Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

худ.конструирование в ДОУ.КУРСОВИК.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

     Обучение, построенное по вышеобозначенным принципам, не только позволяет научить конструированию  как творческой деятельности, но и  способствует эмоциональному, эстетическому  и речевому развитию детей, формированию умения договариваться, проявлять бережное отношение к природе и другим объектам из окружения и т.п. Все  это является крайне важным с точки  зрения педагогики воспитания [1, c. 188].

     Важен профессионализм педагога как творческой личности: он не следует подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и не учит их делать конкретные изделия, а способен принять  главную цель обучения - формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой деятельности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.

     Однако, как показывает анализ различных  пособий для педагогов, а также многочисленных инструкций к наборам конструкторов, все они построены на основе постепенного структурного усложнения образцов и поэтапной прорисовки всех операций [23, c. 19]. И более того, подавляющее большинство педагогов, к сожалению, предпочитает работать именно по методикам рецептурного характера. В связи с этим особого внимания требует принципиальное обновление системы подготовки и переподготовки воспитателей и обогащения ее нетрадиционными формами приобщения педагогов к творчеству. 

 

     

     Заключение 

     Перспектива не только созерцать созданное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его  изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно  использовать в игре, спектакле, инсценировке.

     Психолог  А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

     Многое  умеющий дошкольник уверенно чувствует  себя среди сверстников, он может  занять себя не только играми, но и поделками. Все это обеспечивает ребенку  комфортное положение среди детей  и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного  качества, как самостоятельность.

     В играх и занятиях конструированием дети приобретаю определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной  задачей «Программы воспитания в  детском саду». На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных  и мыслительных способностей детей. При правильно организационной  деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты  и т.д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

     Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет  практическую направленность и носит  творческий характер.

     При обучении детей конструированию  развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной  деятельности. Дети, конструируя постройку  или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в  какой последовательности.

     Конструктивная  деятельность способствует практическому  познанию свойств геометрических тел  и пространственных отношений. В  связи с этим речь детей обогащается  новыми терминами, понятиями, которые  в других видах деятельности употребляются  редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий, в точном словесном  указании направления.

     Конструктивная  деятельность является также средством  нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются  такие важные качества личности, как  трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.

     В процессе конструирования из художественного  мусора ребенок осваивает некоторые  ручные и орудийные действия с  материалом, овладевает определенными  трудовыми процессами, в которых  представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат, максимально проявляет  самостоятельность и творчество.

     В нашем городе проводится конкурс  «Мисс экология», на котором дошкольные учреждения демонстрируют свои творческие находки при работе с художественным мусором, представляя на суд строгого компетентного жюри и зрителей целые костюмы! Это настоящий праздник торжества красоты и бережного отношения к природе, который прививает детям чувство красоты и гармонии. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников 

     
  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. 208 с.
  2. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О.. Конструирование для детей старшего дошкольного возраст. - М.: Знание, 2006. - 177 с.
  3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981. - 88 с.

     4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Под ред. С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.

     5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

     6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: 1976.

     7. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей / Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- №1.

     8. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005. - №1.

     9. Ерофеева Е.М., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 339 с.

     10. Зарецкий А.П., Труханов А.Л., Зарецкая Л.Т. Энциклопедия профессора Фортрана. - М, 2008. - 503 с.

     11. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.

     12. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995.

     13. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005, №2.

     14. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

     15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.

     16. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания дошкольников. - М.: Педагогика, 2006.

     17. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2.

     18. Михайлова. Игровые занимательные занятия по конструированию для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 288 с.

     19. Павлов Д. Методические разработки по использованию конструирования в дошкольном образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2008. - 290 с.

     20. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999. - 240 с.

     21. Парамонова Л.А., Христ О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала // Гумманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Ровно, 1992. - Т. 2.

     22. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.

     23. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11.

     24. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Конструирование из строительного материала. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №3.

     25. Холмовская В.В. Формирование способности к наглядному моделированию в конструктивной деятельности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Педагогика, 1986.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А 

     Комплексное занятие по развитию пространственных отношений, математических представлений  с элементами художественного конструирования  «Путешествие на лесную полянку» в средней группе

     Задачи:

     - продолжать учить определять предметы по форме, цвету, количеству с помощью фиксирующих их значков;

     - развивать пространственные представления о направлениях, закреплять употребление в речи наречий «направо», «налево», предлога «за»;

     - развивать конструктивный замысел, умение обдумывать его основные компоненты;

     - воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

     Оборудование:

     - демонстрационный: фланелеграф большой, игрушки: кукла-фея, Гномик, грибок, заяц, ежик, елка; 2 домика разных по высоте, теремок; картинки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; волшебный мешочек, карточки с обозначающими знаками: цвет, количество, форму; карточки с изображением предметов, различающихся по количеству (один - много): 1-5 цыплят, 1-3 грибка,1-3 елочки; по форме: 3 пары предметов одинакового цвета и назначения, но разной формы (столы, флажки, корзинки), по цвету: 3 пары предметов одинаковой формы, но разного цвета - красный и синий мячи; яблоко красное и желтое; синий и красный шарики; стрелки-указатели направления;

     - раздаточный: фланелеграфы, наборы элементов конструктора.

     Методические  приемы руководства: установка на выполнение задания, пояснение способов деятельности, игровой прием, сюрпризный момент, сравнение, указания на выполнение участия со сказочными персонажами.

     Ход занятия

     Сегодня я расскажу вам историю о Гномике, с которым мы уже с вами знакомы. А вы, надеюсь, будете мне помогать. Итак, слушайте! Однажды, гуляя по лесу, Гномик вышел на полянку. Смотрит: стоят  два домика, а посередине теремок. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе домики и теремок).

     Какой домик стоит справа от теремка? (Низкий)

     Домик повыше? (Слева)

     А какой по высоте теремок? (Самый высокий)

     Хотите  очутиться на этой полянке? Тогда  в путь, но чтобы добраться до лесной полянки, нужно выбрать правильное направление. Я вам покажу стрелочкой, в какую сторону нужно идти, а вы ответите: налево или направо?

     (Дети  отвечают и идут по направлению стрелки)

Информация о работе Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ