Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Живописный материал намного труднее для восприятия и анализа, чем художественная литература, и его преподнесение на уроках требует особой подготовки учителя. Но сложность проблемы не означает ее выведение из структуры школьного литературного образования.
Литература и живопись как абсолютно самостоятельные виды искусства воссоздают явления социально-исторической действительности независимо друг от друга. Поэтому поставленная в заглавии проблема может решаться только таким образом: найти точки соприкосновения двух искусств.
В историческом аспекте в творческих взаимосвязях литературы и живописи можно выделить две разновидность. Первая — это целенаправленная разработка средствами живописи сюжета, построенного на литературном материале. Примером может служить картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вторая — создание художественного полотна на культурно-исторической основе, как картина того же В. Васнецова «Баян», напрямую не связанная с сюжетом «Слова о полку Игореве», но воссоздающая тип древнерусского певца-сказителя, каким он дошел до нас в преданиях веков.
Нередко художники обращались к разработке той или иной темы задолго до того, как она нашла воплощение в творчестве писателей. Так обстояло дело с картинами В.Е. Маковского «Ночлежный дом» (1989 г.), И.П. Богданова «Новичок. В учении» (1893 г.), ГГ. Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)» Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.), проблематика которых перекликается с пьесой М. Горького «На дне», его повестью «В людях», рассказом И.А. Бунина «Косцы», В.М. Гаршина «Художники».
Тематическое единство этих «пар» произведений несомненно; однако их написание отделено друг от друга порой несколькими десятилетиями. Возможно, что писатели (например, Бунин) вовсе не были знакомы с живописными «предшественниками» своих произведений.
Методически грамотный отбор картин для сопоставительного анализа произведений живописи и литературы является важнейшей задачей курса. Отбор должен основываться не на традиции, а на идейной перекличке произведений двух видов искусства. Наличие такой переклички было отмечено как критиками, так и самими художниками. Так, например. Пейзажист А.А. Киселев писал: «Пусть новейшая художественная критика упрекает наших художников в идеях <...> называя эти идеи тенденциями. Мы не имеем причин стыдиться этих тенденций, завещанных нам такими писателями, которым как гениальным художникам поклоняется вся Европа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой). Тенденции эти не идут вразрез с идеалами нашего искусства. Напротив, они одухотворяют и возвышают его. Чистые от всяких корыстных и эгоистических побуждений, они-то и есть идеалы этого искусства, без которых оно и не могло бы существовать»
Отдельной темой является иконография русских писателей. Она находится за пределами творческих связей литературы и живописи, но существенно дополняет ее. Выбор художником того или иного писателя в качестве объекта портретирования никогда не бывает случайным или зависящим от сторонних соображений (заказа, материальной выгоды и др.).
В портрете воплощаются не только типические черты облика писателя, но и представления о нем художника, соединяющие его личность и творчество в неразрывное единство. Картина Репина «Лев Толстой пашет» — это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Это законченный сюжет, в котором автор «Войны и мира» показан после перелома в мировоззрении, в работе, которую он считал главным делом жизни человека. В картине М.П. Клодта «Конец «Мертвых душ» представлен эпизод сожжения Гоголем второго тома поэмы, один из самых трагических не только в судьбе писателя, но и в истории русской культуры.
Знакомить учащихся с портретами писателей целесообразно перед сопоставительным анализом картины и литературного произведения. Портретный жанр — самый сложный для восприятия, и будет правильнее, если дети от учителя получат информацию, а не задание самостоятельно проанализировать работу художника.
В преподавании литературы возможно использование следующих произведений живописи:
В.М. Васнецов «Игорь Святославович после битвы с половцами»,«Баян» — «Слово о полку Игореве»
К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» — В.А. Жуковский «Светлана»
И.Е. Репин «Протодиакон» — А.С. Пушкин «Борис Годунов»
И.Е. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» — А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В.Г. Перов «Суд Пугачева» — А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Образ Демона в живописи М.А. Врубеля и поэзии М.Ю. Лермонтова
И.Е. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»— Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
И.Н. Крамской «Русалки» — Н.В. Гоголь «Майская ночь»
В.Г. Перов «Старики родители на могиле сына» — И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.А. Васильев «Деревня» — Н.А. Некрасов «»В деревне»
А.К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» — Н.А. Некрасов «На Волге»
В.Г. Перов «Проводы покойника» — Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» — Н.А. Некрасов «Железная дорога»
И.М. Прянишников «В 1812 году» — Л.Н. Толстой «Война и мир»
В.В. Верещагин Серия картин об Отечественной войне 1812 года— Л.Н. Толстой «Война и мир»
Образ города в графике М.В. Добужинского и поэзии А.А. Блока
В.Е. Маковский «Ночлежный дом» — М. Горький «На дне»
Музыка и литература. При изучении литературного произведения в школе уже стало традицией использование музыкальных произведений или фрагментов в качестве иллюстрации и для создания определённого эмоционального настроя в классе ; некоторые педагоги идут дальше, предлагая учащимся найти общее в настроениях двух произведений — музыкальном и литературном (чаще лирическом).
При анализе литературных произведений уже давно используется музыкальная терминология: ритм, контрапункт, лейтмотив, симфонизм, полифонизм (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Н. М. Фортунатов).
Взаимодействие литературы и музыки на уроке даёт богатейшие возможности. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в цело. Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).
А.И.Куприн «Гранатовый браслет». В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.
Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.
Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.
Театр и литература. В настоящее время диалог искусств становится основой системы литературного образования. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей интерпретации художественного слова – театрализации произведений ─ можно достичь осмысления текста посредством другого вида искусства.
Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
преобладание целенаправленной читательской деятельности над зрительской;
системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
презентация подготовленного проекта;
рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы - непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.
Когда жизнь, описанная автором, стала близка, пережиты соответствующие чувства, тогда актеры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией текста, дополненной театральными технологиями. Здесь проводится поиск и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чем задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затем реализуют.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.
Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое - что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.
Следующий этап - выступление перед реальными зрителями – презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап – рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему. Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?»
Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе