Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________
Для задания 10 установите правильную последовательность
1. Установите правильную последовательность периодов Эпохи Возрождения
А предвозрождение
Б раннее возрождение
В позднее возрождение
Г высокое возрождение
Для заданий 11-13 вставьте пропущенные слова
1. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ИЛИ РЕНЕССАНС (ФР. RENAISSANCE, ИТАЛ. RINASCIMENTO) ЭПОХА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ, ПРИШЕДШАЯ НА СМЕНУ КУЛЬТУРЕ ____________________ И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
2. В СОВРЕМЕННОМ ЗНАЧЕНИИ ТЕРМИН «ВОЗРОЖДЕНИЕ» БЫЛ ВВЕДЁН В ОБИХОД ФРАНЦУЗСКИМ ИСТОРИКОМ XIX ВЕКА__________________________
3. ПЕРИОД РЕНЕССАНСА НА ТЕРРИТОРИИ НИДЕРЛАНДОВ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ В ОТДЕЛЬНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ НЕКОТОРЫЕ РАЗЛИЧИЯ С ВОЗРОЖДЕНИЕМ В ИТАЛИИ, И НАЗЫВАТЬ ______________________________
Для задание 14-15определите, что находится в черном ящике
1. ЭТОТ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ КАКОЙ-ЛИБО МАССИВНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СЛУЖИТЬ ДЕКОРАТИВНЫМ ИЛИ ТРИУМФАЛЬНЫМ УКРАШЕНИЕМ.
2. КОМПОЗИЦИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ АРХИТЕКТУРНО-СТИЛЕВОЙ ОБРАБОТКЕ, В КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЕ СФОРМИРОВАВШИЙСЯ В ДРЕВНИХ ВЕКАХ.
Эталоны ответов
1. Нет
2. Да
3. Да
4. Нет
5. Микеланджело
6. Франция и Нидерланды
7. Джорджо Вазари
8. Второй
9. 1Б 2В 3Г 4А
10. Г Б В А
11. Средних веков
12. Жюлем Мишле
13. Северное Возрождение
14. Колонна
15. Архитектурный ордер
1.5 Разработка урока теоретического обучения
№ и содержание этапов урока | План действий педагога | План действий студентов | Время этапа занятия | Кол-во студентов, работающих на этапе занятия |
Организационный момент
| Педагог приветствует студентов;
педагог объявляет:
тему занятия: «Эпоха Возрождения»; цель занятия задачи: 1. ознакомление с новым материалом по теме «Эпоха Возрождения 2.с помощью ТСО (в виде интерактивной доски) и раздаточного материала (в виде схем и планов, а также опорного конспекта) выявить главные черты эпохи; 3.с помощью раздаточного материала (в виде репродукция) выявить сходства и различия искусства и архитектуры различных периодов эпохи план занятия: 1.объяснение нового учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»; 2.закрепление нового учебного материала | Исполнительский Студенты приветствуют педагога; записывают тему занятия: «Эпоха Возрождения»; знакомятся с целью занятия и его задачами; знакомятся с планом занятия
. | 10 мин | 25 |
Актуализация опорных знаний
| Проверка ранее пройденного учебного материала по теме: «Искусство Средневековья»: устный индивидуальный опрос: 1.Назовите периоды составляющие эпоху Средневековья. 2.Назовите выдающихся художников и архитекторов этой эпохи. 3.На какие этапы подразделяется эволюция средневекового искусства? 4.Что влияло на становление изобразительного искусства романского периода? 5.В чем особенности готического стиля?
тест 2 уровня по теме «Эпоха Средневековья».
| Репродуктивный Студенты участвуют в устном индивидуальном опросе, отвечают на вопросы педагога; выполняют тесты 2 уровня по теме «Эпоха Средневековья».
| 25 мин | 25 |
Формирование новых знаний
| Объяснение нового учебного материала по теме «Эпоха Возрождения» с раскрытием понятий: «Ренессанс», «Периодизация», «Дученто», «Чинквиченто» и т.д. С помощью ТСО (в виде интерактивной доски), опорного конспекта, при помощи информационных блоков которого раскрывается материал, а также с помощью раздаточного материала (в виде схем, графиков и репродукций), при демонстрации студенты должны их проанализировать и выявить главные черты эпохи; | Репродуктивный Слушают педагога, необходимую информацию конспектируют, зарисовывают схемы и графики, участвуют в разборе и анализе схем, графиков, репродукций. | 45 мин | 25 |
Закрепление пройденного учебного материала | Работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»; тест 1 уровня (из 6 заданий) | Репродуктивный
Работают с листами рабочей тетради;
отвечают на тестовые задания 1 уровня. | 25 мин | 25 |
Выставление оценок | Выставление оценок по итогам работы с листами рабочей тетради и тестовыми заданиями 1 уровня. |
| 10 мин | 5-7 |
Выдача домашнего задания | Оглашение домашнего задания: 1.Выучить лекционный материал, используя дополнительную литературу. 2.Самостоятельная работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения».
| Исполнительский Записывают домашнее задание | 10 мин | 25 |
Заключение
Методический анализ учебного материала позволяет осуществить отбор, анализ и переработку учебного материала, а также выбрать методы и средства обучения в соответствии с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности студентов.
Методический анализ учебного материала играет важную роль при подготовке современного урока и его последующей эффективной реализации.
Итогом данной курсовой работы стал проведенный методический анализ темы «Эпоха Возрождения» по дисциплине «История искусств».
В ходе курсовой работы были решены поставленные задачи:
1. Изучены сущность и структура методического анализа учебного материала;
2. Составлен конспект урока по теме «Эпоха Возрождения»;
3. Выполнен структурно-логический анализ учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»;
4. Разработаны предметно-знаковые средства обучения (опорный конспект и листы рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»);
5. Разработаны тестовые задания тематического контроля по теме «Эпоха Возрождения»;
6. Разработан урок теоретического обучения по теме «Эпоха Возрождения».
Таким образом, можно считать, что задачи курсовой работы решены и цель исследования достигнута.
Литература
Основная
1. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Е. Эрганова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
2. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с.
3. Рабочая программа дисциплины «История искусств» (ГОС – 2000). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009.
Дополнительная
4. История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
Лазарев В. Н., «Происхождение итальянского Возрождения», т. 1 — «Искусство Проторенессанса», М., 1956.
5. Ковешникова Н. А., Дизайн история и теория — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 224 с.
6. Всемирная история. Т. I. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
7. Всемирная история. Т. II. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
8. Рысаева Т. Д. История искусств: Учеб. пособие/ авт.-сост. Т. Д. Рысаева. – Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2009. – 347с.
9. http://www.artyou.ru/
0
[1]Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Е. Эрганова – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160 с., Стр .66.
[2] Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивный технологии обучения. М:.Педагогика, 1995. 336 с.