Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
§ 3. Суть процесса интеграции в преподавании литературы
Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают,что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимуле.
Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула.
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего некоторые школьные предметы имеют интергративный характер. Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированный урок (со времён К.Д. Ушинского эти уроки проводятся интегрировано) или школьный курс литературы всегда является интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, т.е. явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.
В чём же заключается суть интеграции в обучении литературе?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Интеграция литературы с другими предметами в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Когда же возможна интеграция? Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.
Чем же отличается интегрированный урок литературы от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира. Взаимопроникновение.
Интеграция – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке - вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой. Ученик включается в решение проблем, важных для него, учитель предлагает проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулирует вопросы на стыке знания и незнания. Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. В такой уже устоявшейся практике интерес представляет новая стадия в развитии интеграционного процесса в школе, значительно отличающаяся от интеграции на уровне межпредметных связей. Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной учебной деятельности учащихся. В школе традиционными становятся интеллектуальные марафоны, развивающие кругозор школьников, интегрированные вечера. Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – главная задача интеграции в школе
Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Например, создавая интегрированный урок по теме “Серебряный век в русской культуре конца XIX – начала XX в.” (литература – МХК – музыка - изобразительное искусство), необходимо задуматься, какой материал отобрать, чтобы воссоздать атмосферу культурной жизни рубежа веков, начала XX-го века, чтобы познакомить наших учеников с чувствами, умонастроениями различных поколений этого времени через взаимопроникающие явления в литературе, музыке, живописи.
Интегрированные уроки литературы позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной
подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения
сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,
перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые
бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета,который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Литература является предметом фундаментальным в школе, имеющим эстетическую направленность, как ни один учебный предмет, она тесно связана со всеми видами искусств.
Интегрированные уроки литературы прошли длинный путь от простейших, объединяющих два или три предмета по искусству, и имеющие только познавательный, информационный характер. Например, интегрированный урок по теме: «Сентиментализм в литературе, музыке и изобразительном искусстве», или интегрированные уроки по литературе и изобразительному искусству по темам: «Слово о полку Игореве», «Русская народная сказка».
Синтетическая природа театрального искусства, сочетание действенной основы и зрелищности, музыки, изобразительного искусства, игрового тренинга, сценического движения, пластики, выводит интегрированный урок на более высокий уровень – художественный, где ученики осваивают материал через игру, сопереживание и актерское воплощение.
По объему подготовительной работы, глубинному погружению в тему урока, при максимальных эмоциональных и душевных затратах, интегрированный урок такого уровня приобретает форму урока-спектакля. Например, уроки-спектакли по темам «Новаторский характер сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (8 класс); «Кто он таков? Ужель Евгений? (Прием параллелизма в изображении героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс); «Борьба материализма и идеализма во второй половине XIX века и ее отражение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс); уроки-концерты «Натянутый канат» (бардовская песня В. Высоцкого) (11 класс) и другие.
Цель режиссера и учителя двуедина. Как действие театральное, оно направлено к постижению учебного материала посредством технологии режиссуры и мастерства актера. Как действие жизненное, оно стимулирует личную сопричастность учеников класса к совместным действиям.
С момента первого режиссерского задания начинается сквозное педагогическое действие урока-спектакля, завершение урока не есть завершение режиссерско-педагогического действия. Последствия урока уходят с учеником в жизнь.
Методика построения таких уроков основана на технологии режиссерского искусства методами театральной педагогики. Начало урока – экспозиция, развитие или динамизм, конфликт, кульминационный момент, развязка.
Уроки-спектакли, как интегрированные уроки более высокого уровня, эффективны еще и тем, что действие в театре не остановить, чтобы прокомментировать его, на уроке учитель может сказать: «Остановись, мгновенье!», и стоп-кадр увеличит, приблизит к зрителю момент, кажущийся неуловимым, даст возможность учителю и ученикам проанализировать проблемную ситуацию, найти решение.
На устранение умственной и физической перегрузки при проведении интегрированных уроков должен быть направлен выбор методов и форм уроков. Прежде всего, это игровые ситуации, музыкальные паузы, методы словесного рисования при работе над художественным текстом, прослушивание музыкальных произведений. Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам.
§ 4. Понятие технологии в процессе интеграции
Интеграция содержания (в обучении литературе) — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала :
внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.
Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.
На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:
1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);
2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;
3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.
Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения - учебный день.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя - словесника всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
Технология объяснительно-
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Существует множество типов урока это: урок формирования новых знаний, урок обучения умениям и навыкам, урок применения знаний на практике, урок повторения, систематизации знаний , закрепления умений, урок контроля и проверки знаний и умений ,комбинированный урок. Каждый из уроков конструируется в различных формах имеет свою структуру, цели и задачи.
§ 5. Специфика интегрированных занятий по литературе
Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе