Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа
по дисциплине: «Методика профессионального обучения»
на тему: «Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «История искусств» по теме «Эпоха Возрождения»»
Кемерово, 2010
Содержание
Аннотация_____________________ Введение______________________ 1. Основная (теоретическая) часть_________________________ 1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6 1.2 Структура методического анализа учебного материала___7 1.2.1 Подбор учебного материала_____________________ 1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9 1.2.3 Методическая редукция______________________ 1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся______________________ 1.2.5 Выбор методов обучения______________________ 2. Практическая часть_________________________ 2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15 2.1.1 Место темы в курсе_________________________ 2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16 2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16 2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17 2.2.1 Краткий конспект______________________ 2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31 2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей_________________________ 2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36 2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся______________________ 2.2.6 Методическая редукция темы______________________38 2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала_____________________ 2.3.1 Опорный конспект темы__________________________ 2.3.2 Листы рабочей тетради_______________________ 2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54 2.4.1 Тест тематического контроля______________________ 2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67 Заключение____________________ Литература____________________ |
|
Аннотация
В основе курсовой работы лежит самостоятельная творческая деятельность студента по выполнению методического анализа учебного материала. Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность преподавателя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Введение
Одной из задач современной системы образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Для этого необходимо обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над определенным курсом, что в свою очередь достигается благодаря правильно отобранному и переработанному материалу.
Во время подготовки к уроку теоретического обучения большую часть времени педагогу приходится тратить именно на анализ и отбор содержания учебного материала, а также на его методическую переработку.
Курсовая работа выполнена по дисциплине «История искусств», которая является дисциплиной отраслевой подготовки в области художественного оформления (дизайна). Тема «Эпоха Возрождения» выбрана не случайно, поскольку специалистам в области дизайна интерьеров необходимо не только знать историю искусства Ренессанса, но и уметь определять принадлежность произведений искусства к той или иной культуре.
Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении способствует адаптации будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности.
Цель курсовой работы: Выполнить методический анализ учебного материала по теме урока «Эпоха Возрождения».
Задачи курсовой работы:
1.Изучить сущность и структуру методического анализа учебного материала;
2.Составить конспект урока по теме «Эпоха Возрождения»;
3.Выполнить структурно-логический анализ учебного материала по теме «Эпоха Возрождения»;
4.Разработать предметно-знаковые средства обучения (опорный конспект и листы рабочей тетради по теме «Эпоха Возрождения»);
5.Разработать тестовые задания тематического контроля по теме «Эпоха Возрождения»;
6.Разработать урок теоретического обучения по теме «Эпоха Возрождения».
1 Основная (теоретическая) часть
С теоретической точки зрения основная часть рассматривает разделы: сущность методического анализа учебного материала и структуру методического анализа учебного материала.
1.1 Сущность методического анализа учебного материала
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а так же переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.
Под методическим анализом учебного материала следует понимать мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формирования понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.
Учебным материалом называют ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и пр.).
Функциями методического анализа учебного материала являются выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности.
Цель методического анализа учебного материала состоит в том, чтобы определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.
Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.
Предметом методического анализа являются приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.
Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, листа рабочей тетради, инструкционной карты, теста, схемы, плаката и т. д.[1]
1.2 Структура методического анализа учебного материала
Процедура и последовательность проведения методического анализа учебного материала технических дисциплин следующие:
- подбор учебного материала;
- структурно-логический анализ учебного материала;
- методическая редукция учебного материала;
- определение состава предметно-познавательных действий
учащихся;
- выбор средств, методов, и форм обучения;
- конкретизация обучающей и когнитивной целей;
- рефлексия методической деятельности.
1.2.1 Подбор учебного материала
Учебная информация (учебники по предметам, технические описания, учебные пособия, инструкции, научные статьи, справочная литература и т. п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.
Основные сложности, возникающие при осуществлении анализа содержания учебного материала состоят в следующем:
1. Отсутствии учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новых учебных планах (технических лицеях и колледжах). В связи с этим преподавателю приходится отбирать и структурировать учебный материал из учебников, рекомендуемых для вузов и техникумов. Но уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала в них не соответствует уровню обученности студентов, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации. В таких ситуациях преподаватель должен трансформировать содержание вводимых понятий и адаптировать его познавательным возможностям студентов.
2. Недостаточной полноте учебной информации по отдельным темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деятельность педагога по анализу связана с поиском информации в различных документах, журналах, специальной литературе и т.д.; с отбором содержания формируемых понятий, ее переработкой и представлением в форму, доступную для усвоения студентами.
3. Отсутствии единого учебника для учебных заведений начального профессионального образования по целому ряду специальных дисциплин. Это ставит преподавателя в ситуацию конструирования содержания занятия из 3-5 рекомендуемых по программе учебников.
4. Отсутствии в содержании современных дисциплин (например, системотехнике, эргономике, дизайне систем и др.) ориентации на какую-либо одну базовую научную дисциплину. Поэтому содержание этих дисциплин объединяет и интегрирует факты теории, методы технических и естественнонаучных областей знаний.
Результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала к уроку.
1.2.2 Структурно – логический анализ
Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними. Учебный элемент (УЭ) – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т. д. При этом способы выражения информации (формула закона или график зависимости) не считаются учебными элементами.
Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям по времени формирования, по уровню сформированности понятий.
По времени формирования выделяют опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности учащихся.
Следующее основание для классификации – это уровни сформированности понятий. Возможна четырехуровневая система (по В. П. Беспалько): знакомство – воспроизведение – умение – трансформация (сокращенно: З – В – У – Т).
Для изучения дисциплин можно рекомендовать следующие определения:
- знакомство – уровень усвоения вспомогательных понятий, которые
учащийся должен узнавать, уметь классифицировать, а также знать их определения и назначение.
- воспроизведение – уровень понятий, которые используются для объяснения сущностных характеристик и конструкций технических объектов и принципов их действия (понятий, описывающих геометрические свойства электрической цепи, конструкции электрических аппаратов, электрических машин и др.). Понятия указанного уровня используются для определения методики решения типовых задач, алгоритм решения которых выводится из применения известных формул;
- умение – уровень понятий, используемых для анализа физических явлений и процессов. Понятия, формируемые на данном уровне используются в изучении учебных дисциплин, связанных межпредметными связями. Таким образом, этот уровень формирования позволяет осуществлять перенос понятий из одной системы понятий в другую;