Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

худ.конструирование в ДОУ.КУРСОВИК.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы  организации и  проведения занятий  по художественному  конструированию  в ДОУ 5

1.1  Понятие детского  конструирования 5

1.2 Роль и место  проблемных задач  в развитии творческого  конструирования 10

1.3 Формы организации  обучения по художественному  конструированию  в ДОУ 14

2 Методические основы  организации и  проведения занятий  по художественному  конструированию  в ДОУ 21

2.1 Особенности проведения  занятий художественному  конструированию  в ДОУ 21

2.2 Методические рекомендации  воспитателю к  проведению занятий  по художественному  конструированию  в ДОУ 27

Заключение 32

Список  использованных источников 35 

 

     Введение  

     Актуальность  исследования. Перед казахстанскими педагогами стоит глобальная и ответственная  задача создания, апробации и внедрения  новой модели образования, основные принципы которой указаны в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года». В данном методологическом документе говорится, что основная задача до начального образования - «обеспечить первоначальное становление личности ребенка,  выявить и развить его способности». И потому процесс всестороннего развития личности должен включать в себя целую систему творческого обучения и эстетического воспитания.

     Проблема  развития способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует  большое количество публикуемых  статей, методических пособий, сборников  игр и упражнений как по развитию различных психических процессов  в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и  по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

     Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему характеру  является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным  творчеством дает широкие возможности  для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие  на ребенка.

     Все это делает особенно актуальным изучение детского конструирования во всех его  типах, видах и формах, выявление  особенностей формирования его как  творческой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, разработку конкретных педагогических технологий обучения.

     Объект  исследования - конструирование как  вид деятельности ребенка-дошкольника.

     Предмет исследования - процесс формирования у детей 2-7 лет творческого конструирования.

     Цель  исследования - определение психологических  и педагогических основ формирования детского творческого конструирования  и создание целостной системы  обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.

     Задачи исследования:

     - изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;

     - определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;

     - определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.

     Выявить специфику взаимосвязи конструирования  и игры на каждом возрастном этапе.

     Разработать целостную педагогическую систему  формирования у детей 2-7 лет творческого  конструирования с учетом специфики  его видов, возраста детей и проверить  ее эффективность.

     Основными методами исследования были следующие:

     Теоретический анализ философских, психологических  и педагогических работ по проблемам  развития детей и формирования творчества. Изучение педагогических систем, методик, форм обучения конструированию и  существующих конструкторских материалов.

 

     

     1 Теоретические основы  организации и проведения занятий  по художественному конструированию  в ДОУ 

     1.1  Понятие детского конструирования 

     Термин  «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение  различных отдельных предметов, частей, элементов.

     Конструирование относится к продуктивным видам  деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

     Под детским конструированием принято  понимать создание разных конструкций  и моделей из строительного материала  и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

     В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают  конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они  моделируют их основные структурные  и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль  с палубой, кормой, штурвалом и  т.п.

     К техническому типу конструкторской  деятельности относятся: конструирование  из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

     В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов» [6, c. 81].

     К художественному типу конструирования  относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

     Компьютерное  конструирование, а также создание конструкций из бросового материала  могут носить как технический, так  и художественный характер. Это зависит  от цели, которую ставит перед собой  сам ребенок либо взрослый перед  ним (через компьютерную программу).

     Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а  также в качестве подарка, украшения  помещений, участка и т.п., что  приносит им большое удовлетворение.

     Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж  для машины, рыцарский замок и  т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

     Выявленные  нами особенности игры и конструирования (Л.А. Парамонова) убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости  отказа от термина «строительные  игры» (Е.А. Флерина, В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван и др.), поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой (в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета), либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования [17, c. 22].

     Нами  была выявлена динамика взаимосвязи  игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование  слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное  значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует  развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

     Учет  особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при  определении форм и методов организации  этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к  качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой  игры, неоправданны, поскольку это  может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками  и не формировать целенаправленно  полноценное конструирование как  деятельность значит существенно обеднять развитие детей.

     В конструировании выделяются два  взаимосвязанных этапа: создание замысла  и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием  замысла, поскольку он заключается  в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности. И ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению [2, c. 152].

     Практическая  деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [21, c. 113].

     Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и  мыслительных действий является одной  из сильных ее сторон. При этом практические действия, по нашим данным, могут  выступать как широкое экспериментирование  с материалом - бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла [8, c. 17]. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проговаривая свои действия и их последствия.

     Однако  это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих  недостатков детского свободного (без  специального обучения) конструирования:

     1) нечеткость замысла, объясняемая  нечеткостью структуры образа;

     2) неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);

     3) поспешность исполнительской деятельности  и излишняя увлеченность ею (замыслу  уделяется крайне мало внимания);

     4) нечеткость представлений о последовательности  действий и неумение их планировать; 

     5) неумение предварительно анализировать  задачу.

     Без преодоления этих недостатков, как  показали многие исследования детское конструирование может протекать на очень низком уровне [17, c. 121].

     Источником  замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный  мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей  часто бывает поверхностным: они  схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Информация о работе Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ