Методика интегрированных уроков по литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Работа содержит 1 файл

Моя КУРСОВАЯ.doc

— 764.00 Кб (Скачать)
justify">Ученики: (ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух влюбленных.

Учитель литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.

Работа с книгой.

У.М.: Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?

Ученики: (ожидаемый результат) Экспозиция.

У.М.: Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу.

Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей.

У.М.: Какие темы вы услышали в экспозиции?

Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).

У.Л.: А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?

Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.

Работа с книгой.

У.Л.: Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.

У.М.: А чему соответствует развитие действия в увертюре?

Ученики: (ожидаемый результат) Разработке.

У.М.: Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?

Слушаем: Разработка. Работа с таблице.

Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.

У.М.: А есть ли в разработке тема Любви?

Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.

У.М.: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?

Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.

У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?

Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.

У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от звучащего далее фрагмента.

Слушаем: Реприза. Работа с таблицей.

У.Л.: Как вы считаете, какой композиционной части пьесы соответствует характер музыки?

Ученики: (ожидаемый результат) Кульминация – убийство Меркуцио.

У.М.: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.

У.М.: Литературная кульминация соответствует музыкальной кульминации, которая развивается в репризе. А что именно вы услышали в репризе?

Ученики: (ожидаемый результат) В репризе идет повторение главной и побочной тем, но с небольшими изменениями.

У.М.: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?

Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.

Работа с таблицей.

У.Л.: А что является развязкой?

Ученики: (ожидаемый результат) Их последние слова любви. Их смерть.

У.Л.: Давайте обратимся к тексту трагедии.

У.М.: Что в увертюре является развязкой?

Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.

У.М.: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?

Слушаем: Кода.

У.М.: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?

Работа с таблицей.

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.

У.М.: Как вы думаете, почему Чайковский вновь возвращается к теме монаха Лоренцо?

Ученики: (ожидаемый результат) Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.

У.Л.: В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.

У.М.: Сейчас вновь обратимся к уже заполненной вами таблице и ответим на вопрос: как менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?

Работа с таблицей.

 

V. Закрепление материала, подведение итогов.

У.Л.: А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?

Ученики: (ожидаемый результат)

Работа с таблицей. Запись вывода.

Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.

На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.

У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.

У.Л.: Тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», высказанную великим русским писателем XIX века И.С. Тургеневым.

Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?

Ученики: (ответы)

У.М.: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.

У.Л.: Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.

 

VI. Рефлексия.

У.М.: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?

Ученики: (ответы)

 

VII. Домашнее задание.

а) создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;

Выводы:

 

Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему Вечности.

На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше восприятие происходящего;

У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица для заполнения по увертюре-фантазии

              П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

 

 

 

 

Части увертюры

 

Образы литературных героев и музыкальные темы

 

Музыкальные характеристики

Вступление

 

Образ монаха Лоренцо и его тема

 

Суровая, сосредоточенная,

сумрачная, хоральная, неторопливая.

 

Экспозиция

Тема Вражды семей Монтекки и Капулетти

 

Тревожная, зловещая, слышатся воинственные возгласы сражающихся, резкая, взволнованная, драматичная, стремительная.

 

Тема Любви Ромео и Джульетты

Нежная, плавная, мягкая, мечтательная.

 

Разработка

 

Тема Вражды

 

Звучит еще мрачнее и тревожнее.

 

 

 

Тема монаха Лоренцо

 

Его хоральная тема приобретает иной смысл: олицетворение Злой силы; звучит угрожающе и зловеще.

 

Реприза

 

 

Тема Любви

Взволнованная, страстная, порывистая, но постепенно меняется, становится печальной и отчаянной.

 

 

 

Тема Вражды

 

Ожесточенная, яростная, напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.

 

 

Кода

 

 

Тема Вражды

 

Скорбная, трагическая, напоминает погребальное шествие.

 

Тема Любви

 

Нежная, возвышенная, умиротворенная печаль.

Тема Торжества Любви

 

Торжественная, праздничная, оптимистичная.

 

 

Портреты, используемые на уроке.

 

 

 

 

 

Уильям Шекспир

 

 

 

 

Гектор Берлиоз

 

 

 

 

Шарль Гуно

 

 

 

Петр Чайковский

 

 

 

 

Джоакино Россини

 

 

 

 

 

Миллий Балакирев

 

 

 

 

 

 

Сергей Прокофьев

 

Интегрированное внеклассное мероприятие — литературная гостиная (литература + английский язык + музыка).

 

 

Тема урока: “Я растил себя поэтом” “I Raised a Poet in Myself”.

 

Форма урока: Литературная гостиная

 

Цель урока: постижение внутренней логики творческого пути Есенина - художника.

 

Ход урока:

 

Good morning children, dear teachers. We are glad to see you at our poetic party.

Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые коллеги! Сегодня вы все присутствуете на заседании литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству С.А. Есенина “Я растил себя поэтом”.

Today we shall speak about the famous Russian poet Sergei Esenin. I think that you'll know many interesting facts about his life.

Русская литература XX века знает немало громких поэтических имён. С.А. Есенин необычайно популярен, его любят и знают интеллектуалы и самые простые люди. Значит, все нашли то, что близко и созвучно каждому человеку.

Sergei Esenin was born on the 4 of October in 1895, in Konstantinovo, a village lying on the high right bank of the Oka in Central Russia. Today, as in the poet's day:

The hill as white as ever gleams...
And at it's foot
Still stands the big grey boulder.
1895-1925.

К вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной жизни.

Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, были страной его детства.

Село Константиново - родина Сергея Есенина, родился в крестьянской семье. С двух лет воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии. (В семье было три взрослых неженатых сына) озорные, весёлые. По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда (Фёдора Андреевича Титова) - был удачлив и смел, в работе спор, знал, чем расположить собеседника, понравиться окружающим, имел приятный голос, любил народные песни. По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна, нежности её не было границ. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без неё мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала мальчику сказки, пела песни, духовные стихи.

Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе