Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
Обучение,
построенное по вышеобозначенным принципам,
не только позволяет научить
Важен профессионализм педагога как творческой личности: он не следует подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и не учит их делать конкретные изделия, а способен принять главную цель обучения - формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой деятельности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.
Однако,
как показывает анализ различных
пособий для педагогов, а также
многочисленных инструкций к наборам
конструкторов, все они построены на основе
постепенного структурного усложнения
образцов и поэтапной прорисовки всех
операций [23, c. 19]. И более того, подавляющее
большинство педагогов, к сожалению, предпочитает
работать именно по методикам рецептурного
характера. В связи с этим особого внимания
требует принципиальное обновление системы
подготовки и переподготовки воспитателей
и обогащения ее нетрадиционными формами
приобщения педагогов к творчеству.
Заключение
Перспектива не только созерцать созданное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.
Психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.
Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и поделками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.
В
играх и занятиях конструированием
дети приобретаю определенные знания,
которые необходимы при подготовке
к школе, что является главной
задачей «Программы воспитания в
детском саду». На занятиях конструированием
осуществляется развитие сенсорных
и мыслительных способностей детей.
При правильно организационной
деятельности дети приобретают не только
конструктивно-технические
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
При
обучении детей конструированию
развивается планирующая
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий, в точном словесном указании направления.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.
В
процессе конструирования из художественного
мусора ребенок осваивает некоторые
ручные и орудийные действия с
материалом, овладевает определенными
трудовыми процессами, в которых
представлены все компоненты трудовой
деятельности в единстве и взаимосвязи:
цель труда, мотив, план, трудовые действия,
результат, максимально проявляет
самостоятельность и
В
нашем городе проводится конкурс
«Мисс экология», на котором дошкольные
учреждения демонстрируют свои творческие
находки при работе с художественным
мусором, представляя на суд строгого
компетентного жюри и зрителей целые костюмы!
Это настоящий праздник торжества красоты
и бережного отношения к природе, который
прививает детям чувство красоты и гармонии.
Тот, кто познал цену своих усилий, пережил
эстетические чувства в процессе и результате
созидания, неспособен к порче, разрушению
созданного человеческими руками, природой.
Ребенок начинает ценить результаты не
только своего, но и чужого труда.
Список использованных
источников
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Под ред. С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.
5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: 1976.
7. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей / Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- №1.
8. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005. - №1.
9. Ерофеева Е.М., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 339 с.
10. Зарецкий А.П., Труханов А.Л., Зарецкая Л.Т. Энциклопедия профессора Фортрана. - М, 2008. - 503 с.
11. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.
12. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995.
13. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005, №2.
14. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.
16. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания дошкольников. - М.: Педагогика, 2006.
17. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2.
18. Михайлова. Игровые занимательные занятия по конструированию для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 288 с.
19. Павлов Д. Методические разработки по использованию конструирования в дошкольном образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2008. - 290 с.
20. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999. - 240 с.
21. Парамонова Л.А., Христ О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала // Гумманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Ровно, 1992. - Т. 2.
22. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.
23. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11.
24. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Конструирование из строительного материала. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №3.
25.
Холмовская В.В. Формирование способности
к наглядному моделированию в конструктивной
деятельности // Развитие познавательных
способностей в процессе дошкольного
воспитания. - М.: Педагогика, 1986.
Приложение
А
Комплексное
занятие по развитию пространственных
отношений, математических представлений
с элементами художественного
Задачи:
- продолжать учить определять предметы по форме, цвету, количеству с помощью фиксирующих их значков;
- развивать пространственные представления о направлениях, закреплять употребление в речи наречий «направо», «налево», предлога «за»;
- развивать конструктивный замысел, умение обдумывать его основные компоненты;
- воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
Оборудование:
- демонстрационный: фланелеграф большой, игрушки: кукла-фея, Гномик, грибок, заяц, ежик, елка; 2 домика разных по высоте, теремок; картинки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; волшебный мешочек, карточки с обозначающими знаками: цвет, количество, форму; карточки с изображением предметов, различающихся по количеству (один - много): 1-5 цыплят, 1-3 грибка,1-3 елочки; по форме: 3 пары предметов одинакового цвета и назначения, но разной формы (столы, флажки, корзинки), по цвету: 3 пары предметов одинаковой формы, но разного цвета - красный и синий мячи; яблоко красное и желтое; синий и красный шарики; стрелки-указатели направления;
- раздаточный: фланелеграфы, наборы элементов конструктора.
Методические приемы руководства: установка на выполнение задания, пояснение способов деятельности, игровой прием, сюрпризный момент, сравнение, указания на выполнение участия со сказочными персонажами.
Ход занятия
Сегодня я расскажу вам историю о Гномике, с которым мы уже с вами знакомы. А вы, надеюсь, будете мне помогать. Итак, слушайте! Однажды, гуляя по лесу, Гномик вышел на полянку. Смотрит: стоят два домика, а посередине теремок. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе домики и теремок).
Какой домик стоит справа от теремка? (Низкий)
Домик повыше? (Слева)
А какой по высоте теремок? (Самый высокий)
Хотите очутиться на этой полянке? Тогда в путь, но чтобы добраться до лесной полянки, нужно выбрать правильное направление. Я вам покажу стрелочкой, в какую сторону нужно идти, а вы ответите: налево или направо?
(Дети отвечают и идут по направлению стрелки)