Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Содержание

Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 896.00 Кб (Скачать)

За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.

Позднее Возрождение

В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.

Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.

  Вывод

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

1.2.2       Структурно-логический анализ темы

Под струк­тур­но-ло­ги­чес­ким анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а так­же установление связей и от­но­ше­ний между ними. Структурно-логический анализ учебного материала может быть представлен в виде спецификации учебных элементов и графа учебной информации.

Спецификация учебных элементов как форма наглядного изображения отобранного учебного материала представляет собой таблицу.

Спецификация содержит названия УЭ (поня­тий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы, обозначающие понятия.

 

Спецификация учебных элементов

 

 

Название учебного элемента

 

Опорное понятие

 

 

Новое понятие

 

Условное обозначение

 

Уровень усвоения

 

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Возрождение (Ренессанс)

Эпоха

Предвозрождение

Раннее Возрождение

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение

Искусство

Архитектура

Наука

Периодизация

Живопись

Скульптура

Предметный мир

Пропорции

Форма

Архитектурный ордер

Базилика

Образ

Колонна

Портал

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

 

+

+

+

+

 

Воз.

 

Э.

Предвоз.

Р. Воз.

В. Воз.

П. Воз.

Иск.

Арх.

Н.

Период-я

Жив.

Ск-ра

Пр. м.

Проп.

Ф.

Арх. орд.

Баз.

Обр.

Кол.

Пор.

 

I

 

I

I

I

I

I

II

II

II

I

II

II

I

II

II

II

II

II

II

II

 

Другими средствами представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в на­ча­ле 80‑х гг ХХ в. в ди­дак­ти­чес­ких и ме­то­ди­чес­ких исследованиях.

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами. Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами). Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Граф учебной информации по теме «Эпоха Возрождения»

 

 

 

                                                                                                       I   Понятие Ренессанса

 

 

 

 

                                                                                                                                 II   Периодизация

                                                                                          эпохи Возрождения

 

 

 

 

             

 

             

 

 

 

 

 

                                                                                                                  III Общая характеристика

                                                                               Ренессанса

 

1.2.3       Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей

Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Обучающие цели:

             Формировать умение анализировать и давать характеристику периодам эпохи Возрождения;

             Развивать умение выделять главные особенности периодов эпохи Возрождения;

             Формировать навыки выполнения схемы плана архитектурного сооружения эпохи Возрождения;

Развивающие цели:

             Развитие речи у учащихся за счет применения нового понятийного аппарата по теме «Эпоха Возрождения»;

             Развитие мышления учащихся посредством самостоятельной работы с учебным и справочным материалом;

             Развитие сенсорной сферы – аккуратность и точность в выполнении схем и планов,  ориентировка в периодах эпохи возрождения;

Воспитывающие цели:

                  Активировать организацию познавательной деятельности учащихся;

             Осуществление формирования эстетических качеств личности учащегося посредством изучения темы «Эпоха Возрождения»;

Когнитивная цель:

             Учащийся должен знать основные понятия, правила и принципы построения архитектурных сооружений и исходя из полученных знаний оценивать значимость эпохи Возрождения.

1.2.4       Выбор средств и методов обучения

В про­цес­се обучения для организации взаимодействия преподаватель – учащиеся включаются посредники. Средства обучения как составная часть педагогического процесса представляют собой совокупность компонентов, несущих в себе учеб­ную информацию или выполняющих тренирующие функции и предна­значенных для формирования у учащихся знаний, умения и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всесто­роннего развития и воспитания.

Использование средств обучения позволяет разнообразить формы и методы проведения занятий, содержание деятельности уча­щихся, повышает эффективность учебного процесса. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явле­нии, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения.

Наиболее распространенной классификацией средств обучения является их разделение по нескольким основаниям: материальные объ­екты, знаковая система, логические регулятивы деятельности.

Материальные объекты: учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационное оборудование, технические средства обу­чения (ТСО).

Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, плакаты и планшеты, схемы и т.п.

Логические регулятивы: правила, методы и методики, практиче­ские действия, операции и приемы.

Для обучения учащихся по теме «Эпоха Возрождения» используются следующие средства обучения:

1.      Материально – технические: столы, стулья, аудиторная доска,

интерактивная доска, канцелярские принадлежности;

2.      Предметно – знаковые:

-         опорный конспект по теме «Эпоха Возрождения»;

-         листы рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»;

-         демонстрационный материал: схемы и планы архитектурных

сооружений данной эпохи, репродукции картин художников.

3.      Логические регулятивы: словесный (рассказ,лекция), наглядный

(показ опорного конспекта, демонстрационного материала – схемы, иллюстрации)

1.2.5       Определение учебно-познавательных действий учащихся

              На каждом этапе урока теоретического обучения по теме: «Эпоха Возрождения» учащиеся выполняют учебно–познавательную деятельность:

1.     Организационный момент – исполнительская деятельность, учащиеся записывают тему урока «Эпоха Возрождения», план урока в рабочую тетрадь.

2.     Актуализация опорных понятий – репродуктивная деятельность, студенты отвечают на вопросы по теме предыдущего занятия: «Эпоха Средневековья»:

      Назовите периоды составляющие эпоху Средневековья.

      Назовите выдающихся художников и архитекторов этой эпохи.

      На какие этапы подразделяется эволюция средневекового искусства?

      Что влияло на становление изобразительного искусства романского периода?

      В чем особенности готического стиля?

3.     Формирование новых знаний исполнительская деятельность студенты слушают, конспектируют новые понятия и определения по ходу объяснений преподавателя, делают зарисовки с демонстративного материала( схемы конструктивного решения сводов и куполов, план – схема архитектурного сооружения эпохи Ренессанса).

4.     Применение сформированных знаний и умений – репродуктивная деятельность, работа с тестовыми заданиями тематического контроля по теме « Эпоха Возрождения».

5.     Домашнее задание – исполнительская деятельность, студенты записывают домашнее задание в рабочую тетрадь:

                 Выучить лекционный материал, используя дополнительную литературу.

                  Самостоятельная работа с листами рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения».

1.2.6       Методическая редукция темы

Методическая редукция это отдельный прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения студентами. К ним относятся: лингвистическая трансформация учебного материала; вер­бальность и метафоричность формулировок; элиминация менее важных аспектов из содержания учебного материала; мнемо­тех­ни­ка; опе­ра­ци­ональное определение технических понятий; ос­тен­сив­ные определения.

Информация о работе Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»