Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________
- трансформация – уровень понятий, изучаемых и применяемых для решения задач творческого характера.[2]
1.2.3 Методическая редукция
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.
В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:
1) лингвистическую трансформацию учебного материала;
2) вербальность и метафоричность формулировок;
3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала;
4) мнемотехнику;
5) операциональные определения технических понятий;
6) остенсивные определения технических понятий и т. д.
Лингвистическая трансформация учебного материала – это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися.
Например – доминанта - композиционный центр
Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму.
Например, при наблюдении демонстрационных опытов, при самостоятельном выполнении лабораторных работ учащийся не сможет провести исследования без соответствующих словесных указаний, пояснений.
Метафоричность (метафора).Этот прием в трансформации учебного материала может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.
Например теплые и холодные цвета (ассоциации с солнцем, огнем и с небом, космосом)
Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале ХХ в. Цель применения мнемотехники – облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.
Например – цвета радуги (каждый охотник желает знать)
Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания.
Как подчеркивает К. К. Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом».
Например – лесировка – это поэтапное послойное решение …. (наложение прозрачных, тонких слоев краски один на другой)
Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение. Остенсивные определения применяются при изучении дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т. д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов – сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении учащихся профессиональных учебных заведений, будущая профессиональная деятельность которых связана с предметными практическими действиями, с объектами технической практики.
Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушать правильности, объективности и научности изучаемого. Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.
1.2.4 Состав предметно – познавательных действий учащихся
Для определения процедур учебной деятельности по усвоению изучаемых понятий выявляют содержание и состав тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы. Для этого необходимо изучить историю возникновения и развития в науке основных понятий темы, проанализировать имеющиеся в учебно-методической литературе трактовки этих понятий, выделить идеи, овладение которыми составляет главную цель изучения. На этой основе строится предварительное описание системы действий (модели учебной деятельности) учащихся, приводящих их к полному усвоению содержания данной темы.
На уроке у учащихся реализуются следующие виды деятельности:
- исполнительская (по образу или аналогу, КПД-низкий)
- репродуктивная (воспроизведение, выполнение действий по образу учителя, КПД-высокий)
- поисковая (исследовательская) – продуктивная, действия 3-4 уровней, когда реализуются умение и творчество.
1.2.5 Выбор методов обучения
Методы обучения – последовательность действий педагога и учащегося по средствам, которых передается и принимается содержание, перерабатывается, а затем воспроизводится.
Для осуществления выбора необходимо знать дидактические условия, которые объективно влияют на этот процесс.
К ним относятся:
1. Структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме урока.
2. Учебно-познавательные возможности учащихся (знания опорных понятий, уровень развития мышления).
3. Возможности преподавателя (предшествующий опыт работы, знание закономерностей процесса обучения, умение управлять познавательной деятельностью учащихся).
4. Материально-техническ
Весь процесс обучения включает в себя:
1. содержание обучения (чему учить?)
2. цели обучения (для чего учить?)
3. средства обучения (что использовать в процесс обучения?)
4. формы организации обучения (как организовать процесс обучения?)
5. методы обучения (как обучать?)
2 Практическая часть
Практическая часть рассматривает разделы: анализ учебно-программной документации, методический анализ учебного материала по теме, методы конструирования на основе методического анализа учебного материала, методы контроля на основе методического анализа, разработка урока теоретического обучения.
2.1 Анализ учебно-программной документации
Подготовка специалистов в области дизайна ведется в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) филиале в городе Кемерово.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2-го поколения 2000 года.
Специальность 050501.65 – Профессиональное обучение (дизайн).
Специализация 030500.04 – Дизайн интерьера.
Дисциплина «История искусства»
Соответствует Федеральному компоненту ОД.Ф.03
Тема «Искусство эпохи Возрождения»
1.1.1 Место темы в курсе
Дисциплина «История искусства» изучается на 1 курсе 1 семестра. На изучение дисциплины всего отводится 100 часов (40 аудиторных и 60 внеаудиторных). Рабочая программа дисциплины предусматривает 40 лекционных часов, из которых 8 часов отводится для изучения темы «Эпоха Возрождения». Практические задания рабочая программа не предусматривает.
Целью дисциплины «История искусства» является изучение сущности, структуры, теологии искусства как целостного исторического и культурного феномена.
Целью изучения темы «Эпоха Возрождения» служит формирование знаний у учащихся происхождения терминов и их значения; этапы развития данной эпохи; наиболее известных художников и их работ; философии Возрождения и главной идеи эпохи.
1.1.2 Межпредметные связи
Изучение темы «Эпоха Возрождения» по дисциплине «История искусства» связана с дисциплинами: «Философия», «Декоративная живопись», «История дизайна», «История материальной культуры», «Колористика».
1.1.3 Требования, к предъявляемые к новой теме
После изучения темы «Эпоха Возрождения» студент должен:
1. Знать:
Основные характерные особенности культуры и искусства Эпохи Возрождения
Основные понятия («Эпоха Возрождения», «Периодизация», «Дученто», «Искусство Ренессанса») и владеть терминологическим аппаратом по теме «Эпоха Возрождения»;
2. Уметь:
Анализировать искусство Эпохи Возрождения;
Сравнивать и выявлять характерные особенности искусств различных временных периодов (Раннее Возрождение, Позднее Возрождение).
Применять полученные знания по теме «Эпоха Возрождения» на практике (например, при определении принадлежности произведения к той или иной культуре).
1.2 Методический анализ учебного материала по теме « Эпоха Возрождения»
Сущностью методического анализа учебного материала по теме «Эпоха Возрождения» является подбор учебного материала по данной теме, структурно-логический анализ учебного материала, методическая переработка учебного материала с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности студентов.
В процессе выполнения методического анализа учебного материала был составлен конспект учебного материала по теме «Эпоха Возрождения». Для составления конспекта учебного материала по данной теме были использованы учебники, методические пособия и учебные пособия по дисциплине «История искусств», а также Интернет-ресурсы. Переработка и отбор учебного материала по теме «Эпоха Возрождения» были произведены таким образом, чтобы учебный материал был доступен для понимания студентов. Также был проработан алгоритм деятельности студентов по освоению новой системы понятий и способов деятельности. Были выбраны приемы и методы, способствующие преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе усвоения нового учебного материала.
Литература, использованная для составления конспекта учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»:
1. История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
2. Лазарев В. Н., «Происхождение итальянского Возрождения», т. 1 — «Искусство Проторенессанса», М., 1956.
3. Ковешникова Н. А., Дизайн история и теория — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 224 с.
4. Всемирная история. Т. I. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
5. Всемирная история. Т. II. / Отв. ред. Ю.П. Францев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
6. Рысаева Т. Д. История искусств: Учеб. пособие/ авт.-сост. Т. Д. Рысаева. – Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2009. – 347с.
7. http://www.artyou.ru/
1.2.1 Краткий конспект темы
План
1. Термин «Возрождение» («Ренессанс»)
2. Периодизация
Предвозрождение
Раннее Возрождение
Высокое Возрождение
Позднее Возрождение
3. Общая характеристика
Искусство
Архитектура
1. Термин «Возрождение» («Ренессанс»)
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.