Большое
значение в диагностике умственной
отсталости имеют офтальмологическое
и рентгенографическое исследования
(особенно рентгеновская компьютерная
томография). Исследование глаза нередко
позволяет выявить такие симптомы,
как хориоретинит, пигментная дегенерация
сетчатки, катаракта, глаукома, а также
некоторые микроаномалии, указывающие
на внутриутробный дисгенез, — глиоз дисков
зрительных нервов, аномалии строения
сосудов сетчатки и т. п. Во многих случаях
при осмотре глазного дна определяются
степень внутричерепной гипертензии и
ее динамика. Рентгенография черепа очень
важна для выявления признаков повышения
внутричерепного давления, локализации
атрофии паренхимы мозга и деформаций
ликворных пространств, скрытых аномалий
строения черепа, особенно для диагностики
краниостеноза.
Психические
расстройства и умственная отсталость.
У умственно отсталых лиц часто
имеет место эгоцентризм, консерватизм
мышления, связанные с когнитивным
дефицитом, трудности в формировании
гипотез, абстрактном мышлении. Некоторые
больные пытаются ответить на плохое обращение
с ними, обнаруживая агрессию и другие
формы негативного поведения. Низкая самооценка
предрасполагает к развитию депрессии
[27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- На основе
теоретического анализа научной
литературы по теме малые аномалии развитий
детей с интеллектуальной недостаточностью
мы уточнили категориальный аппарат по
данному вопросу: понятия норма и аномалии
развития. Развели понятия интеллектуальная
недостаточность и олигофрения, выделили
классификацию интеллектуальной недостаточности
по степени проявления признака в современной
науке.
- Выявили причины
обуславливающие развитие интеллектуальной
недостаточности: наследственные заболевания;
хромосомные и генные мутации; внутриутробные
инфекции хронического характера; внутриутробные
инфекции вирусного характера; хронические
заболевания матери; применение лекарственных
препаратов; иммунологический конфликт
между плодом и матерью по резус-фактору
или групповым антигенам крови; вредные
привычки матери; различные физические
и психические травмы.
- Установили,
что среди детей с интеллектуальной недостаточностью
распространены нарушения развития, особенно
проблемы с речью и поведением. Эмоциональные
и поведенческие проблемы считаются скорее,
частью спектра проблем, сопутствующих
интеллектуальной недостаточности, нежели
признаком психической патологии.
- Дети с интеллектуальной
недостаточностью подвергаются большому
риску иметь другие физические нарушения
и нарушения развития, которые могут оказывать
глубокое воздействие на их физическое
и психическое здоровье (например, сенсорные
нарушения, церебральный паралич и эпилепсия).
- При соматическом
осмотре детей с интеллектуальной недостаточностью
выявляются врожденные пороки развития
и так называемые малые аномалии, которые
очень часто встречаются у детей с интеллектуальной
недостаточностью, что указывает на внутриутробный
характер поражения. Эти аномалии являются
следствием незавершенного, реже искаженного
морфогенеза (часть из них может быть и
выражением нормальной вариабельности
того или иного морфологического признака).
Поставленная
перед нами цель дипломной работы
– выявить малые аномалии развития
у детей с интеллектуальной недостаточностью
– была достигнута в процессе полного
выполнения задач, указанных во введении
данной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Адлер, А.
Индивидуальная психология / А. Адлер.
- М., 1996. – 455 с.
- Астапов,
В.М. Введение в дефектологию с основами
нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов.
- М.: Международная педагогическая академия,
1994. – 347 с.
- Богданова,
Т.Г. Дефектология // Т.Г. Богданова. –М.,
2002 - С. - 208-215.
- Братусь,
Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. -
М., 1988. – 327 с.
- Брунер, Дж.
Психология познания / Дж. Брунер. -М.,1997.
– 309 с.
- Власова,
Т.А. О детях с отклонениями в развитии
/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1993. – 233
с.
- Выготский,
Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский.
- М., 1995. – 524 с.
- Голубева,
Э.А. Способности и индивидуальность /
Э.А. Голубева. - М., -1995. – 112 с.
- Гросс, К.
Душевная жизнь ребёнка / К. Гросс. - Киев,
2001. – 32 с.
- Жизнь детей
с нарушением интеллекта. - СПб., 1997 – 45
с.
- Занков, Л.В.
Обучение у детей с нарушением интеллекта
/ Л.В. Занков. – М., 1991. – 345 с.
- Запорожец,
А.В. Роль элементов практики и речи в развитии
мышления у детей (на материале олигофренов)
// Избр. психол. труды / А.В. Запорожец. -
М., 1986. - Т.1. – 331 с.
- Зыков, С.А.
Проблема обучения интеллектуально недостаточных
детей / С.А. Зыков. - М., 1991. – 431 с.
- Лебединский,
В.В. Нарушения психологического развития
детей / В.В. Лебединский, Б.В. Зейгарник.
- М., 1985 – 205 с.
- Леонтьев,
А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.
- М.,1975. – 200 с.
- Леонтьев,
А.Н. К теории развития психики ребёнка
// Избр. психол. произв. / А.Н. Леонтьев.
- М.,1983. – С. – 47.
- Лубовский,
В.И. Общие и специфические закономерности
психического развития аномальных детей
/ В.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 256 с.
- Лурия, Н.С.
Своеобразие психического развития умственно
отсталого ребенка / Н.С. Лурия. - М., 1989.
– 156 с.
- Неплох, Я.М.
Человек, познай себя. Записки психиатра
/ Я. М. Неплох. - СПб, 1991. – 287 с.
- Основы коррекционной
педагогики. Учебно - методическое пособие
/ Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В.,
Педагогический институт Саратовского
государственного университета им. Н.Г.
Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
- Основы специальной
психологии: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л.
И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред.
Л. В. Кузнецовой. – 2-е изд., испр. – Москва:
Издательский центр «Академия», 2005. –
480 с.
- Певзнер,
М.С. Основы дефектологии / М.С. Певзнер.
- М., 1989. 449 с.
- Пинский,
Б.И. Вопросы обучения и воспитания детей
с нарушениями интеллекта / Б.И. Пинский.
- М., 1992. – 344 с.
- Ремшмидт,
Х. Детская и подростковая психиатрия
/ Х. Ремшмидт. - М.: ЭКСМО. - 1999. – 624 с.
- Рубинштейн,
С.Я. Психология умственно отсталого школьника:
Учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности № 2111 «Дефектология».
– 3-е издание, переработанное и дополненное/
С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
– 192 с.
- Специальная
психология. Учебно-методические рекомендации
для студентов и преподавателей педагогического
университета. – Тула. – 2001.
- Сухарева,
Е.Г. Вопросы исследования познавательных
качеств у детей с интеллектуальными нарушениями
/ Е.Г. Сухорева. - М., 1986. – 440 с.
- Сэдок, Б.
Клиническая психиатрия в 2-х томах / Б.
Седок. - М.: Медицина. 1998. – Т. 2. - 672 с.