Методика интегрированных уроков по литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Работа содержит 1 файл

Моя КУРСОВАЯ.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Процесс применения театрализации произведений на уроках литературы основывается на читательском / зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса по литературе на интегративной основе:

1.   Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.

2.   Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

3.   Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.

4.   Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Общие задачи интеграции можно выстроить следующим образом:

 создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;

 расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности;

 активизировать знания учащихся, полученные по предмету “История” в практической ситуации;

 познакомить детей с различными гранями искусства;

 умножить знания в области названных предметов;

 развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки по литературе как новую форму урочной деятельности.

 Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм -обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

 Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.

 В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель -ученик, ученик - ученик) и новую воспитательную линию общения учитель -учитель, которая, по нашему мнению, ближе стоит к форме межличностного общения человек - человек.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется
сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем педагогам, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.        Ахмедова Л.П., Кон О.В.. Методика преподавания литературы. Т.: Национальное общество философов Узбекистана. – 2009.

 

2.        Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение РСФСР. - 1955.

 

3.        Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

 

4.        Баркова М. В. Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. - G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

 

5.        Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. -  G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».

 

6.        Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981.

 

7.        Максимова Б.Н.  Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988.

 

8.        Нагуманова С.Ф.  Музыка и живопись на уроках литературы. – М.: Просвещение. - 1990. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Приложение

Конспект интегрированного урока (литература + музыка) в 8 классе.

Тема: "Любви и звуков торжество"

 

Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.

 

Задачи урока:

   Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.

   Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.

   Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.

 

Тип урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы.

 

Вид урока: урок – беседа.

 

Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы.

 

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.

(На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).

Эпиграфы к уроку.

«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!

В нём всё как будто предназначено для музыки!

Гектор Берлиоз

Любовь сильнее смерти и страха смерти,

только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

 

II.Актуализация знаний по литературе.

Учитель литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.

Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.

Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»

 

III. Подача нового материала по музыке.

У.М.:Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.

У.Л.: Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего.

Кто под звездой счастливою рождён –

Гордится славой, титулом и властью.

А я судьбой скромнее награждён,

И для меня любовь - источник счастья, -

провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.

У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия.

Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».

У. Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.

У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.

 

IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.

Учитель музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?

Ученики:Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.

У.Л.: Каковы основные темы трагедии?

Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.

У.М.:Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?

Ученики: (ожидаемый результат)

Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.

Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.

У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?

Ученики: (ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.

У.Л.:Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит?

Ученики: (ожидаемый результат - пересказ содержания).

Работа с книгой.

У.М.:Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?

Ученики:Со вступления.

У.М.:Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.

Слушаем: Вступление.

У.М.: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки.

Работа с таблицей.

Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу).

У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента?

Ученики: (ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви.

У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?

Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе