Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться и развести понятия «норма», «аномалия», «дефект»
Изучить понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях;
Выявить клинические разновидности интеллектуальной недостаточности;
Установить причины интеллектуальной недостаточности;
Выделить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ………………. 5
Понятия “норма”,“аномалия”, “дефект”………………………….. 5
Интеллектуальная недостаточность………………………………. 8
Клинические разновидности интеллектуальной
Недостаточности……………………………………………………. 11
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………… 20
2.1 Аномалии развития как причина интеллектуальной
недостаточности…………………………………………………… 20
2.2. Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной
недостаточностью…………………………………………………. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

                      Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 

      ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ………………. 5

    1. Понятия “норма”,“аномалия”, “дефект”………………………….. 5
    2. Интеллектуальная недостаточность………………………………. 8
    3. Клинические разновидности интеллектуальной

      Недостаточности……………………………………………………. 11 

      ГЛАВА 2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С

      ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………… 20 

      2.1 Аномалии развития как причина интеллектуальной

      недостаточности…………………………………………………… 20

      2.2. Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной

      недостаточностью…………………………………………………. 26 
       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 29

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Авторы одной из первых профессиональных книг по теме умственной отсталости, или «идиотии», как она называлась почти полтора века назад, сетовали на то, что научную истории идиотии еще нужно создавать, данные по ней скудны, а исследования не очень привлекательны.

     Термин  «идиот» происходит от греческого слова, обозначающее частное лицо. До середины XIX столетия дети и взрослые, которым сегодня поставили бы диагноз интеллектуальной недостаточнсти, зачастую помещались вместе с людьми, страдающими психическими заболеваниями. Как правило, их игнорировали и боялись даже медики, потому что их отличия от внешности и в способностях были тогда очень мало исследованы.

     Хотя  страхи, возмущение и презрение вековой  давности продолжают затмевать многие важные открытия, касающиеся интеллекта ниже нормального, в течение прошлого столетия произошли монументальные достижения в сфере интеллектуальной недостаточности: в определении ее причин, в предоставлении лечения и принципов педагогического процесса.

     Лучшее  понимание развития детей с интеллектуальной недостаточностью, вкупе с исследованиями в генетике, психопатологии и в других областях, резко изменило лицо этой сферы.

     Определенно можно сказать, что наличие дефекта  какой-либо функции еще не означает, что человек будет иметь проблемы в развитии. Сложная взаимосвязь  врожденных и приобретенных дефектов, а также определенных социальных условий может рассматриваться как причина аномального развития человека.

     Чрезвычайно важно практическое значение правильного  определения понятия «интеллектуальная  недостаточность». Для интеллектуально  недостаточных детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских садов. Все интеллектуально недостаточные дети должны обучаться в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия «интеллектуальная недостаточность» зависит судьба многих детей.

     Поскольку только сочетание двух признаков: нарушение  познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это  нарушение, свидетельствует о наличии  у ребенка интеллектуальной недостаточности. Поэтому, мы считаем особо актуальным, изучить проблему проявления интеллектуальной недостаточности.

     Проблема  интеллектуальной недостаточности  рассмотрена в работах: Божович Л.И., Выготского Л.С., Занкова Л.В., Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я., Э. Сегена и др.

     Цель  исследования – на основе теоретического анализа выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Ознакомиться и развести понятия «норма», «аномалия», «дефект»
  2. Изучить понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях;
  3. Выявить клинические разновидности интеллектуальной недостаточности;
  4. Установить причины интеллектуальной недостаточности;
  5. Выделить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

     Объектом исследования является интеллектуальная недостаточность.

     Предмет – малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Метод исследования - анализ научной литературы. 

 

      ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ» 

    1. Понятия “норма”, “аномалия”, “дефект”
 

     В литературе справедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”, является проблемой, трудной  для определения [19, с. 37]. Признаки, долженствующие сформировать понятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности к социальным нормам.

     В литературе под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся [4, с. 7].

     Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей  закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

     Проблема  нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

     Одно  из основных значений термина «норма» (лат norma) – установленная мера, средняя  величина чего-либо. Понятие нормы  относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно  меняется со временем.

     Проблема  критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма; нормы психического развития.

     Если  подвергнуть анализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм, выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что под нормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи с этим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде” [4, с. 7]. Психофизиологи придерживаются аналогичной точки зрения.

     Вышеизложенное  позволяет заключить, что под  нормой понимается баланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которому системы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюда можно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак: норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология - крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение. Предложенная формулировка требует учета трех методологических факторов.

     Во-первых, отклонения от нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественное состояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицы количества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, то качественные характеристики меняются.

     Во-вторых, незначительные отклонения от нормы  допустимы. Например, греческий идеал - гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц, большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентов искажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такое отклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии в отличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.

     В-третьих, отклонение от нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такое положение приобретает  статус качественно противоположного состояния, т.е. антипода нормы.

     Изучение  закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере  детской патопсихологии, дефектологии (специальной психологии и специальной  педагогики) и детской психиатрии. Дефектология как область знания сложилась в результате развития и интеграции отдельных ее отраслей: сурдопедагогики (воспитание и обучение детей с недостатками слуха); тифлопедагогики (воспитание и обучение детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики (воспитание и обучение умственно отсталых детей); логопедии (изучение и коррекция недостатков речи), а также выявления общих закономерностей развития, обучения и воспитания аномальных детей. Адекватным в этих условиях является комплексный подход к изучению аномальных детей различными специалистами (педагогами, врачами, дефектологами, психологами, физиологами).

     Согласно  определения в медицинском словаре, дефект (defectus; лат. отпадение, убывание, недостаток) – в психиатрии форма  изменения личности, характеризующаяся  обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств и утратой прежних возможностей, наблюдающаяся при различных болезнях и травмах головного мозга.

     Дефект  одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или  иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

     Дефект  у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях [21, с. 5].

     Л.С. Выготский ввел понятие о первичном  и вторичном дефектах. Первичные  дефекты возникают в результате органического повреждения или  недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными» [20, с. 35].

     В основе аномального развития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервной системы или  периферические нарушения определенного  анализатора. Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка могут привести к «педагогической запущенности».

     Причины, приводящие к возникновению детских  аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут  рассмотрены ниже). Подчиняясь в  целом общим закономерностям  психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития [2, с. 4].

Информация о работе Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью