Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Проблемы гуманизации образования1
1.Как Вы относитесь к идее гуманизации обучения и воспитания?
1)безусловно, положительно
2)скорее положительно, чем отрицательно
3)скорее отрицательно, чем положительно
4)резко отрицательно
5)затрудняюсь ответить
2. Как Вы считаете, насколько реально практически реализовать концепцию гуманизации в учебно-воспитательном процессе в современных условиях?
1)вполне реально
2) нереально
3)затрудняюсь ответить
3. Какие факторы, на
Ваш взгляд, в большей степени
сдерживают процессы
1)общая ситуация в обществе
и стране___
2)излишняя регламентация педагогической
деятельности___
3)отсутствие конкретных методик технологии
процесса гуманизации___
4)психологическая неподготовленность
педагогов___
5)психологическая неподготовленность
учащихся___
6)слабая метериально-техническая база
школы___
7)что-то другое(укажите)___
4. Какой смысл лично
Вы вкладываете в понятие «
5. Что для Вас является
более важным в Вашей
1)передать свои знания, жизненный
опыт, умения и навыки своим
ученикам
2)создать условия для самопознания и саморазвития
учащегося
3)воспитание гражданина
4)формирование личности
5)научить ребёнка принимать самостоятельные
решения
6)ориентировать его на общепринятые нормы
и правила
6. Как Вы считаете, что
должно быть целью учебно-
1)гармоничное и всестороннее
развитие личности ребёнка в
соответствии с установленными нормативами
2)формирование и развитие личности ребёнка
в соответствии с потребностями общества
3) формирование и развитие личности ребёнка,
способного к саморазвитию и самосовершенствованию
что-то другое (укажите)
7. Пользуясь пятибалльной школой, оцените уровень реализации принципов гуманистической педагогики в Вашей школе:
0 1 2 3 4 5
8. В какой степени Вы согласны или не согласны с нижеприведёнными утверждениями (дайте ответ по каждой строке)
Утверждение |
Полностью согласен |
Согласен частично |
Не согласен | |
1 |
Учитель должен учить ребёнка, воспитывать должны родители |
1 |
2 |
3 |
2 |
Все дети одного возраста, в принципе, одинаковы |
1 |
2 |
3 |
3 |
На моих уроках чаще всего царит творческая атмосфера |
1 |
2 |
3 |
4 |
В школе педагог и ученик чаще всего должны соблюдать дистанцию |
1 |
2 |
3 |
5 |
Моё уважение ученик должен заслужить |
1 |
2 |
3 |
6 |
Педагогический коллектив
нашей школы – коллектив |
1 |
2 |
3 |
7 |
На моих уроках всегда дисциплина и порядок |
1 |
2 |
3 |
8 |
Было бы правильным поделить классы на обучение одарённых, средних и слабых учеников |
1 |
2 |
3 |
Спасибо за ответы!
1 Байкова, Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения. 2-е изд., испр. И доп.: Монография. – Рязань, 2004
1