Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Учитель литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.
Работа с книгой.
У.М.: Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?
Ученики: (ожидаемый результат) Экспозиция.
У.М.: Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу.
Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей.
У.М.: Какие темы вы услышали в экспозиции?
Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).
У.Л.: А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?
Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.
Работа с книгой.
У.Л.: Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.
У.М.: А чему соответствует развитие действия в увертюре?
Ученики: (ожидаемый результат) Разработке.
У.М.: Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?
Слушаем: Разработка. Работа с таблице.
Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.
У.М.: А есть ли в разработке тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.
У.М.: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?
Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.
У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от звучащего далее фрагмента.
Слушаем: Реприза. Работа с таблицей.
У.Л.: Как вы считаете, какой композиционной части пьесы соответствует характер музыки?
Ученики: (ожидаемый результат) Кульминация – убийство Меркуцио.
У.М.: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.
У.М.: Литературная кульминация соответствует музыкальной кульминации, которая развивается в репризе. А что именно вы услышали в репризе?
Ученики: (ожидаемый результат) В репризе идет повторение главной и побочной тем, но с небольшими изменениями.
У.М.: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?
Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.
Работа с таблицей.
У.Л.: А что является развязкой?
Ученики: (ожидаемый результат) Их последние слова любви. Их смерть.
У.Л.: Давайте обратимся к тексту трагедии.
У.М.: Что в увертюре является развязкой?
Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.
У.М.: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?
Слушаем: Кода.
У.М.: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?
Работа с таблицей.
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.
У.М.: Как вы думаете, почему Чайковский вновь возвращается к теме монаха Лоренцо?
Ученики: (ожидаемый результат) Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.
У.Л.: В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.
У.М.: Сейчас вновь обратимся к уже заполненной вами таблице и ответим на вопрос: как менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?
Работа с таблицей.
V. Закрепление материала, подведение итогов.
У.Л.: А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?
Ученики: (ожидаемый результат)
Работа с таблицей. Запись вывода.
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
У.Л.: Тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», высказанную великим русским писателем XIX века И.С. Тургеневым.
Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?
Ученики: (ответы)
У.М.: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.
У.Л.: Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.
VI. Рефлексия.
У.М.: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?
Ученики: (ответы)
VII. Домашнее задание.
а) создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;
Выводы:
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше восприятие происходящего;
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
Таблица для заполнения по увертюре-фантазии
П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
Части увертюры |
Образы литературных героев и музыкальные темы |
Музыкальные характеристики |
Вступление
| Образ монаха Лоренцо и его тема
| Суровая, сосредоточенная, сумрачная, хоральная, неторопливая.
|
Экспозиция | Тема Вражды семей Монтекки и Капулетти
| Тревожная, зловещая, слышатся воинственные возгласы сражающихся, резкая, взволнованная, драматичная, стремительная.
|
Тема Любви Ромео и Джульетты | Нежная, плавная, мягкая, мечтательная.
| |
Разработка |
Тема Вражды
| Звучит еще мрачнее и тревожнее. |
Тема монаха Лоренцо
| Его хоральная тема приобретает иной смысл: олицетворение Злой силы; звучит угрожающе и зловеще.
| |
Реприза |
Тема Любви | Взволнованная, страстная, порывистая, но постепенно меняется, становится печальной и отчаянной.
|
Тема Вражды
| Ожесточенная, яростная, напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.
| |
Кода
|
Тема Вражды
| Скорбная, трагическая, напоминает погребальное шествие.
|
Тема Любви
| Нежная, возвышенная, умиротворенная печаль. | |
Тема Торжества Любви
| Торжественная, праздничная, оптимистичная. |
Портреты, используемые на уроке.
Уильям Шекспир
Гектор Берлиоз
Шарль Гуно
Петр Чайковский
Джоакино Россини
Миллий Балакирев
Сергей Прокофьев
Интегрированное внеклассное мероприятие — литературная гостиная (литература + английский язык + музыка).
Тема урока: “Я растил себя поэтом” “I Raised a Poet in Myself”.
Форма урока: Литературная гостиная
Цель урока: постижение внутренней логики творческого пути Есенина - художника.
Ход урока:
Good morning children, dear teachers. We are glad to see you at our poetic party.
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые коллеги! Сегодня вы все присутствуете на заседании литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству С.А. Есенина “Я растил себя поэтом”.
Today we shall speak about the famous Russian poet Sergei Esenin. I think that you'll know many interesting facts about his life.
Русская литература XX века знает немало громких поэтических имён. С.А. Есенин необычайно популярен, его любят и знают интеллектуалы и самые простые люди. Значит, все нашли то, что близко и созвучно каждому человеку.
Sergei Esenin was born on the 4 of October in 1895, in Konstantinovo, a village lying on the high right bank of the Oka in Central Russia. Today, as in the poet's day:
The hill as white as ever gleams...
And at it's foot
Still stands the big grey boulder.
1895-1925.
К вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной жизни.
Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, были страной его детства.
Село Константиново - родина Сергея Есенина, родился в крестьянской семье. С двух лет воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии. (В семье было три взрослых неженатых сына) озорные, весёлые. По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда (Фёдора Андреевича Титова) - был удачлив и смел, в работе спор, знал, чем расположить собеседника, понравиться окружающим, имел приятный голос, любил народные песни. По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна, нежности её не было границ. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без неё мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала мальчику сказки, пела песни, духовные стихи.
Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе