Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться и развести понятия «норма», «аномалия», «дефект»
Изучить понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях;
Выявить клинические разновидности интеллектуальной недостаточности;
Установить причины интеллектуальной недостаточности;
Выделить малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ………………. 5
Понятия “норма”,“аномалия”, “дефект”………………………….. 5
Интеллектуальная недостаточность………………………………. 8
Клинические разновидности интеллектуальной
Недостаточности……………………………………………………. 11
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………… 20
2.1 Аномалии развития как причина интеллектуальной
недостаточности…………………………………………………… 20
2.2. Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной
недостаточностью…………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 29
Однако
связь объекта, явления или события
с потребностью должна еще быть осознана.
Возникшее переживание может
быть разумом подавлено или
Таким образом, чувства находятся в тесной взаимозависимости с разумом. Незрелость личности интеллектуально недостаточного ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.
Во-первых, чувства интеллектуально недостаточного ребенка долгое время недостаточно дифференцированны. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут.
У
нормального же ребенка более
старшего возраста можно наблюдать
множество различных оттенков переживаний.
Переживания интеллектуально
Во-вторых,
чувства интеллектуально
Так,
например, незначительная обида может
вызвать очень сильную и
Анализируя
теорию К. Левина о роли аффективной
(подразумевается
Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим, иначе говоря, развитие эмоционального мира непосредственно связано с изменением отношений между аффектом и интеллектом. Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ничем не корригируют своих чувств и эмоций сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное.
Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей, вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной. Интеллектуально недостаточный ребенок может понять, что причинивший ему огорчение учитель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды (Рубинштейн С.Я., 1999).
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у интеллектуально недостаточных детей с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств.
Наряду
с общим недоразвитием
У
многих детей, особенно у перенесших
травму, страдающих эпилепсией наблюдаются
дисфории. Дисфориями называются эпизодические
расстройства настроения. Они наступают
вне связи с реальными
Дисфории
у интеллектуально
Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если учитель, не зная, что у данного ученика наступил приступ дисфории, начнет выяснять причину плохого настроения, а тем более порицать за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки.
Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения - эйфории. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания.
Предвестником
приближающегося заболевания
Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера: угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.
Таким
образом, хотя состояние и свойства нервной
системы входят составным элементом в
комплекс условий, от которых зависит
полноценное развитие личности ребенка,
их не следует рассматривать как определяющее
развитие личности. Определяют развитие
личности ребенка общественные условия
его воспитания, конкретная социальная
среда, в которой он развивается [7; 11; 23;
25; 27].
ГЛАВА
2 МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Аномалии
развития как причина
интеллектуальной недостаточности
Поразительно, что сейчас известно более 1000 различных причин интеллектуальной недостаточности (в пять раз больше, чем в 1983 году). Однако, не смотря на такое стремительное открытие причин, ученые в большинстве случаев не могут объяснить ключевую причину интеллектуальной недостаточности, особенно ее легких форм. Раскрыты генетические или средовые причины интеллектуальное недостаточности, от умеренной до глубокой, в двух третях случаев, в то время как причины легкой интеллектуальной недостаточности раскрываются лишь в четверти случаев. Некоторые из этих причин оказывают свое воздействие до рождения (пренатальные). К ним относят все генетические заболевания и нарушения внутриутробного развития. Другие типы интеллектуальной недостаточности вызваны причинами, связанными с родами (перинатальные), например преждевременными родами или недостатком кислорода (аноксия) при рождении. Третьи типы интеллектуальной недостаточности возникают в результате воспаления оболочек мозга (менингитов), черепно-мозговых травм и других факторов, воздействующих после рождения (постнатальные факторы).
Чтобы составить представление об этих различных причинах, исследователи предложили подход, разделяющий все случаи интеллектуальной недостаточности на два вида. Для органического вида (иногда называемого патологическим) характерны четкие органические причины, и он обычно связан с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью, в то время как у культурно-семейного вида нет четких органических причин, и он обычно связан с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Органическая интеллектуальная недостаточность изучена достаточно хорошо по причине глубокого влияния биологических факторов. Культурно-семейная, напротив, остается чем-то таинственным, даже при том, что в нее входит от одной до двух третей всех людей, страдающих интеллектуальной недостаточностью. Предположительно ее причинами являются ситуационные факторы, такие как бедность, неадекватное воспитание ребенка, плохое питание и психопатология родителей, которые влияют на психологическое (в противоположность биологическому) развитие ребенка. Однако белее специфичные причинно-следственные отношения не были определены ().
Особенно важную роль в развитии интеллектуальной недостаточности играют наследственные факторы, различные как по механизмам действия, так и по характеру проявления наследственной патологии. Наконец, на возникновение психического недоразвития влияет дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте, т.е. психическая депривация.
Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости как признака затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев внешнесредовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве.
Говоря о патогенезе интеллектуальной недостаточности, правильнее говорить о патогенезе заболеваний, при которых одним из симптомов, как правило, самым тяжелым является нарушение развития мозга. Сложность этой проблемы очевидна, так как даже при таком изученном заболевании, как болезнь Дауна, патогенез собственно интеллектуального дефекта далеко не ясен.
Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья. Среди них важная роль принадлежит так называемому хроногенному фактору, т.е. периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные факторы (как генетические, так и экзогенные), действуя в один и тот же период онтогенеза, могут вызывать сходные изменения в мозге, которые характеризуются идентичными или сходными клиническими проявлениями, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на различных этапах онтогенеза, может вызывать разные последствия.
Причинами интеллектуальной недостаточности являются различные поражения головного мозга. В результате различных заболеваний по-разному нарушается высшая нервная деятельность, возникают разнообразные расстройства психики. Можно выделить детей, перенесших однажды, на одном из этапов развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе, но практически здоровых. И детей, которые в течение жизни страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться.
Детей, перенесших поражение головного мозга однажды можно разделить на две подгруппы в зависимости от того, на каком этапе развития головного мозга ребенка происходит его поражение:
А) в период внутриутробного развития либо в младенчестве - олигофрены;
Б) в дошкольном либо в младшем школьном возрасте.
Олигофрения, означает «малоумие», и не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста [25].
При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок поражения центральной нервной системы и последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет, и он практически здоров.
Особенности психического развития олигофренов в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении психики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную, с психологической точки зрения, группу [22].
Большинство современных исследователей утверждает, что основным синдромом или основным дефектом, наблюдающимся при олигофрении, является трудность обобщения и отвлечения или слабость регулирующей роли речи [18].
Информация о работе Малые аномалии развития у детей с интеллектуальной недостаточностью