Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Процесс применения театрализации произведений на уроках литературы основывается на читательском / зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Заключение
Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса по литературе на интегративной основе:
1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Общие задачи интеграции можно выстроить следующим образом:
создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;
расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности;
активизировать знания учащихся, полученные по предмету “История” в практической ситуации;
познакомить детей с различными гранями искусства;
умножить знания в области названных предметов;
развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.
Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки по литературе как новую форму урочной деятельности.
Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм -обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.
Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.
В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель -ученик, ученик - ученик) и новую воспитательную линию общения учитель -учитель, которая, по нашему мнению, ближе стоит к форме межличностного общения человек - человек.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется
сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем педагогам, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Использованная литература:
1. Ахмедова Л.П., Кон О.В.. Методика преподавания литературы. Т.: Национальное общество философов Узбекистана. – 2009.
2. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение РСФСР. - 1955.
3. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;
4. Баркова М. В. Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. - G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;
5. Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. - G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».
6. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981.
7. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988.
8. Нагуманова С.Ф. Музыка и живопись на уроках литературы. – М.: Просвещение. - 1990.
Приложение
Конспект интегрированного урока (литература + музыка) в 8 классе.
Тема: "Любви и звуков торжество"
Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
Задачи урока:
Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.
Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
Тип урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы.
Вид урока: урок – беседа.
Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.
(На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).
Эпиграфы к уроку.
«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!
Гектор Берлиоз
Любовь сильнее смерти и страха смерти,
только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
II.Актуализация знаний по литературе.
Учитель литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.
Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»
III. Подача нового материала по музыке.
У.М.:Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.
У.Л.: Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего.
Кто под звездой счастливою рождён –
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награждён,
И для меня любовь - источник счастья, -
провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.
У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия.
Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
У. Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.
У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.
IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.
Учитель музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Ученики:Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.
У.Л.: Каковы основные темы трагедии?
Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.
У.М.:Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?
Ученики: (ожидаемый результат)
Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.
Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.
У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?
Ученики: (ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.
У.Л.:Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит?
Ученики: (ожидаемый результат - пересказ содержания).
Работа с книгой.
У.М.:Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?
Ученики:Со вступления.
У.М.:Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.
Слушаем: Вступление.
У.М.: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки.
Работа с таблицей.
Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу).
У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента?
Ученики: (ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви.
У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?
Информация о работе Методика интегрированных уроков по литературе