Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение психологических и педагогических основ формирования детского творческого конструирования и создание целостной системы обучения детей 2-7 лет этому виду деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования разных видов творческого конструирования у дошкольников всех возрастов; определить общие и специфические механизмы этого процесса;
- определить методологические, методические основы и условия организации обучения дошкольников конструированию как деятельности творческого характера;
- определить взаимосвязь разных форм организации конструирования; разработать на этой основе педагогические технологии обучения каждому виду конструирования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 5
1.1 Понятие детского конструирования 5
1.2 Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования 10
1.3 Формы организации обучения по художественному конструированию в ДОУ 14
2 Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ 21
2.1 Особенности проведения занятий художественному конструированию в ДОУ 21
2.2 Методические рекомендации воспитателю к проведению занятий по художественному конструированию в ДОУ 27
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

худ.конструирование в ДОУ.КУРСОВИК.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

     На  третьем этапе дети занимались самостоятельным  конструированием по замыслу.

     Необходимо  отметить особую специфику в работе с детьми 3-4 лет. Им предоставлялась возможность, самостоятельно экспериментируя с разными видами бумаги (гофрированная, салфеточная, плотная и др.), создавать различные формы. Дети разрывали ее на части, сминали, скатывали и т.п. В результате возникали маленькие и большие комки, длинные полоски, обрывки разной конфигурации и др. Далее педагог помогал детям увидеть в полученных формах различные образы, достраивал их («Макароны на тарелке», «Желтые комочки - цыплята», «Цветок с лепестками», «Рыбка» и др.), создавал простые сюжеты на панно.

     В результате дети уже 3-4 лет могли, используя простейшие способы (сминание, разрывание, скатывание, скручивание), самостоятельно с удовольствием создавать образы из бумаги и затем переходить к более сложным приемам складывания и надрезания бумаги в различных направлениях [2, c. 174].

     Такое обучение, построенное по принципу от общего к частному, обеспечивало переориентацию детей с получения  практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования  как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

     Как показал анализ детского конструирования  по замыслу, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное  творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящие к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного характера деятельности (что было невозможно при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей, что проявлялось в самостоятельном создании детьми из бумаги карнавальных костюмов, украшений для групповой комнаты и участка, образов сказочных героев для игры и театра. Такая деятельность сопровождалась яркой описательной речью детей.

     Результаты  деятельности детей отличались новизной тематики и самих конструкций, их выразительностью, оригинальностью  и даже качественностью технического исполнения.

     Конструирование из природного материала. Традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и конструированию  из бумаги, строится на подражательной основе. Некоторые относят этот вид конструирования к ручному труду [6, c. 88]. Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно прежде всего для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечков, ослика - из желудей; коробочку, поясок, закладку - из бересты и т.п. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность и т.п.), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.

     Определение путей формирования у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) продуктивного воображения как основы творческого конструирования из природного материала стало основной целью нашего исследования [21, c. 144].

     Мы  предположили, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала  могут лежать овладение обобщенными  способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, комбинирование, убирание лишнего.

     В исследовании О.М. Дьяченко выделены два основных качественно различных способа действия по построению воображаемых образов: «опредмечивание» и «включение» [24, c. 36]. Как показали наши исследования, для развития творческого воображения в этом виде разработана система формирования творческого конструирования, состоящая из трех основных этапов.

     На  первом этапе (основополагающем) детей  обучали анализу природного материала  как основы для получения разных образов способом «опредмечивания». Им демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие  на что-то конкретное, а далее предлагался  аналогичный материал, в котором  можно было «разглядеть» по 2-3 образа в каждой конфигурации. При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения, поскольку дети строили новое целое путем убирания лишнего из уже имеющегося у них другого целого в результате мысленного перебора вариантов. Вопросы и действия педагога определяли эти приемы и способствовали их освоению детьми. Использовалось два типа вопросов: «На что это будет похоже, если ту или другую часть убрать?» (ненужное закрывалось) и «Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?».

     Способ  «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку  позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком  уровне, способствовать созданию на одной  основе нескольких оригинальных, существенно  отличных от нее образов. Именно в  недрах этого способа зарождается  другой - способ «включения».

     На  втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. С этой целью детям предлагали два типа задач: использование основных приемов конструирования пи создании поделок из природного материала, который давали использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, или хвоста, или глаз и др.), и природный материал, который выступал в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали комбинирование.

     На  третьем этапе организация сюжетного конструирования расширяла тематику Детских поделок, активизировала поиск передачи их выразительности, делала сам процесс их создания эмоциональным и значимым для детей. При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

     Особое  значение имело широкое экспериментирование  с природным материалом с целью  выяснения его свойств: гнется или  ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени - темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

     После такого обучения был проведен контрольный  эксперимент с двумя группами детей (экспериментальная и контрольная  группы, по 25 человек в каждой) по выявлению уровня развития творческого  воображения в следующих видах  деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование  с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание  неопределенных фигур [8, c. 22]. Деятельность детей анализировалась по общим показателям, разработанным для всех видов конструирования.

     Средний коэффициент оригинальности у детей  экспериментальной группы в результате обучения повысился с 2,5 до 7,5,а в контрольной группе - только с 3 до 4.

     Результаты  экспериментальной работы показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком  уровне воображение и творческое конструирование. Большое положительное  влияние такое обучение оказало  на развитие у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного  характера. Дети также начали проявлять  более бережное отношение к природе. 

     2.2 Методические рекомендации  воспитателю к проведению занятий  по художественному конструированию  в ДОУ 

     Формирование  у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности как общих  средств выполнения различных задач  происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу от общего к частному. Специфика реализации такого принципа в дошкольном возрасте заключается, прежде всего, в том, что всякое конкретное содержание (представления, способы, приемы) должно выступать перед детьми как проявление чего-то общего, и это возможно только при определенным образом выстроенной системе. В противном случае мы вынуждены работать в рамках дидактики, насыщенной всякого рода конкретикой, и учить, как и прежде, создавать по образцу и показу конкретные конструкции.

     Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу  и др.) может иметь разную степень  представленности и осуществляться в разной последовательности, выстраивание которой зависит от вида конструирования. Так, например, при организации конструирования  из строительного материала детям  младшего возраста вначале целесообразнее предлагать вариативные образцы  каждой осваиваемой темы, далее - задания на их преобразование, а затем уже - тему конструирования. Детям же старшего возраста сразу дают задания на преобразование образца, затем - на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее - конструирование по замыслу. При организации конструирования из деталей конструкторов, прежде всего, обеспечивается самостоятельное широкое экспериментирование с новым материалом, а затем даются проблемные задачи на достраивание заданной основы (конструирование по условиям, по собственному замыслу, по теме). Образцы в этом виде конструирования не используются. Аналогичные особенности имеет организация и других видов конструирования.

     Диалогическая форма общения детей со взрослыми  и друг с другом во время конструирования  коренным образом отличается от существующей и поныне монологической традиции, (воспитатель объясняет, показывает, а дети затем молча выполняют  задание). Диалогическая форма предполагает обсуждение разных вариантов решения, обеспечивает детям возможность  учиться у других детей, осознавать как собственные маленькие открытия, так и открытия других, иначе они могут остаться просто незамеченными. Диалог важен также для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудничать. Возникающие у ребенка при решении проблемных задач рассуждения в форме диалога с самим собой также требуют одобрительного отношения со стороны взрослого.

     Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования позволяет организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и  повышению ее продуктивности.

     Включение конструирования в различные  жизненные события (праздники, организация  театра, поздравления с днями рождения, игра и т.п.) - это мощный источник формирования у детей интереса и потребности конструировать не только для своих ровесников, но и для взрослых. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к обогащению и самого конструирования, и других видов деятельности. Так, создание театральных костюмов к тому или другому спектаклю способствует более глубокому проникновению в образ, порождению собственных средств его выражения (позы, мимика, движения). Все это доставляет удовольствие не только ребенку, но и всем окружающим его людям: другим детям, педагогам, родителям.

     Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в природном  окружении) - важный этап, инициирующий развитие детских замыслов.

     Создание  условий для экспериментирования  с разными материалами (бумага, природные  и бросовые материалы, крупные блоки  и др.) до предъявления каких-либо задач  позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов  воплощения замысла, делает его (поиск) более продуктивным и значимым [1, c. 181].

     Предоставление  детям самых разнообразных материалов и возможности пользоваться ими  по своему усмотрению не только на обучающих  занятиях, но и в самостоятельной  деятельности (изготовление поделок  для игр; декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно  для украшения интерьеров детского сада и т.п.). Для этих целей в  каждой группе детского сада может  быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный  и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т.д.). В каждой группе должно быть также и достаточное  количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т.п.

     Необходимо  также предусмотреть место и  время для организации конструирования  на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные  модульные блоки, пакеты из-под молока и соков, большие картонные коробки, бревна, камни, песок и т.п.). При  этом важно сочетать созидательную  деятельность детей с формированием  культуры использования созданных  ими конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или  иной конструкции угасает, а она  под влиянием природных факторов теряет свою эстетичность, очень важно  учить детей либо восстанавливать  ее (подкрасить, заменить отдельные  детали и др.), либо разбирать ее, сортируя материал: материал, пришедший  в негодность, выносить в мусорные контейнеры, а пригодный к повторному использованию аккуратно убирать  в специально отведенное место (беседка, сарайчик и др.).

Информация о работе Методические основы организации и проведения занятий по художественному конструированию в ДОУ