Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список
использованных источников 35
Введение
Актуальность исследования. Перед казахстанскими педагогами стоит глобальная и ответственная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования, основные принципы которой указаны в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года». В данном методологическом документе говорится, что основная задача до начального образования - «обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности». И потому процесс всестороннего развития личности должен включать в себя целую систему творческого обучения и эстетического воспитания.
Проблема
развития способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих
исследователей и практиков, работающих
в сфере образования. Об этом свидетельствует
большое количество публикуемых
статей, методических пособий, сборников
игр и упражнений как по развитию
различных психических
Изобразительная
деятельность имеет большое значение
в решении задач эстетического
воспитания, так как по своему характеру
является художественной деятельностью.
Специфика занятий
Все это делает особенно актуальным изучение детского конструирования во всех его типах, видах и формах, выявление особенностей формирования его как творческой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, разработку конкретных педагогических технологий обучения.
Объект исследования - конструирование как вид деятельности ребенка-дошкольника.
Предмет
исследования - процесс формирования
у детей 2-7 лет творческого
Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.
Выявить
специфику взаимосвязи
Разработать целостную педагогическую систему формирования у детей 2-7 лет творческого конструирования с учетом специфики его видов, возраста детей и проверить ее эффективность.
Основными методами исследования были следующие:
Теоретический анализ философских, психологических и педагогических работ по проблемам развития детей и формирования творчества. Изучение педагогических систем, методик, форм обучения конструированию и существующих конструкторских материалов.
1 Теоретические основы
организации и проведения
1.1 Понятие детского
конструирования
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование
относится к продуктивным видам
деятельности, поскольку направлено
на получение определенного
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В
техническом конструировании
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов» [6, c. 81].
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское
конструирование, и особенно техническое,
тесно связано с игровой
Выявленные нами особенности игры и конструирования (Л.А. Парамонова) убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры» (Е.А. Флерина, В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван и др.), поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой (в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета), либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования [17, c. 22].
Нами
была выявлена динамика взаимосвязи
игры и конструирования на протяжении
всего дошкольного периода. Сначала,
в раннем возрасте, конструирование
слито с игрой; затем игра становится
побудителем к конструированию,
которое начинает приобретать самостоятельное
значение для детей; и к старшему
дошкольному возрасту сформированное
полноценное конструирование
Учет
особенностей игры и конструирования,
их взаимосвязи необходим при
определении форм и методов организации
этих разных видов детской деятельности.
Так, требования, предъявляемые к
качеству конструкций, возводимых даже
старшими детьми в процессе ролевой
игры, неоправданны, поскольку это
может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться
примитивными детскими постройками, поделками
и не формировать целенаправленно
полноценное конструирование
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности. И ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению [2, c. 152].
Практическая деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [21, c. 113].
Что
касается деятельности дошкольников,
то взаимообогащение практических и
мыслительных действий является одной
из сильных ее сторон. При этом практические
действия, по нашим данным, могут
выступать как широкое
Однако это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:
1)
нечеткость замысла,
2) неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);
3)
поспешность исполнительской
4)
нечеткость представлений о
5)
неумение предварительно
Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования детское конструирование может протекать на очень низком уровне [17, c. 121].
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.