Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться и развести понятия «норма», «аномалия», «дефект»
Изучить понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях;
Выявить клинические разновидности интеллектуальной недостаточности;
Установить причины интеллектуальной недостаточности;
Выделить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ………………. 5
Понятия “норма”,“аномалия”, “дефект”………………………….. 5
Интеллектуальная недостаточность………………………………. 8
Клинические разновидности интеллектуальной
Недостаточности……………………………………………………. 11
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………… 20
2.1 Аномалии развития как причина интеллектуальной
недостаточности…………………………………………………… 20
2.2. Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной
недостаточностью…………………………………………………. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Интеллектуальная  недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.

     Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может  вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку их возникновение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции человека, его сознание, его личность [2, с. 6].

     Важной  закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». 

    1. Интеллектуальная недостаточность
 

     Правильное  определение понятия «интеллектуальная  недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое  значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» — значит, объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки [27].

     Причиной  интеллектуальной недостаточности  является поражение головного мозга  ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и  т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть. Интеллектуально недостаточным называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Анализ определения показывает, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков [25].

     Особую  трудность представляет оценка степени  интеллектуальной недостаточности детей, у которых вследствие сравнительно легкого поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие одного из анализаторов (двигательного или слухового), участвующих в формировании речи. Плохое и позднее развитие речи - это существенное обстоятельство, от которого зависит развитие всей познавательной деятельности ребенка и в особенности его успехи в школе. Эти дети иногда обнаруживают признаки поражения центральной нервной системы и плохую успеваемость в школе.

     И все же, если в ходе специальных экспериментально-психологических исследований обнаруживается, что познавательная деятельность таких детей в основном не нарушена, что они сообразительны и легко обучаемы, их также не следует считать интеллектуально недостаточными [23].

     Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в определении, также  недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение  мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка интеллектуальной недостаточности.

     Следует обратить внимание еще на один элемент  определения понятия «интеллектуальная  недостаточность». В определении  говорится о стойком нарушении  познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов.

     В результате у детей наблюдается  временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются интеллектуально недостаточными. Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно [27].

     Наряду  с преходящими астеническими состояниями у некоторых детей наблюдаются стойкие и длительные нарушения умственной работоспособности. Пока еще не разработаны психологические критерии отграничения выраженной церебрастении от стойкой плохой обучаемости интеллектуально недостаточных. Этот вопрос очень сложен, так как трудно предусмотреть, окажутся ли стойкими на много лет нарушения познавательной деятельности.

     Возможна  проверка, путем наблюдения стойкости  этих нарушений, и руководствоваться  можно следующим положением: интеллектуальной недостаточностью называется стойкое  нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [25].

     Для правильного суждения о наличии  всех обязательных признаков, характеризующих  интеллектуальную недостаточность, необходимо заключение, по крайней мере, двух специалистов: врача-психоневролога, патопсихолога или педагога-дефектолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй - заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об интеллектуальной недостаточности ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе.

     Следует обратить внимание на то, что понятие  «интеллектуально недостаточный ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «интеллектуально недостаточный» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития [22].

     Кроме олигофренов, в категорию интеллектуально  недостаточных могут быть включены дети с самыми разными заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалиты, травмы и многие другие заболевания). Даже дети, к которым приходится применить понятие деменции, включаются, таким образом, в общую категорию интеллектуально недостаточных детей. Следовательно, ставить знак равенства между понятиями «интеллектуально недостаточность» и «олигофрения» неправомерно.

     Распространенность  умственной отсталости среди различных  возрастных групп населения в  значительной степени различается, что объясняется большой значимостью критерия социальной адаптации при постановке диагноза. Максимальные значения данного показателя приходятся на возраст 10 - 19 лет, то есть возраст, в котором общество предъявляет наиболее высокие требования к уровню познавательных способностей населения (всеобщее школьное образование, призыв на армейскую службу и др.).

     Показатели  распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской  отчетности колеблются в широком  диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу подросткового населения. Данные выборочных эпидемиологических исследований, выполненных в различных странах указывают на значительные региональные колебания в распространенности умственной отсталости (от 12 до 78,5 и от 17.3 до 83,9 на 1000 подросткового населения) среди представителей одной этнической группы. Это объясняется наличием изолятов, различиями в экологических и социально-экономических условиях проживания, качестве оказываемой медицинской помощи. 

    1. Клинические разновидности интеллектуальной недостаточности
 

     При всем разнообразии причин, вызывающих интеллектуальную недостаточность, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок поражения центральной нервной системы и последующее прекращение заболевания. При интеллектуальной недостаточности психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет, и он практически здоров.

     Особенности психического развития у детей с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении психики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети с интеллектуальной недостаточностью, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную, с психологической точки зрения, группу.

     Большинство современных исследователей утверждает, что основным синдромом или основным дефектом, наблюдающимся при интеллектуальной недостаточностью, является трудность обобщения и отвлечения или слабость регулирующей роли речи.

     Правильность  любого из этих положений легко доказать, ибо при интеллектуальной недостаточности всегда, безусловно, обнаруживается и трудность обобщения, и незрелость эмоционально-волевой сферы, и запоздалое плохое развитие речи, и слабость ее регулирующей функции.

     Но  если попытаться найти центральные  определяющие дефекты, то такими представляются два: во-первых, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; во-вторых, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому с годами, естественно, присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы (Г.Е. Сухарева, 1986).

     Психика ребенка с интеллектуальной недостаточностью совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными.

     В МКБ-10 интеллектуальная недостаточность  подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую  (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология интеллектуальной недостаточности, то используется дополнительный код, обозначающий соответствующее заболевание.

     В зависимости от уровня интеллектуального  развития:

     Низкий  интеллект, субдебильность (IQ=70-84): этих детей отличают ограниченные интеллектуальные возможности, но они достаточно самостоятельны в повседневной жизни и имеют начальное и среднее образование.

     Легкая  интеллектуальная недостаточность, дебильность (F 70: IQ=50-69): эти дети как правило посещают вспомогательную школу. Их практический интеллект чаще выше, чем теоретический. Им доступны конкретные теоретические навыки и усвоение учебных навыков. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей с легкой интеллектуальной недостаточностью не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, а также особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности, социальной адаптации и реабилитации.

     В последние годы предпринимаются  попытки провести более дифференцированную оценку степени интеллектуальной недостаточности. Это будет имеет большое практическое значение, поскольку позволяет более точно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Однако критерии тонкой дифференциации до настоящего времени четко не сформулированы.

Информация о работе Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью