Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому студент должен определить для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Аннотация__________________________________________________3
Введение___________________________________________________4
1. Основная (теоретическая) часть___________________________6
1.1 Сущность методического анализа учебного материала___6
1.2 Структура методического анализа учебного материала___7
1.2.1 Подбор учебного материала______________________8
1.2.2 Структурно-логический анализ____________________9
1.2.3 Методическая редукция__________________________11
1.2.4 Состав предметно-познавательных действий учащихся_______________________________________________13
1.2.5 Выбор методов обучения_________________________13
2. Практическая часть______________________________________14
2.1 Анализ учебно-программной документации_____________15
2.1.1 Место темы в курсе______________________________15
2.1.2 Межпредметные связи темы______________________16
2.1.3 Требования, предъявляемые к новой теме___________16
2.2 Методический анализ учебного материала по теме_______17
2.2.1 Краткий конспект_______________________________18
2.2.2 Структурно-логический анализ темы_______________31
2.2.3 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих, когнитивных целей___________________________________35
2.2.4 Выбор средств и методов обучения_________________36
2.2.5 Определение учебно-познавательных действий учащихся_____________________________________________37
2.2.6 Методическая редукция темы______________________38
2.3 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала______________________________________40
2.3.1 Опорный конспект темы___________________________46
2.3.2 Листы рабочей тетради____________________________47
2.4. Методы контроля на основе методического анализа______54
2.4.1 Тест тематического контроля_______________________58
2.5 Разработка урока теоретического обучения______________67
Заключение___________________________________________________70
Литература_________________
______________________________
3.3. Пропорции это - ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
3.4. Архитектурный ордер это - ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
4. Напишите правильную последовательность периодов эпохи Возрождения:
______________________________
5.Установите соответствие:
Кватроченто
Дученто
Ченквеченто
Треченто
6. Нарисуйте копию колонны:
1.4 Методы контроля на основе методического анализа
Важным этапом в процессе обучения является проверка и контроль знаний и умений студентов, что также позволяет получить сведения о положительных и отрицательных сторонах методики профессионального обучения.
Одним из методов письменного контроля является контроль в виде тестового задания.
Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.
Тест состоит из задания, которое выдается обучающемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.
Эталон – это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись:
Т = З + Э,
где Т – тест, З – задание, Э – эталон.
Преподаватель, сверяя пооперационно ответ студента с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ студента, можно определить по эталону число правильно выполненных им операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний.
Коэффициент усвоения – показатель обученности студента по предмету. Он вычисляется по следующей формуле:
K = ,
где К – коэффициент усвоения знаний.
Установлено, что 0<K≤1. Если K≥0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Студенты уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок. Если K < 0,7, то студент в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить.
Существует несколько классификаций тестовых заданий:
По времени проведения тестирования выделяют:
- входное тестирование (используется для оценки уровня знаний в начале обучения);
- текущее тестирование (для оценки усвоения знаний в течении обучения);
- тематическое тестирование (для оценки знаний, умений и навыков по завершению изучения темы/раздела);
- итоговое тестирование (оценка умений, навыков в конце обучения).
По уровням усвоения:
Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта.
В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как правильный ответ содержится в самом задании.
- Тесты на опознание. В них одна существенная операция – выбор из альтернативы «ДА» – «НЕТ», т. е. р=1.
- Тесты на различие. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов.
-Тесты-классификации. Разновидностью тестов на различие являются тесты-классификации. В них соединены несколько тестов на различие.
В тесты второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизвести информацию на изучаемые учебные элементы без опоры на помощь и подсказку извне.
- Тесты-подстановки. Наиболее простыми являются тесты-подстановки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста.
- Конструктивный тест. Другая разновидность тестов второго уровня – конструктивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему.
В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого.
- Тест-типовая задача. Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций.
Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.
Тесты третьего уровня используются тогда, когда требуется определить умения учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
- Тест-нетиповая задача. Это разновидность тестов третьего уровня. Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к типовой задаче путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для создания тестов третьего уровня могут быть задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Число существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону.
- Тест «черный ящик». В него, как правило, включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащихся знаниях и умениях. Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание.
Тестов четвертого уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.
С помощью тестов преподаватель может выявить профессиональные знания и умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний учащихся.
1.4.1 Тест тематического контроля
Инструкция к тесту тематического контроля по дисциплине «История искусства» по теме «Эпоха Возрождения»
Цель тестирования: тест предназначен для проверки правильности понимания и запоминания учащимися определений, правил, алгоритмов по дисциплине «История искусства» теме урока «Эпоха Возрождения».
Тест состоит из 15 тестовых заданий. В тесте использованы тестовые задания различной формы, однотипные задания сгруппированы в блоки. В начале каждого блока заданий имеется инструкция, указывающая на действия, которые должны выполнять испытуемые для успешного решения тестовых заданий.
При выполнении заданий с формулировкой «Выберите альтернативу да или нет» вы должны определить правильный ответ.
При выполнении заданий с формулировкой «Выберите правильный вариант ответа» вы должны выбрать один правильный ответ из предложенных.
При выполнении заданий с формулировкой «Установите соответствие» вы должны найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбиков, чтобы одной позиции первого столбика соответствовало только одна позиция второго, повтор используемых позиций не допустим.
При выполнении заданий с формулировкой «Установите правильную последовательность» вам необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности.
При выполнении заданий с формулировкой «Определите, что находится в черном ящике» вам необходимо определить о чем написано в тексте.
Вид тестирования – бланковое, с использованием отдельных бланков для ответов. В бланках заносятся ФИО,№ группы, вариант, номера заданий и
соответствующие им буквенные обозначения правильного (правильных) ответа (ответов).
Время выполнения теста – 30 минут.
Тест тематического контроля по теме «Эпоха Возрождения»
Для заданий 1-4 выберите альтернативу да или нет
1. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции была построена Бернардо ди Лоренцо
да
нет
2. Микеланджело основоположник маньеризма в архитектуре
да
нет
3. Эпоха Возрождения возникла в италии
да
нет
4. Маньеризм является фазой раннего Возрождения
да
нет
Для заданий 5-8 выберите правильный вариант ответа
1. создатель усыпальницы Медичи при церкви Сан-Лоренцо
а микеланджело
б донато браманте
в бернардо ди лоренцо
г филиппо брунеллески
2. страны входящие в состав северного возрождения
а испания и англия
б россия и португалия
в испания и португалия
г франция и нидерланды
3. Первым обозначил термин «возрождение»
А жан боден
Б микеланджело
В джорджо вазари
Г донато браманте
4. Высоким возрождением называют период
А пятый
Б третий
В второй
Г первый
Д четвертый
Для задания 9 установите соответствие
5. Установите соответствие между веком и периодом эпохи
период | век |
1 кватроченто | А 16 век |
2 дученто | Б 15век |
3 треченто | В 13 век |
4 ченквеченто | Г 14 век |
| Д 12 век |