Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Содержание

Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 896.00 Кб (Скачать)

 

 

Для задания 10 установите правильную последовательность

 

1.      Установите правильную последовательность периодов Эпохи Возрождения

 

 

А предвозрождение

Б раннее возрождение

В позднее возрождение

Г высокое возрождение

 

 

         Для заданий 11-13 вставьте пропущенные слова

 

1.      ВОЗРОЖДЕНИЕ, ИЛИ РЕНЕССАНС (ФР. RENAISSANCE, ИТАЛ. RINASCIMENTO) ЭПОХА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ, ПРИШЕДШАЯ НА СМЕНУ КУЛЬТУРЕ ____________________ И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 

 

2.      В СОВРЕМЕННОМ ЗНАЧЕНИИ ТЕРМИН «ВОЗРОЖДЕНИЕ» БЫЛ ВВЕДЁН В ОБИХОД ФРАНЦУЗСКИМ ИСТОРИКОМ XIX ВЕКА_____________________________.

 

 

3.      ПЕРИОД РЕНЕССАНСА НА ТЕРРИТОРИИ НИДЕРЛАНДОВ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ В ОТДЕЛЬНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ НЕКОТОРЫЕ РАЗЛИЧИЯ С ВОЗРОЖДЕНИЕМ В ИТАЛИИ, И НАЗЫВАТЬ _________________________________________________________.

 

 

Для задание 14-15определите, что находится в черном ящике

 

1.      ЭТОТ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ КАКОЙ-ЛИБО МАССИВНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СЛУЖИТЬ ДЕКОРАТИВНЫМ ИЛИ ТРИУМФАЛЬНЫМ УКРАШЕНИЕМ.

 

2.      КОМПОЗИЦИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ АРХИТЕКТУРНО-СТИЛЕВОЙ ОБРАБОТКЕ, В КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЕ СФОРМИРОВАВШИЙСЯ В ДРЕВНИХ ВЕКАХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов

1.      Нет

2.      Да

3.      Да

4.      Нет

5.      Микеланджело

6.      Франция и Нидерланды

7.      Джорджо Вазари

8.      Второй

9.      1Б  2В  3Г  4А

10. Г Б В А

11. Средних веков

12. Жюлем Мишле

13. Северное Возрождение

14. Колонна

15. Архитектурный ордер

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5    Разработка урока теоретического обучения

№ и содержание этапов урока

План действий педагога

План действий студентов

Время этапа занятия

Кол-во студентов, работающих на этапе занятия

Организационный момент

 

Педагог приветствует студентов;

 

педагог объявляет:

 

       тему занятия: «Эпоха Возрождения»;

       цель занятия

       задачи:

1. ознакомление с новым материалом по теме «Эпоха Возрождения

2.с помощью ТСО (в виде интерактивной доски) и раздаточного материала (в виде схем и планов, а также опорного конспекта) выявить главные черты эпохи;

3.с помощью раздаточного материала (в виде репродукция) выявить сходства и различия искусства и архитектуры различных периодов эпохи

       план занятия:

1.объяснение нового учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»;

2.закрепление нового учебного материала

Исполнительский

Студенты приветствуют педагога;

записывают тему занятия:

«Эпоха Возрождения»;

знакомятся с целью занятия и его задачами;

знакомятся с планом занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

10 мин

25

Актуализация опорных знаний

 

Проверка ранее пройденного учебного материала по теме: «Искусство Средневековья»:

       устный индивидуальный опрос:

1.Назовите периоды составляющие эпоху Средневековья.

2.Назовите выдающихся художников и архитекторов этой эпохи.

3.На какие этапы подразделяется эволюция средневекового искусства?

4.Что влияло на становление изобразительного искусства романского периода?

5.В чем особенности готического стиля?

 

       тест 2 уровня по теме «Эпоха Средневековья».

 

Репродуктивный

Студенты участвуют в устном индивидуальном опросе, отвечают на вопросы педагога;

выполняют тесты 2 уровня по теме «Эпоха Средневековья».

 

25 мин

25

Формирование новых знаний

 

Объяснение нового учебного материала по теме «Эпоха Возрождения» с раскрытием понятий: «Ренессанс», «Периодизация», «Дученто», «Чинквиченто» и т.д. С помощью ТСО (в виде интерактивной доски), опорного конспекта, при помощи информационных блоков которого раскрывается материал, а также с помощью раздаточного материала (в виде схем, графиков и репродукций), при демонстрации студенты должны их проанализировать и выявить главные черты эпохи;

Репродуктивный

Слушают педагога, необходимую информацию конспектируют, зарисовывают схемы и графики, участвуют в разборе и анализе схем, графиков, репродукций.

45 мин

25

Закрепление пройденного учебного материала

Работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»;

тест 1 уровня (из 6 заданий)

Репродуктивный

 

Работают с листами рабочей тетради;

 

отвечают на тестовые задания 1 уровня.

25 мин

25

Выставление оценок

Выставление оценок по итогам работы с листами рабочей тетради и тестовыми заданиями 1 уровня.

 

10 мин

5-7

Выдача домашнего задания

Оглашение домашнего задания:

1.Выучить лекционный материал, используя дополнительную литературу.

2.Самостоятельная работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения».

 

Исполнительский

Записывают домашнее задание

10 мин

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методический анализ учебного материала позволяет осуществить отбор, анализ и переработку учебного материала, а также выбрать методы и средства обучения в соответствии с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности студентов.

Методический анализ учебного материала играет важную роль при подготовке современного урока и его последующей эффективной реализации.

Итогом данной курсовой работы стал проведенный методический анализ темы «Эпоха Возрождения» по дисциплине «История искусств».

В ходе курсовой работы были решены поставленные задачи:

1. Изучены сущность и структура методического анализа учебного материала;

2. Составлен конспект урока по теме «Эпоха Возрождения»;

3. Выполнен структурно-логический анализ учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»;

4. Разработаны предметно-знаковые средства обучения (опорный конспект и листы рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»);

5. Разработаны тестовые задания тематического контроля по теме «Эпоха Возрождения»;

6. Разработан урок теоретического обучения по теме «Эпоха Возрождения».

Таким образом, можно считать, что задачи курсовой работы решены и цель исследования достигнута.

 

 

 

Литература

Основная

1.                  Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Е. Эрганова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

2.                  Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр.  доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с.

3.                  Рабочая программа дисциплины «История искусств» (ГОС – 2000). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009.

Дополнительная

4.                  История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.

Лазарев В. Н., «Происхождение итальянского Возрождения», т. 1 — «Искусство Проторенессанса», М., 1956.

5.                  Ковешникова Н. А., Дизайн история и теория — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 224 с.

6.                  Всемирная история. Т. I. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.

7.                  Всемирная история. Т. II. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.

8.                  Рысаева Т. Д. История искусств: Учеб. пособие/ авт.-сост. Т. Д. Рысаева. – Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2009. – 347с.

9.                  http://www.artyou.ru/

 

 

0

 



[1]Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Н. Е. Эрганова – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160 с., Стр .66.

[2] Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивный технологии обучения. М:.Педагогика, 1995. 336 с.


Информация о работе Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»