прочные
навыки в решении ряда конструктивных
задач, включённых в программу, ценных
с практической точки зрения и необходимых
для дальнейшего изучения материала.
К этим построениям
относятся: построение отрезка, равного
данному; деление отрезка пополам; построение
угла, равного данному; построение
параллельных и перпендикулярных прямых.
Умение фактически
выполнять указанные выше построения
является совершенно необходимым условием
для дальнейшего успешного обучения решению
конструктивных задач, так как только
при этом условии учащиеся, решая задачи,
смогут уделить внимание содержанию и
методам их решения, а не только технике
выполнения самого построения.
Кроме того, овладение
рядом построений способствует лучшему
усвоению новых понятий. Так, например,
для усвоения таких важных понятий как
высота треугольника, симметрия относительно
прямой и т.д., необходимо, чтобы учащиеся
умели строить прямые углы, перпендикулярные
прямые и т.д.
Правильно выполненный
чертёж имеет большое значение для отыскания
плана решения задач на вычисление и доказательство,
и наоборот, неверно выполненный чертёж
часто не позволяет «увидеть» нужные соотношения.
Более того, неверный чертёж часто направляет
мысль учащихся по неверному пути.
Все эти соображения
заставляют обратить самое серьёзное
внимание на выполнение учащимися простейших
геометрических построений и на закрепление
приобретённых ими умений.
В 8 классе перед
учителем стоят более широкие
задачи по изучению и использованию геометрических
построений, в том числе решению задач
на построение. Продолжается обучение
выполнению некоторых новых построений
и проводится систематическое закрепление
приобретённых в 7 классе умений; как и
ранее, геометрические построения используются
при формировании и закреплении геометрических
понятий, а так же для доказательства существования
некоторых геометрических фигур.
В 8 классе продолжается
формирование умений учащихся выбирать
различные построения в зависимости
от условия задачи.
При решении с учащимися задач на построение возникают большие методические трудности. Дело в том, что при этом обычно преследуют две цели: решить данную задачу и вместе с тем научить школьников решать задачи на построение вообще, т.е. познакомить их с общими подходами к решению задач, показать, как путём анализа искомой фигуры, рассуждений, предположений отыскивается решение задачи.
Эта вторая задача
значительно сложнее, чем первая,
и её реализация требует от учителя
большой кропотливой и
Трудность усугубляется ещё и тем, что часто поиск решения задачи представляет собой весьма сложный процесс, требующий от учащихся большого внимания. Для того чтобы эта работа протекала успешно, необходимо, чтобы учащиеся заинтересовались решением задач, чтобы они поняли, насколько интересна эта работа. Поэтому всегда следует поощрять проявление учащимися изобретательности, инициативы, самостоятельности в отыскании решения.
С первых уроков геометрии, подводя учащихся к решению задач на построение, надо обеспечивать им некоторую самостоятельность, а тогда, когда это необходимо, направить их мысль на желаемый путь. Иногда, может быть, даже следует создать у учащихся иллюзию самостоятельности с тем, чтобы придать им уверенность, заинтересовать их решением задач.
Мера самостоятельности
в работе, выполняемой учащимися,
должна определяться учителем, исходя
из их возраста, подготовки, сложности
решаемой задачи.
Как же проходит обучение учащихся решению задач на построение?
Прежде всего,
рассмотрим, как возрастают трудности
при выполнении отдельных этапов
решения задач на построение.
В начале изучения
курса геометрии содержание задачи
на построение весьма просто. Решение
этих задач имеет целью способствовать
формированию у учащихся умений и навыков
в выполнении элементарных построений.
Позже уже необходимо
уделять внимание анализу задачи с
предварительным выполнением чертежа
– наброска искомой фигуры и его использованием
для нахождения плана решения.
Построение и
доказательство правильности решения
задач проводятся обычными способами.
И позже учащиеся
начинают проводить исследование.
Не всегда в
курсе геометрии предполагается
ознакомление учащихся с различными методами
решения задач на построение. Но учитель,
зная эти методы, должен познакомить с
ними учащихся на факультативных и индивидуально
– групповых занятиях. В частности должно
быть уделено определённое внимание методу
геометрических мест, методу спрямления,
методу подобия, методу движения, алгебраическому
методу решения задач на построение.
При решении
задач на построение важно научить
школьников правильно понимать условие
задачи, составлять план решения, осмысливать
результат решения, уметь использовать
результат или способ решения одной задачи
при решении других задач.
При обучении учащихся решению задач на построение не следует заниматься подробными письменными описаниями хода решения. Вместо этого следует уделить внимание устным объяснениям и фактическому выполнению построений. В тетрадях должна быть дана лишь краткая запись условия, приведено само построение и могут быть даны краткие замечания о построении, доказательстве, исследовании решения.
Затронутые здесь
вопросы мы раскроем ниже на конкретных
примерах решения задач.
Информация о работе Методика изучения геометрических построений в курсе планиметрии