Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться и развести понятия «норма», «аномалия», «дефект»
Изучить понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях;
Выявить клинические разновидности интеллектуальной недостаточности;
Установить причины интеллектуальной недостаточности;
Выделить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ………………. 5
Понятия “норма”,“аномалия”, “дефект”………………………….. 5
Интеллектуальная недостаточность………………………………. 8
Клинические разновидности интеллектуальной
Недостаточности……………………………………………………. 11
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………… 20
2.1 Аномалии развития как причина интеллектуальной
недостаточности…………………………………………………… 20
2.2. Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной
недостаточностью…………………………………………………. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Большое значение в диагностике умственной отсталости имеют офтальмологическое и рентгенографическое исследования (особенно рентгеновская компьютерная томография). Исследование глаза нередко  позволяет выявить такие симптомы, как хориоретинит, пигментная дегенерация сетчатки, катаракта, глаукома, а также некоторые микроаномалии, указывающие на внутриутробный дисгенез, — глиоз дисков зрительных нервов, аномалии строения сосудов сетчатки и т. п. Во многих случаях при осмотре глазного дна определяются степень внутричерепной гипертензии и ее динамика. Рентгенография черепа очень важна для выявления признаков повышения внутричерепного давления, локализации атрофии паренхимы мозга и деформаций ликворных пространств, скрытых аномалий строения черепа, особенно для диагностики краниостеноза.

     Психические расстройства и умственная отсталость. У умственно отсталых лиц часто  имеет место эгоцентризм, консерватизм мышления, связанные с когнитивным  дефицитом, трудности в формировании гипотез, абстрактном мышлении. Некоторые больные пытаются ответить на плохое обращение с ними, обнаруживая агрессию и другие формы негативного поведения. Низкая самооценка предрасполагает к развитию депрессии [27].

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     
  1. На основе теоретического анализа научной  литературы по теме малые аномалии развитий детей с интеллектуальной недостаточностью мы уточнили категориальный аппарат по данному вопросу: понятия норма и аномалии развития. Развели понятия интеллектуальная недостаточность и олигофрения, выделили классификацию интеллектуальной недостаточности по степени проявления признака в современной науке.
  2. Выявили причины обуславливающие развитие интеллектуальной недостаточности: наследственные заболевания; хромосомные и генные мутации; внутриутробные инфекции хронического характера; внутриутробные инфекции вирусного характера; хронические заболевания матери; применение лекарственных препаратов; иммунологический конфликт между плодом и матерью по резус-фактору или групповым антигенам крови; вредные привычки матери; различные физические и психические травмы.
  3. Установили, что среди детей с интеллектуальной недостаточностью распространены нарушения развития, особенно проблемы с речью и поведением. Эмоциональные и поведенческие проблемы считаются скорее, частью спектра проблем, сопутствующих интеллектуальной недостаточности, нежели признаком психической патологии.
  4. Дети с интеллектуальной недостаточностью подвергаются большому риску иметь другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут оказывать глубокое воздействие на их физическое и психическое здоровье (например, сенсорные нарушения, церебральный паралич и эпилепсия).
  5. При соматическом осмотре детей с интеллектуальной недостаточностью выявляются врожденные пороки развития и так называемые малые аномалии, которые очень часто встречаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, что указывает на внутриутробный характер поражения. Эти аномалии являются следствием незавершенного, реже искаженного морфогенеза (часть из них может быть и выражением нормальной вариабельности того или иного морфологического признака).

     Поставленная  перед нами цель дипломной работы – выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью – была достигнута в процессе полного выполнения задач, указанных во введении данной работы.

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
  1. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - М., 1996. – 455 с.
  2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 347 с.
  3. Богданова, Т.Г. Дефектология // Т.Г. Богданова. –М., 2002 - С. - 208-215.
  4. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 1988. – 327 с.
  5. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. -М.,1997. – 309 с.
  6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1993. – 233 с.
  7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М., 1995. – 524 с.
  8. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М., -1995. – 112 с.
  9. Гросс, К. Душевная жизнь ребёнка / К. Гросс. - Киев, 2001. – 32 с.
  10. Жизнь детей с нарушением интеллекта. - СПб., 1997 – 45 с.
  11. Занков, Л.В. Обучение у детей с нарушением интеллекта / Л.В. Занков. – М., 1991. – 345 с.
  12. Запорожец, А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале олигофренов) // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец. - М., 1986. - Т.1. – 331 с.
  13. Зыков, С.А. Проблема обучения интеллектуально недостаточных детей / С.А. Зыков. - М., 1991. – 431 с.
  14. Лебединский, В.В. Нарушения психологического развития детей / В.В. Лебединский, Б.В. Зейгарник. - М., 1985 – 205 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.,1975. – 200 с.
  16. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребёнка // Избр. психол. произв. / А.Н. Леонтьев. - М.,1983. – С. – 47.
  17. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей / В.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 256 с.
  18. Лурия, Н.С. Своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка / Н.С. Лурия. - М., 1989. – 156 с.
  19. Неплох, Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра / Я. М. Неплох. - СПб, 1991. – 287 с.
  20. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
  21. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.
  22. Певзнер, М.С. Основы дефектологии / М.С. Певзнер. - М., 1989. 449 с.
  23. Пинский, Б.И. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Б.И. Пинский. - М., 1992. – 344 с.
  24. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия / Х. Ремшмидт. - М.: ЭКСМО. - 1999. – 624 с.
  25. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2111 «Дефектология». – 3-е издание, переработанное и дополненное/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  26. Специальная психология. Учебно-методические рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета. – Тула. – 2001.
  27. Сухарева, Е.Г. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями / Е.Г. Сухорева. - М., 1986. – 440 с.
  28. Сэдок, Б. Клиническая психиатрия в 2-х томах / Б. Седок. - М.: Медицина. 1998. – Т. 2. - 672 с.

Информация о работе Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью