Методика интегрированных уроков по литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Работа содержит 1 файл

Моя КУРСОВАЯ.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку - участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

   Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;

   Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

   Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

   Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

   Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Принципы интеграции в управлении уроком.

Пространства среды, используемые методические приемы, новая стратегическая картина урока достигнут цели развития личности, если будут интегрированы в единое целое.

В качестве интегративного критерия развития образовательной среды рассматривается способность среды обеспечить всем равную систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

Интегративная модель позволяет обеспечить единое развивающее пространство, своеобразие которого состоит в предложении каждому ученику максимально возможного количества различных видов деятельности с учетом интересов, склонностей каждого.

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке (архивариусы, библиографы, дублёры);

г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

Существует 3 этапа интеграции по литературе:

1) работа с образцами – знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства;

2) конструирование – написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ на уроках изобразительного искусства;

3) моделирование – создание модели эпохи.

Для этого необходимо вооружить школьников следующими умениями:

     умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;

     умением выполнять элементарные исследовательские работы;

     умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

Интегрированным урокам литературы присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

Критериями эффективности всех интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости учителя к поиску более совершенных приемов обучения.

Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.

          Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

 Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

 Во-вторых, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

 В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал; продумать и изготовить на предыдущих уроках нужные в практической работе заготовки. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

 В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов высокого профессионализма. Учителя не только должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках, но и уметь слаженно взаимодействовать, показывая детям пример взаимного сотрудничества, при необходимости поддерживая и заменяя друг друга, т. к., несмотря на заранее написанный конспект, такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

 

§ 6. Литература и другие виды искусства.

 

Кино и литература. Кино в настоящее время имеет очень большое значение. Благодаря своей доступности, внешней привлека­тельности и яркости впечатлений кинофильмы как средство художественного воздействия конкурируют с театральными пьесами и с литературными произведениями и в отдельных слу­чаях побеждают: среди учащихся есть страстные привержен­цы кино, предпочитающие этот вид искусства другим. Школа не может пройти мимо этого явления. Она должна включить кино как орудие общественного воспитания в план своей учебно-воспи­тательной работы, а поскольку репертуар кино питается в значи­тельной степени фильмами литературно-художественного содер­жания, словеснику в деле «завоевания кино» для школы принад­лежит первая роль.

Перед ним стоят две задачи:

1. Преподаватель литературы должен помочь школе в просмотре фильмов с литературным сюжетом и таким образом наме­тить репертуар для рекомендации учащимся и для своих школь­ных кинопостановок, если такие можно организовать.

2. Вторая задача ещё более существенная. Это — выработка у учащихся критического отношения к кинофильмам, создание идеологической и художественной требовательности к ним.

Кинофильмы, подлежащие «ведению» словесника, в большей своей части представляют собой переработку литературных про­изведений и пользуются заимствованным сюжетом.

Для выяснения методики проведения внеклассного интегрированного урока кино и литературы возьмём в качестве образца звуковой фильм «Грозу».

В кратком вступительном слове намечается цель просмотра, где учащиеся должны будут выяснить: 1) чем отли­чается постановка в кино от пьесы Островского? 2) что в этих из­менениях вызвано идеологическими соображениями постановщи­ков и что — специфическими требованиями киноискусства?

После просмотра фильма учащиеся должны подготовиться к докладу на тему: «Гроза» Островского и «Гроза» в кино».

В докладе и последующих за ним прениях можно установись, что кино значительно отступает от пьесы Островского и по соста­ву действующих лиц, и по их характеристике, и по общему смыс­лу произведения. В кинопостановке нет Кулигина и сумасшедшей барыни, Тихон превращен в дикого самодура вроде Кабановой, 'Кудряш в кино — ловкий и хитрый малый: он обворовывает хо­зяина, бьёт лавочных мальчиков и готовится быть эксплуататором новой капиталистической формации; у Варвары выдвинуто на пер­вый план приспособленчество к купеческому быту, основанному на беззастенчивом обмане и жестокости.

Многое, что у Островского дано для показа «лучей света в тёмном царстве», в кино отсутствует, а с другой стороны, многое, данное у Островского намёками, резко подчёркнуто (дикий разгул на свадьбе Тихона и Катерины, пьянство Тихона на ярмарке).

Изменяется и общий смысл пьесы. Если Островский в «Грозе» протестует против дикости купеческого самодурства и противопо­ставляет старшему поколению молодёжь, в той или иной степени уже освобождающуюся от грубости и самодурства своих отцов, то кинопостановка ставит задачей настроить зрителя против, корен­ных устоев капитализма: жажды собственности, эксплуатации, дикости, деспотизма, религиозного дурмана, и не показывает в этом тёмном царстве никаких светлых лучей.

Учащиеся без труда выяснят это различие. Одновременно учащиеся могут отметить слабые стороны кино, состоящие в том, что оно не может вскрыть психологию персонажей с той глубиной, какая доступна театральной пьесе с её развёрнутым диалогом.

В заключение преподаватель в последнем своём слове подво­дит итоги обсуждения и формулирует выводы для записи.

 

Живопись и литература. Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века, которые настолько срослись в нашем представлении с духовным обликом последних, что иначе мы не можем их представить.

Взаимосвязи литературы и живописи имели место на различных творческих уровнях: художественное направление (классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм), проблематика и функциональная направленность (писатели народники — художники передвижники), творческий метод (Гоголь — Федотов, Некрасов — Перов, Л. Толстой — Верещагин), типология и жанр (К. Маковский — «натуральная школа»). Некоторые художники воссоздавали сюжеты древнерусского эпоса и фольклора (В. Васнецов).

Во второй половине XIX века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов. В их работах были выработаны оригинальные художественно-графические принципы, утвердившие связи литературы с живописью на принципиально ином уровне. С этого времени книжная иллюстрация стала неотъемлемой частью литературно-художественной культуры.

В школьной практике по традиции связь литературы с живописью рассматривается на материале иллюстраций к литературным произведениям: Билибин — русские сказки, Гоголь — Боклевский и Агин, Лермонтов — Врубель, Блок — Глазунов, Твардовский — Верейский и т. д. Такая методика крайне упрощает понимание взаимосвязи двух искусств. Мало того, усваивая проблему в такой трактовке, дети выносят с уроков представление о том, что живопись дублирует литературный материал. У изобразительного искусства подобным образом отнималась самостоятельность в интерпретации актуальных тем и социальных типов, а у самих живописцев — творческое начало.

Иллюстрация — ограниченный род художественного творчества, так как в ней художник следует за творческой мыслью писателя. «Все иллюстрации к великим литературным произведениям, — писал по этому поводу И.Э. Грабарь, — страдают обычно одним существенным недостатком: они неизмеримо ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора».

Связь литературы с живописью не сводится к иллюстрации. Можно сказать, что с нее она начинается, но широкое поле взаимодействия видно только тогда, когда мы выйдем за рамки непосредственного заимствования сюжетов и образов одного искусства у другого.

Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе