Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________
За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.
В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.
Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.
Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.
Вывод
Возрождение, или Ренессанс – эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
1.2.2 Структурно-логический анализ темы
Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними. Структурно-логический анализ учебного материала может быть представлен в виде спецификации учебных элементов и графа учебной информации.
Спецификация учебных элементов как форма наглядного изображения отобранного учебного материала представляет собой таблицу.
Спецификация содержит названия УЭ (понятий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы, обозначающие понятия.
Спецификация учебных элементов
№ |
Название учебного элемента |
Опорное понятие
|
Новое понятие |
Условное обозначение |
Уровень усвоения |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Возрождение (Ренессанс) Эпоха Предвозрождение Раннее Возрождение Высокое Возрождение Позднее Возрождение Искусство Архитектура Наука Периодизация Живопись Скульптура Предметный мир Пропорции Форма Архитектурный ордер Базилика Образ Колонна Портал |
+
+ + + + + + + + + + + + + + |
+
+ + + + |
Воз.
Э. Предвоз. Р. Воз. В. Воз. П. Воз. Иск. Арх. Н. Период-я Жив. Ск-ра Пр. м. Проп. Ф. Арх. орд. Баз. Обр. Кол. Пор. |
I
I I I I I II II II I II II I II II II II II II II |
Другими средствами представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в начале 80‑х гг ХХ в. в дидактических и методических исследованиях.
Граф учебной информации - способ выявления и наглядного представления связей или соотношений между учебными элементами. Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребрами (дугами). Каждую вершину следует рассматривать как символ, изображающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.
Граф учебной информации по теме «Эпоха Возрождения»
1.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей
Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Обучающие цели:
Формировать умение анализировать и давать характеристику периодам эпохи Возрождения;
Развивать умение выделять главные особенности периодов эпохи Возрождения;
Формировать навыки выполнения схемы плана архитектурного сооружения эпохи Возрождения;
Развивающие цели:
Развитие речи у учащихся за счет применения нового понятийного аппарата по теме «Эпоха Возрождения»;
Развитие мышления учащихся посредством самостоятельной работы с учебным и справочным материалом;
Развитие сенсорной сферы – аккуратность и точность в выполнении схем и планов, ориентировка в периодах эпохи возрождения;
Воспитывающие цели:
Активировать организацию познавательной деятельности учащихся;
Осуществление формирования эстетических качеств личности учащегося посредством изучения темы «Эпоха Возрождения»;
Когнитивная цель:
Учащийся должен знать основные понятия, правила и принципы построения архитектурных сооружений и исходя из полученных знаний оценивать значимость эпохи Возрождения.
1.2.4 Выбор средств и методов обучения
В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель – учащиеся включаются посредники. Средства обучения как составная часть педагогического процесса представляют собой совокупность компонентов, несущих в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции и предназначенных для формирования у учащихся знаний, умения и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.
Использование средств обучения позволяет разнообразить формы и методы проведения занятий, содержание деятельности учащихся, повышает эффективность учебного процесса. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения.
Наиболее распространенной классификацией средств обучения является их разделение по нескольким основаниям: материальные объекты, знаковая система, логические регулятивы деятельности.
Материальные объекты: учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, плакаты и планшеты, схемы и т.п.
Логические регулятивы: правила, методы и методики, практические действия, операции и приемы.
Для обучения учащихся по теме «Эпоха Возрождения» используются следующие средства обучения:
1. Материально – технические: столы, стулья, аудиторная доска,
интерактивная доска, канцелярские принадлежности;
2. Предметно – знаковые:
- опорный конспект по теме «Эпоха Возрождения»;
- листы рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»;
- демонстрационный материал: схемы и планы архитектурных
сооружений данной эпохи, репродукции картин художников.
3. Логические регулятивы: словесный (рассказ,лекция), наглядный
(показ опорного конспекта, демонстрационного материала – схемы, иллюстрации)
1.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся
На каждом этапе урока теоретического обучения по теме: «Эпоха Возрождения» учащиеся выполняют учебно–познавательную деятельность:
1. Организационный момент – исполнительская деятельность, учащиеся записывают тему урока «Эпоха Возрождения», план урока в рабочую тетрадь.
2. Актуализация опорных понятий – репродуктивная деятельность, студенты отвечают на вопросы по теме предыдущего занятия: «Эпоха Средневековья»:
Назовите периоды составляющие эпоху Средневековья.
Назовите выдающихся художников и архитекторов этой эпохи.
На какие этапы подразделяется эволюция средневекового искусства?
Что влияло на становление изобразительного искусства романского периода?
В чем особенности готического стиля?
3. Формирование новых знаний исполнительская деятельность студенты слушают, конспектируют новые понятия и определения по ходу объяснений преподавателя, делают зарисовки с демонстративного материала( схемы конструктивного решения сводов и куполов, план – схема архитектурного сооружения эпохи Ренессанса).
4. Применение сформированных знаний и умений – репродуктивная деятельность, работа с тестовыми заданиями тематического контроля по теме « Эпоха Возрождения».
5. Домашнее задание – исполнительская деятельность, студенты записывают домашнее задание в рабочую тетрадь:
Выучить лекционный материал, используя дополнительную литературу.
Самостоятельная работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения».
1.2.6 Методическая редукция темы
Методическая редукция это отдельный прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения студентами. К ним относятся: лингвистическая трансформация учебного материала; вербальность и метафоричность формулировок; элиминация менее важных аспектов из содержания учебного материала; мнемотехника; операциона