Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Содержание

Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 896.00 Кб (Скачать)

Для объяснения студентам теоретического материала по теме «Эгейская и древнегреческая культуры» были выбраны несколько приемов методической редукции учебного материала:

 Лингвистическая трансформация – преобразование слов, словосочетаний в ряд других, близких для понимания студентов (например: Треченто – это Проторенессанс);

 Операциональное определение – установление однозначных соответствий между термином и понятием через указание операционного состава действий (например: Коло́нна — конструктивный элемент, употребляемый в качестве звена между основанием сооружения и его частями.);

 Мнемотехника – переработка учебного материала путем преобразования его  в искусственные ассоциации, с целью облегчить понимание и запоминание содержания (например: условные обозначения – Арх – архитектура, Воз – Возрождение и т.д.);

 Вербальность – знаково-символические невербальные формы репрезентации информации, замещающиеся на устную форму (например: при демонстрации схемы конструктивного решения сводов и куполов преподаватель добавляет устный комментарий: К наиболее типичным для Ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный». Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер (Свод: 1 - цилиндрический с люнетом, 2 - монастырский.      Схема: 1 - купол на парусах, 2 - купол на барабане).

 

 

1.3    Методы конструирования на основе методического анализа

На основе методического анализа учебного материала были выбраны и проработаны методы конструирования: опорный конспект и листы рабочей тетради.

В ос­но­ву конструирования информации для опорных конспектов закладываются зна­ко­во-сим­во­ли­чес­кие формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть предается через наглядность, передающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект, один из авторов определяет через опорные сигналы в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Опорный конспект  это наглядное представление основного содержания учебного материала в ло­ги­ке познавательной деятельности учащихся. Разворачивается учебная информация в ло­ги­ке учебной деятельности. Сначала представляются в наг­ляд­ной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем – формирующие исполнительские и контро­ли­ру­ющие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом объекте, с од­ной стороны, и об­щую систему учеб­но-поз­на­ва­тельных действий по их формированию – с дру­гой.1

Принципы создания опорного конспекта:

 Лаконичность;

 Структурность;

 Смысловой акцент;

 Автономность;

 Ассоциативность;

 Доступность воспроизведения;

 Цветовая наглядность и образность.

Основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

 полное  и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

 строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное изменение последовательности выбранному порядку  расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала;

 образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает следующие возможности: показ важной информации, основных связей, благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначное понимание смысла  за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Задачи опорного конспекта:

 Представление основного содержания учебного материала в ходе его изучения, как целостного, логически завершенного образца;

 Активизация познавательной деятельности учащихся путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания, мышления;

 Создание условий, способствующих удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по характеру учебного материала.

Функции опорного конспекта:

 Информативная;

 Обучающая;

 Коммуникативная;

 Эстетическая;

 Контролирующая.

 

Одним из важных пред­мет­но-зна­ко­вых средств обучения, получивших в пос­лед­нее время общее признание, является рабочая тетрадь. В настоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.

Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

С опор­ны­ми конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации.

Существенное отличие их заключается в том, что в опор­ных конспектах учебная деятельность отражается в оп­ре­де­лен­ной логике, а в ра­бо­чих тетрадях она специально конструируется.

Цель применения рабочей тетради: обеспечение пооперационного формирования понятий, способствующего активизации учебно- познавательной деятельности на уроках.

Задачи рабочей тетради:

 Усвоение понятий;

 Приобретение практических умений и навыков;

 Формирование умений и навыков по самоконтролю знаний;

 Развитие мышления у обучающихся;

 Контроль хода обучения.

Функции рабочей тетради:

 Обучающая;

 Информативная;

 Контролирующая.

Виды рабочей тетради:

 Информационная;

 Контролирующая;

 Смешанная.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает студентам ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей может не только установить факт знания или незнания, но и определить на какой операции учащийся допускает ошибку и на этапе формирования понятия устранить ее.

Смешанный тип рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. Информационный блоки включают новый учебный материал, в контролирующий блок помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:

 тетради для упражнений или тренинговые тетради;

 тетради по графическому моделированию;

 семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся предназначены для формирования умений и навыков решения типовых  задач и упражнений.

Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала  может широко применяться второй тип тетради – тетради по графическому моделированию. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.

Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования:

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержание предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания  учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучать впоследствии.

Операции, выполняемые в рабочей тетради:

 Вычерчивание схем, графиков, рисунков;

 Установление конструктивных элементов;

 Преобразование расчетных действий;

 Заполнение смысловых пробелов в тексте;

 Написание определений;

 Установление алгоритма действий;

 Установление соответствий между значениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1       Опорный конспект темы

1.3.2       Листы рабочей тетради

 

Листы рабочей тетради

по дисциплине «История искусства»

по теме «Эпоха Возрождения»

 

                                                            Указать название

 

                                                 Вставить пропущенные слова

 

                                                           Дать определение

 

                                         Написать правильную последовательность

                                               

                                                       Установить соответствие

                                   

                                                                 Нарисовать

                      

                                                   

1.      Укажите названия элементов колонны:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Вставьте пропущенные слова:

2.1     Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento)эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре ____________________ и предшествующая культуре нового времени.

2.2     Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать _______________(1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства.

2.3     Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть ______________________,оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дайте определения терминам:

    3.1. Базилика это - _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________

 

    3.2. Эпоха это - ___________________________________________________________

   ___________________________________________________________________________  

   ___________________________________________________________________________ 

Информация о работе Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»